Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
ШВАНГИРАДЗЕ, Нина Ясоновна (р. 14.IX. 1917)- груз. сов. театровед, театр. критик. Окончила фило-логич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1947 начала педаго-гич. работу в Тбилисском театральном институте, театральных студиях. Автор ряда книг и статей по груз. т-ру.
Соч.: Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, То., 1958 (в соавторстве с Ш. Абхаидзе); Тбилисский театр санкультуры. То., 1955 (в соавторстве с В. Нинидзе, С. Гергамия); на груз. яз.-'Гастрольные поездки С. Ахме-тели и материалы, в кн.: Сандро Ахметели, Тб., 1958; Ираклий Гамрекели, в (о.: Ираклий Гамрекели, Тб., 1958, с. 84;
Театральные УТЮДЫ, Тб., 1964, и др. Этп. Г.
ШВАРЦ, Антон Исаакович [24.1(5.II). 1896-. 21.II. 1954]-рус. сов. артист эстрады. Мастер художественного слова. Засл. арт. РСФСР (1947). Играл в Экспериментальном т-ре (Ростов-на-Дону, затем Петроград). Выступал с чтением стихов Блока и др. В 1922 окончил Петрогр. ун-т (ф-т общественных наук), занимался адвокатурой. Встреча с крупнейшим мастером художеств. слова А. Я. Закушняком (1927) побудила Ш. целиком посвятить себя концертной деятельности. В 1929 в Ленинграде состоялся его первый открытый концерт. Иск-во Ш. отличалось простотой, благородством, высокой культурой. Не прибегая к театрализации, он достигал большой выразительности при помощи интонационных штрихов, филигранно отделывая речевой рисунок. Ш. глубоко вскрывал мысль, идейно-философскую сущность произв., тонко передавал особенности лит. стиля автора. Среди работ Ш.: "Мёртвые души" (1935, лит. композиция); "Пиковая дама" (1936) и "Руслан и Людмила" (1947) Пушкина, "Сказки Андерсена" (1938), "Мопассан" (1944, рассказы Мопассана), "Рождение моря" Паустовского (1952) и др. В репертуар Ш. входили также произв. Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Пропагандист сов. поэзии, Ш. исполнял стихи Маяковского, Есенина, Багрицкого, Асеева, Сельвинского и др.
Соч.: В лаборатории чтеца, М., 1960. Лит.: ВерховскийН. Ю., Книга о чтецах, М.-Л., 1950; "Литературный современник", 1940, № 1, с. 103-107. Ю. Гл.
ШВАРЦ, Евгений Львович [9(21).X. 1896 - 15.1. 1958]-рус. сов. драматург. В 1-917-22 работал как актёр в театр. мастерской, руководимой П. К. Вейсбре-мом (Ростов-на-Дону). Лит. деятельность начал в 1925 как газетный фельетонист. В 1929 вышла первая пьеса Ш. "Ундервуд" (1929, ЛенТЮЗ), своеобразная театр. сказка, в которой, как и в следующей пьесе-сказке "Клад" (1934, ЛенТЮЗ), сказочное, необыкновенное возникает в повседневных событиях жизни. В пьесах Ш. гл. силой, способной творить чудеса, оказывается самоотверженность, энергия, доброта простых людей. Глубокая внутр. связь фантазии и правды, сказки и реальности - один из главных художеств. мотивов творчества драматурга. Обращаясь к старым сказочным сюжетам, Ш. создал ряд поэтич. пьес-сказок, проникнутых высоким светлым гуманизмом: "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1939)-обе в Новом ТЮЗе, Ленинград; "Тень" (1940), "Обыкновенное чудо" (1956)-обавЛенингр.т-ре Комедии; "Голый король" (соч. 1934, пост. I960, моек. т-р "Современник").
В пьесах "Голый король", "Тень" (1940, 1960, Ленингр. т-р Комедии) и "Дракон" (1944, 1962, там же) Ш. обратился к жанру политич. памфлета. Драматург в аллегорич. форме разоблачал фашистскую доктрину, показал приспособленцев, мещан, завистливых бездарностей, воинствующих невежд и наёмных убийц, на к-рых опирался фашизм. Творчеству Ш. присуще философское проникновение в нравственную сущность жизненных явлений. Ш. принадлежит также ряд пьес для т-ра кукол: "Сказка о храбром солдате" (1946), "Сказка о потерянном времени" (1940, Т-р под рук. Деммени, Ленинград), "Сто друзей" (1948). Пьесы Ш., написанные для детских т-ров, были пост. всеми ТЮЗами Сов. Союза.
Мн. пьесы Ш. были пост. в Ленингр. т-ре Комедии реж. Н. П. Акимовым, шли в моек. т-ре "Современник", в Моск. т-ре Сатиры, за рубежом (Польша, Румыния, Чехословакия, ГДР, ФРГ, Англия, Израиль, США и др.). По сценариям Ш. пост. фильмы "Золушка", "Первоклассница", "Дон-Кихот" и др.
Др. пьесы: "Пустяки" (1932, Т-р под рук. Деммени), "Брат и сестра" (1938, Новый ТЮЗ). "Кукольный город" (1939, Т-р под рук. Деммени), "Повесть о молодых супругах" (1957, Ленингр. т-р Комедии).
Соч.: Кукольный город. Пьесы для театра кукол, Л.- М., 1959; Сказки. Повести. Пьесы, Л., 1960; Клад.- Снежная королева..., [Пьесы и киносценарии, 2 изд.], М.-Л., 1962.
Лит.: Ц и м б а л С., Евгений Шварц, Л., 1961; Д р е й-д е н С., "... и кукольных дел мастер", "Звезда". 1959, № 12;
Акимов Н., Памяти Евгения Шварца, "Театр", 1958, № 2; Мы знали Евгения Шварца. [Воспоминания], Л.-М., 1966. С. Ц.
ШВАРЦ, Исаак Иосифович (р. 13.V.1923) - рус. сов. композитор. В 1951 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции Б. А. Арапова. Автор балетов: "Накануне" по роману Тургенева (1960, Ленингр. Малый оперный т-р), "Страна чудес" (1966, Т-р оперы и балета им. Кирова); хореографических миниатюр: "Сильнее смерти", "Вакханалия" (обе в 1959, там же), "Весёлый портной", "Негритянский танец"; музыки к драм. спектаклям и фильмам и др. соч. Б. Ш.
ШВАРЦ (Schwarz), Фредерик (15.VI.1753-13.VII. 1838) - дат. актёр. В 1773 дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген) в роли Хенрика ("Счастливое кораблекрушение" Хольберга). Обладал выигрышными сценич. данными и большой культурой; с успехом выступал в комедиях Хольберга (Герт Вестфалец в о. п.; Ольдфукс- "Суетливый", Хенрик- "Хенрик и Пернилла") и трагедиях И. Эвальда (Локе- "Смерть Бальдура"). В последние годы жизни занимался режиссурой, преподавал в театр. школе.
Лит.: H a n s e n Р., Den danske skueplads, bd l, Kbh., 1889. Вл. М.
ШВАРЦКОПФ (Schwarzkopf), Элизабет (р. 9.XII. 1915) - нем. артистка оперы (сопрано). Училась в Высшей муз. школе в Берлине. Ученица М. Ифо-гюн. Дебютировала в Берлинской гос. опере (1938). С 1942-солистка Венской гос. оперы. Гастролирует в крупнейших т-рах Европы и США. Красота, прозрачность звучания голоса, тонкое чувство муз. стиля соединяются у Ш. с большим драматич. талантом, сценич. обаянием. Ш.-одна из лучших совр. исполнительниц партий в операх Моцарта, среди к-рых: Графиня ("Свадьба Фигаро"), Памина ("Волшебная флейта"). Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Фьордилиджи ("Так поступают все").
Др. партии: Агата ("Волшебный стрелок" Вебера), Марцелина ("Фиделио" Бетховена), Маргарита ("Фауст"), Эльза ("Лоэнгрин"), Манон (о. п. Массне), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот" Пуччини), Мели-занда ("Пелеас и Мелизан-да" Дебюсси), Умница (о. п. Орфа) и др. Выступает как концертная певица.
Лит.: Рубин М., 3 портрета, "Сов. музыка", 1962, № 4. В. Ю.
ШВЕДОВ, Дмитрий Николаевич [р. 21.Х1(З.ХП). 1899] - рус. сов. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943) и Абх. АССР (1961). В 1918 окончил Моск. синодальное уч-ще (педагоги А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников, Н. С. Голованов, Н. М. Данилин). В 1916-18- концертмейстер и хормейстер оперы Нар. дома в Москве, в 1918-19- дирижёр оперы Совдепа в Козлове (ныне Мичуринск), в 1919-21 дирижёр оперных т-ров в Самаре (ныне Куйбышев) и Саратове. Затем был дирижёром Т-ра муз. драмы в Москве (1921), Гос. оперы в Самаре (1921-23), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1928, Москва). Автор опер: "Ревизор" по Гоголю (соч. 1934), "Изгнанники" (соч. 1937); музыки к спектаклям Тбилисского т-ра им. Грибоедова. Ведёт педагогич. работу. В 1923-31- рук. оперного класса в Петроградской (Ленинградской) консерватории, с 1931 - преподаватель, с 1941 - профессор Тбилисской консерватории по классу камерного пения.
Лит.: [Д з и д з а д з e Е.], Д. Н. Шведов, Тб., 1960. Д. Ив.
ШВЕДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Первые сохранившиеся произв. Ш. д. относятся к 16 в.- эпохе Реформации, когда в ун-тах и семинариях широко ставились школьные драмы. Одну из наиболее известных школьных драм "Комедию о Тобиасе" (1550) написал выдающийся политич. деятель Реформации О. Петри. В Швеции школьные и студенч. драмы заключали в себе ярко выраженное актуальное обществ, начало. Таковы "Забавная комедия о Тисбе" М. Астероферуса (1610), "Предательство Иуды" Я. Ронделетиуса (1614), "Игра о Геркулесе" С. Колумбуса (1669). В нек-рых пьесах морализаторское начало сочеталось с реалистически-бытовыми элементами, подчас комедийно изображался быт студентов, бюргеров, крестьян:
"Нытик" Я. Кронандера (1647), "Комедия о блудном сыне" (1645), "Иосиф Прекрасный" С. Браска (1644). Ещё более решительно порывали со схематич. канонами школьной драмы и приближались к формам и тематике светской драмы пьесы "Диса" (1611), "Сигнилль" (1612), "Блистательные рыцари" (1614) Ю. Мессениуса, "Олоф-король" (1620), "Комедия о могущественном короле Густаве I" А. Прутса (1622), осн. на древних сагах и историч. хрониках. Но подлинно светская Ш. д. возникла лишь в 1-й пол. 18 в. в связи с развитием нац. проф. т-ра. Наибольшее распространение в этот период получила просветительская "комедия нравов", испытавшая сильное влияние творчества Мольера и Л. Хольберга. Меткую, ироничную издёвку над дворянской спесью и тупым меркантилизмом буржуа, осмеяние нелепых обычаев содержали пьесы "Утончённые вкусы" (1721) и "Шведский франт" (1737) К. Гюлленборга, "Завистник" У. Далина (1738), "Фру Рангшюк", "Хокан Скряга" (обе в 1838), "Сумасшедший дом" (1741) Р. Моде, "Барон Шельфлок и фрекен Граннлага", "Счастливое банкротство" (обе в 1753), "Порка" (1755) Ю. Стагнели-уса, "Место встреч" К. Кнеппеля (1750). В 70-е гг. 18 в. в условиях "просвещённого абсолютизма" критич. тенденции Ш. д. уступили место националистич. истолкованию эпизодов швед. истории, сочетавшемуся с эпигонским подражанием поэтике франц. классицизма: "Домальд" А. Ристелля (1777), "Ярл Биргер" Г. Адлербета (1782), "Ода" К. Леопольда (1790) и др. Монархич. идеи утверждались в помпезных драмах короля Густава III: "Густав Адольф и Эбба Брахе" (1784), "Сири Брахе и Юхан Гюлленшерна" (1787), "Один за всех" (1788), "Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина" (1789). Официозной парадности "густа-вианской" драмы противостояли пьесы, в к-рых сквозь контуры классицизма проступало романтич. мировосприятие, звучали мотивы свободолюбия, интерес к переживаниям человека: "Сусанна" Я. Вал-ленберга (1778), "Эрик XIV" Б. Лиднера (1782), "Эйлиф" (1804), "Агне" (1812) П. Линга, "Эрик XIV" (1827), "Биргер и его род" (1837), "Густав Адольф в Германии" (1838) Б. Бескова. В сер. 19 в. появились "Эрик XIV" (1846), "Последние дни Густава I" (1856) и "Юность Карла XII" (1858) Ю. Бёрьес-сона, '"Люсидор" X. Вийкандера (1854) и др. Видный драматург этого периода А. Т. Бланш писал комедии, реалистически отражавшие совр. ему швед. действительность: "Богатый дядя" (1845), "Подкидыш" (1847), "Странствующая труппа" (1848) и др. Пьесы Бланша, демократичные по своей направленности, показывали повседневную жизнь простых людей в Стокгольме и провинции, изображали крестьянский быт, использовали фольклорные мотивы. Они подготовили популярность зингшпиля ("Верм-ландцы" Ф. Дальгрена, 1846, и др.). Особое место в Ш. д. заняли произв. К. Алъмквиста: "Драгоценности королевы" (1834), "Коломбина" (1835), "Амо-рина" (1839), в к-рых глубокое понимание осн. философских и социальных проблем эпохи сочеталось с романтич. гротеском и мистицизмом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.