Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
Др. произв. Ш.: камерная лирич. муз. комедия "Арабел-ла" (1933, Дрезден), комич. опера "Молчаливая жена" на либр. С. Цвейга (1935, Дре-зден), антимилитаристская опери "День мира" (1938, Мюнхен) и опера "Дафна" (1938, Дрезден); муз. комедия "Любовь Данаи" (соч. 1940, пост. 19.')2, Т-р фестивалей, Зальцбург) (три последних произв. Ш. написаны на либр. И. Грегора); пьеса с музыкой на собств. либр.- "Каприччио" (1942, Мюнхен); балеты - "Легенда об Иосифе" (1914, Пари/к), "Шлагобер" (1924, Вена). Чл. Академии иск-в в Берлине (с 1909).
Лит.: S t г а и Э R-. Betrachtungen und Erinnerungen, 2 Ausg., Z.-Freib., 1957; К р а у з е Э., Рихард Штраус, [пер. с нем.], М., 1961; Р о л л а н Р., Музыканты наших дней, пер. с франц., М., 1938: Schuh W., Roth Е., [ed.], Richard Strauss. Complete catalogue, L., 1964. В. Делъ.
ШТРАУХ, Максим Максимович [р. 11(23).II. 1900] - рус. сов. актёр. Нар. арт. СССР (1965). В 1921 начал артистич. деятельность в 1-м Рабочем т-ре* Пролеткульта. Сыграл здесь ряд ролей в экспериментальных пост. В. С. Смышляева, С. М. Эйзенштейна: Филипп Ривера ("Мексиканец" по Дж. Лондону, 1921), Мамилюков-Проливной ("Мудрец" по комедии Островского На всякого мудреца довольно простоты", 1923), Штумм, Директор завода ("Слышишь, Москва", 1923, "Противогазы", 1924, Третьякова) и др. Ш. проявил себя мастером острой сценич. формы, актёром, которому были близки психоло-гич. анализ, эксцентрика и гротеск. В 1929-31 работал в
Т-ре им. Мейерхольда. Сатирич. образы большой обличительной силы и острой социальной направленности, созданные в пьесах Маяковского Победо-носиков ("Баня"), Присыпкин ("Клоп", 1930),- были высоко оценены Маяковским. Среди лучших ролей этого периода также: Председатель палаты депутатов ("Д. Е,." Подгаецкого, 1930), Маржерет ("Список благодеяний" Олеши, 1931). Новые грани таланта Ш. раскрылись на сцене Т-ра Революции, где он работал в 1932-50 (в 1938-42 был худ. рук. этого т-ра). Ш. всё чаще обращается к глубокому психологич. истолкованию образа. Он выступил в новых для его творчества ролях, показал формирование революционного сознания: портной Рубинчик ("Улица радости" Зархи, 1932), композитор Шигорин ("Концерт" Фай-ко, 1936). Глубоко и рельефно раскрывал Ш. духовный мир сов. людей, героев современности: Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина, 1932), Све-колкин ("Обыкновенный человек" Леонова, 1945), П редседатель правительственной комиссии ("Закон чести" А.Штейна,1947, Гос. пр. СССР, 1949). Одновременно Ш. создал галерею ярких сатирич. образов: Моске ("На западе бой" Вишневского, 1933), Василий Шуйский ("Иван Болотников" Добржинского, 1938), Вильгельм Баум-воль ("Сыновья трёх рек" Гу сева, 1944). Пуб-лицистич. направленность иск-ва Ш. проявилась и в образе Ивана Горлова ("Фронт", 1942).
Работа над образом совр. положительного героя обогатила мастерство актёра и подготовила его к созданию (один из первых исполнителей) образа В. И. Ленина ("Правда" Корнейчука, 1937). Впоследствии Ш. продолжил свою работу над воплощением образа В. И. Ленина в спектаклях: "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1950, Малый т-р. Гос. пр. СССР, 1951), "Между ливнями" Штейна (1964, Т-р им. Маяковского). Ш. создал образ В. И. Ленина в кино ("Рассказы о Ленине", Ленинская пр., 1959, "Ленин в Польше", 1965, "Человек с ружьём", "Выборгская сторона", "Яков Свердлов"). Ш. передавал глубину революц. мысли вождя, величие его нравств. подвига, одухотворённость революц. идеей.
В творчестве Ш. ясность и точность мысли сочетаются с гражданственной страстностью, тонкой художеств. интуицией, отточенностью сценической формы.
В 1Р5Э-57 Ш.- актёр Малого т-ра. В ряде ролей этого периода раскрывалась ведущая тема творчества актёра - познание человеком правды: крестьянин Габу ("Люди доброй воли" Мдивани, 1950), инженер Груббе ("Иначе жить нельзя" Софронова, 1952) и др.
В 1959 Ш. вернулся в Т-р им. Маяковского. В ролях, сыгранных в этот период, Ш. стремился показать мужество и стойкость сов. людей в борьбе за коммунистич. идеалы, их человечность: Начальник ("Аристократы" Погодина, 1959), адмирал Миничев ("Океан" Штейна, 1961). Играл также лирико-коме-дщшую роль писателя Шахматова ("Весенние скрипки" Штейна, 1960), сатирич. роль обывателя Крута ("Поворот ключа" Кундеры, 1963).
Ш. занимается режиссёрской деятельностью; пост. спектакли: "Лестница славы" Скриба (1936), "Последние" (1937); "Мамаша Кураж и её дети" Брехта (1960).
Снимается в кино: "Привидение, которое не возвращается", "Заговор обречённых" (Гос. пр. СССР, 1951), "Убийство на улице Данте" и др.
Лит.: Туровская М., Медведев Б., Максим Максимович Штраух, М., 1952; Гринвальд Я., Максим Штраух, М., 1939; Новицкий П., Образы актёров, М., 1941; Шахов Г., М.М.Штраух, [M., 4964].
А. Я.
ШУБЕРТ, Александра Ивановна [14(26).III.1827- l (l 4). 11. 1909] рус. актриса. Сестра драматурга-водевилиста и режиссёра Александрийского т-ра Н. И. Куликова и актрисы П. И. Орловой. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Затем (с 1842) продолжала образование под рук. своего брата. В 1842 дебютировала в Александрийском т-ре (Фанни - "Камилла, или Брат и сестра" Скриба) и в 1843 была зачислена в труппу. В 1844 переведена в моек. Малый т-р. М. С. Щепкин уделял большое внимание художеств. и этич. воспитанию Ш. В 1847-53 (вместе со своим первым мужем артистом М. А. Шубертом) Ш. работала в Одесском т-ре, труппа к-рого была сформирована по рекомендации Щепкина из его учеников и лучших актёров провинции. После 1853 Ш. вновь играла в Александрийском т-ре, в 1860-68 - в Малом т-ре, затем в Виль-но, Саратове, в труппе П. М. Медведева в Казани, Орле, Тамбове. Последний раз выступила на сцене в 1882 .{бенефис П. А. Стрепетовой на сцене Пушкинского т-ра Бренко в Москве). Актриса по преим. комедийная и водевильная, Ш. в молодости исполняла роли субреток, ловких и бойких барышень, а в зрелые годы - пронырливых кумушек и свах. Её игра отличалась непосредственностью, юмором. Актриса не поднималась до обличающей сатиры, но придавала своим персонажам забавные, почерпнутые из действительности черты.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Флорет-та ("Госпожа-служанка" Бурдина), Юлинька ("Жених из ножевой линии" Красовского), Мирандолина ("Мирандо-лина, или Седина в бороду, а бес в ребро" - переработка Блума комедии "Хозяйка гостиницы" Гольдони), Василиса Перегриновна ("Воспитанница" Островского), Серафима ("Виноватая" А. Потехина) и др.
Преданная ученица и последовательница Щепкина, Ш. пропагандировала творчество великого артиста и его систему в провинции (именно в письме к Ш. от 7 февр. 1848 Щепкин изложил основы своей эстетич. программы). Умные и тонкие советы Ш., ее талант театр. "педагога оказали решающее влияние на формирование и развитие дарований мн. молодых актёров, служивших с ней в провинции. Среди них - В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова. Ш. оставила воспоминания ("Моя жизнь").
Соч.: Моя жизнь, Л., 1929.
Лит.: Г p и ц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М., 1966]; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. Л.- М., 1962; Савина М. Г., Горести и скитания, Л.-М-, 1961. А. Кл.
ШУБЕРТ (Subert), Франтишек Адольф (23. III. 1849 - 8.1 X. 1915) чеш. театр. деятель и драматург. В 1883-1900 - первый директор Нац. т-ра в Праге и в 1907-09 - Т-ра на Виноградах. В своих пьесах на материале истории Ш. отражал острые совр. социальные противоречия: Будители" (1882), "Ян Вырава" (1886), "Помещик" (1891), "Драма четырёх бедных стен" (1893), "Жатва" (1904). Ш.- автор работ по истории чеш. т-ра и о совр. мастерах сцены: Ф. Коларе, К. Шимановском, И. Мошне и др.
Соч.: Kralovske ceske zemske a narodni divadlo v Praze, Praha, 1892; Klicpera dramatik, Praha, 1898; Jindrich Mosna. Masky narodniho divadla 1883-1900, Praha, 1902; Moje vzpominky, Praha, 1902 (Z uplnuivch dob, dl 1-3); Dejiny narodniho divadla v Praze 1883-1900, sv. 3, cast l, Praha, 1908. Д. Сол.
ШУБЕРТ (Schubert), Франц (31.1.1797- 19.XL 1828) - австрийский композитор. Ученик А. Сальери (1812-16, Императорско-коро-левская придворная капелла). Ш.-один из первых крупных представителей романтизма. Среди обширного творч. наследия Ш.- 18 произведений для театра (завершено 11). В 1822 написал оперу "Альфонсо ? Эстрелла" (1854, Веймар) на текст Ф. Шобера, произведение, предвосхитившее геронч. тенденции в творчестве Верди; в 1823-музыку к пьесе "Роза-мунда" X. Чези (1823, "Т-р ан дер Вин", Вена) - одно из самых поэтичных своих творений. Наиболее сценичным был зингшпиль ffl. "Заговорщики" ("Домашняя война", соч. 1823, пост. 1861, Франкфурт-на-Майне).
Др. произв.: оперетта "Рыцарь зеркала" (соч. 1812);
"волшебная" опера "Весёлый замок сатаны" (соч. 1813-14); зингшпили "Клодина фон Вилла Белла" (соч. 1815), "Братья-близнецы" (соч. 1819), "Фиеррабрас" (соч. 1823); музыка к "магической пьесе "Волшебная арфа" (соч. 1820); вставные номера к опере "Волшебный колокольчик" Ф. Герольда (соч. 1821); опера "Шакунтала" (неоконченная, соч. 1820; исполнена ария баса, 1822, Вена) и др.
Лит.: К о н е н В., Шуберт, 2 изд., М., 1959; Г о л ь д-шмидт Г., Франц Шуберт -жизненный путь, [пер. с нем.], М-., 1960; Жизнь Франца Шуберта в документах, М., 1963; Черная Е. Ф., Шуберт, 1965. В.Дель.
ШУБИН, Александр Васильевич [р. 3(15).VIII. 1898] - рус. сов. режиссёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). В 1916 окончил Студию Мейерхольда, работал как актер и режиссёр в ленингр. т-рах: т-р Нар. дома (1919-21), "Кривое зеркало" (1925-30), Большой драматич. т-р (1930-34), Малый оперный т-р (1934-39). Был гл. режиссёром Выборгского (1940-41), Киевского (1941-43), Пермского (1943-45), Смоленского (1945-48), Омского (1948-53), Вологодского (1954-65) т-ров.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.