Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
В труппу Ш. входили актёры разл. направлений. Наряду с ходульными эпигонами классицизма здесь была группа актёров, поддерживавшая и развивавшая реалистич. достижения Щепкина.
В 1833 в труппе Ш., игравшей в Курске, произошёл раскол: Л. И. Млотковская, Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, основав самостоятельную труппу (возглавленную Л. Ю. Млотковским), остались играть в этом городе, а Ш. с остатками драм. труппы и балетом выехал в Харьков. С сер. 1830-х гг. Ш. прекратил свою деятельность.
Лит.: Плетнёв А., У истоков харьковского театра, Харьков, 1960; Клинчин А., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952. д /г.
ШТЁЙНБЕРГ, Лев Петрович [3(15).IX.1870-16.1. 1945] - рус. сов. дирижёр, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1937). В 1893 окончил Петерб. консерваторию (класс фп. К. К. фан Арка, затем А. Г. Рубинштейна; класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловьёва; класс гармонии А. К. Лядова). Дирижёрскую деятельность вёл с 1892 в качестве симф. и оперного дирижёра. Выступал в Петербурге, Москве и др. городах. В 1914 гастролировал с труппой С. П. Дягилева в Париже и Лондоне, дирижировал в Англии операми "Князь Игорь" (с участием Ф. И. Шаляпина) и "Майская ночь".
После Октябрьской революции работал дирижёром в оперных т-рах Киева (до 1924), Харькова (1924-26), Свердловска (1926-27), Баку (1927-28). Инструментовал оперу "Тарас Бульба" Лысенко и впервые пост. её на сцене (1924, Харьковский т-р оперы и балета). С 1928 -дирижёр Большого т-ра (Москва). Автор балета "Мирра" (1924, Харьковский т-р оперы и балета). Ш. способствовал развитию сов. укр. оперного т-ра.
Дирижировал операми: "Иван Сусанин"; "Вакула кузнец" Соловьёва (обе 1899, Петербург, зал Кононова, силами Товарищества рус. оперных артистов под рук. О. О. Бест-риха и Л. П. Штейнберга), "Чародейка" Чайковского (1903, Саратовский оперный т-р), "Хованщина" (1907, Т-р Солодов-никова), "Пиковая дама" (1924); "Трильби" Юрасовского (1925, Харьковский т-р оперы и балета), "Орлиный бунт" Пащенко (1926, Свердловский т-р оперы и балета), "Борис Годунов" (1928, Бакинский оперный т-р); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1929), "Алмаст" Спендиарова (1930), "Турандот" Пуччини (1931), "Мазепа" (1934), "Демон" (1937), '"Царская невеста" (1937), "Русалка" (1944) - в Большом т-ре (Москва) и др.
В 1938-41 вёл педагогич. работу в Моск. консерватории (профессор класса дирижирования).
Лит.: Исаков А., Полвека за пультом, "Театральная неделя", 1940, № 9. А. Ив.
ШТЁЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич [22.VI (4.VII).1883-6.XII.1946] - рус. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934), нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. В своих ранних соч. Ш. был близок к стилю своего учителя и А. К. Глазунова. Затем испытал нек-рое влияние модернизма, что отразилось на его балете "Метаморфозы" по о. п. Овидия (1914, "Русский балет Сергея Дягилева", Париж). Ш. написал балеты "Тиль Уленшпигель" по Ш. де Костеру (соч. 1936) и "Сарай Мульк Ханум" (неоконч.), оперу "Тахир и Зухра" (1942, неоконч.), кантату памяти А. С. Пушкина и многочисл. соч. др. жанров.
Ш. хорошо знал муз. фольклор народов СССР и зарубежных стран и творчески использовал его в своих произв. Был редактором посмертного издания муз. и лит. произв. Римского-Корсакова (завершил его труд "Основы оркестровки"). Ш. принадлежит редакция сюит из опер "Золотой петушок" (совм. с А. К. Глазуновым), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", а также редакция партитур опер - "Майская ночь" и "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова, "Алмаст" Спендиарова, "Отечество" ("Фландрия") Паладиля (к двум последним он написал ряд дополнительных номеров) и др. Ш. вёл педагогич. работу. С 1908-преподаватель, с 1915- профессор Петрогр. консерватории по классу теории композиции. Доктор искусствоведения (1943). В чивле учеников Ш.: М. Ашрафи, С. В. Бархударян, Е. Г. Брусиловский, В. М. Дешевов, С. А. Заранек, А. Ф. Пащенко, А. Г. Тер-Гевондян, В. А. Успенский, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв.
Лит.: Римский-Корсаков А., Максимилиан Штейнберг, М., 1928; Г н е с и н М., Максимилиан Штейн-берг, "Сов. музыка", 1946, № 12; Богданов-Березовский В., Максимилиан Штейнберг, М., 1947.
А. Ив.
ШТЕЛИН (С т е л и н), Якоб (Яков Яковлевич) [10(21). V.1709- 25. VI(6. Vil). 1785] - рус. литератор, драматург, режиссёр, поэт. Академик Петерб. АН. По национальности немец. Образование получил в Лейпцигском ун-те. С 1735 жил в России. Был дружен с М. В. Ломоносовым (к-рый часто переводил с нем. его стихи). Профессор элоквенции и поэзии, Ш. помещал статьи в "Ведомостях", писал стихи по поводу разл. торжественных случаев, организовывал оформление праздников. В день коронации Елизаветы Петровны пост. оперу Гассе "Титово милосердие" с аллегорич. прологом собственного сочинения "Россия, по печали паки образованная" (муз. Д. Да-лолио). В 1763 Ш. был организатором зрелищ по случаю коронации Екатерины II. Один из первых в России исследователей истории драм. т-ра,балета, музыки. Из его лит. трудов наибольший интерес представляют заметки в "Ведомостях" об оперных и балетных спектаклях, а также "Краткое известие о театральных в России представлениях..." (1779), где даны ценные сведения о первых шагах рус. т-ра, о гастролирующих в России иностр. труппах.
Соч.: Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года, "Санкт-Петербургский вестник", 1779, часть IV, авг.-сент.; Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. Историческое описание оного театрального действия, которое называется опера, "Примечания на Санкт-Петербургские ведомости", 1738 (с 27 февр. по 19 июня), с. 65-84, 132-39, 140-83.
Лит.: Ломоносов М. В., Сборник статей и материалов, М.-Л., 1946, с. 39-40; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 1-2, М., 195 2-53; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. В. Вир.
ШТЕНБЕРГ, Ирина Валерьяновна (р. 20.IX. 1905)- сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Училась в Тбилисской академии художеств. С 1926 в течение 10 лет работала как график в издательствах Москвы и Тбилиси. Создала иллюстрации к ряду разнообразных изданий, серии жанровых рисунков, произв. станковой живописи, графики.
Первая работа в т-ре - спектакль "Том Сойер" по М. Твену в Тбилисском рус. ТЮЗе (1936). Долгое время была постоянным художником этого т-ра. Работала в Т-ре им. Грибоедова, оформляла спектакли в Т-ре им. Руставели, Т-ре им. Марджанишвили, в груз. ТЮЗе в Тбилиси, в Ленинаканском т-ре, Т-ре им. Сундукяна, груз. т-ре в Сухуми и др.
Среди спектаклей: "Хозяйка гостиницы" (1937); "Белеет парус одинокий" Катаева (1938), "Ревизор" (1939); "Маргарита Готье ("Дама с камелиями") Дюма-сына (1940), "На всякого мудреца довольно простоты (1940), "Укрощение строптивой" (1941); "Великий Моурави" Вакели (1941),
"Собака на сене" Лопе де Bera (1942), "Васса Железнова" (1955); "Пламенный мечтатель" Мревлишвили (1957), "Снежная королева" Шварца (1939), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1962), "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1962), "Лиса и виноград" Фи-гейрсду (1964), "Моя старшая сестра" Володина (1964) и др.
Работам Ш. свойственна чёткость рисунка, порой подчёркнутая резкость линий. Художник остро ощущает природу драм. произв., находит яркое, смелое решение сценич. пространства. Ш. стремится к простоте и лёгкости. Изобретательно планируя сцену, помогает создать верную и тонкую сценич. атмосферу. В эскизах костюмов Ш. выражает характер сценич. персонажей; её эскизы помогают актёрам в создании сценич. образов.
ШТЕПАНЕК (Stepanek), Зденек (р. 22.IX.1896) - чехословацкий актёр. Нар. арт. ЧССР (1953). Впервые выступил на сцене в 1913 в труппе А. арека. Играл в передвижных труппах. В 1920- 1934- в Т-ре на Виноградах
(Прага). С 1934-один из ведущих актёров пражского Национального т-ра, в 1954-55-худ. рук. этого т-ра. Для исполнительского искусства Ш. характерно мастерство перевоплощения, выразительность сценич. речи.
Среди ролей: в Т-ре на Виноградах - Мельник ("Фонарь" Ирасека), Павел Басов ("Внринея" по Сейфуллиной), Гамлет;
Протасов ("Живой труп"). Разбойник ("Разбойники Чапека), Мефистофель ("Фауст"), Францек ("Мариша" бр. Мрштиков), Ричард III; Мышкин ("Идиот" по Достоевскому); в Национальном т-ре - Отец ("Мать" Чапека), Макбет, Отелло, Тартюф; Валента ("Дочь поджигателя Тыла), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Тетерев ("Мещане"), Маршал ("Белая болезнь" Чапека), король Лир.
Соч.: Hereci Praha, 1961.
Лит.: Narodni umelec Zd. Stepanek, "Narodni divadlo", 1956, гоб. 32, с. 3. JI. Сол.
ШТЕРНХЕЙМ (Sternheim), Карл (1.IV.1878- 3.XI.1942) - нем. писатель, драматург. Один из крупнейших представителей экспрессионистич. драмы. Последователь Ф. Ведекинда и Г. Кайзера. Изучал философию и историю лит-ры в Мюнхене, Лейпциге, Гёттингене и др. Еще до 1933 эмигрировал из Германии. После создания неоромантич. стихотворной драмы "Ульрих и Бригитта" (1909) и трагедии "Дон Жуан" (1910) Ш. написал цикл комедий одиннадцать гроте-сково-сатирич. экспрессионистич. пьес с общим иронич. подзаголовком "Из буржуазной героической жизни". В этот цикл входят пьесы: "Панталоны" (1911), "Денежная шкатулка" (1912), "Буржуа Шиппель" (1912), "Сноб" (1913), "Кандидат" (1913), "1913" (1915), "Скупой" (1916), "Чистый лист" (1916), "Освобождённый от оков современник" (1920) и др. Изображая в этих пьесах историю возвышения и падения одной бурж. семьи, Ш. подвергает резкой критике совр. бурж. общество, высмеивает аморальность, самодовольство, жажду денег, духовную нищету буржуазии. В 20-х гг. Ш. написал драму "Оскар Уайльд" (1924), комедии "Школа в Узнахе" (1926), "Или Цезарь, или ничто" (1931). Пьесы Ш. были запрещены в кайзеровской Германии, в Веймарской республике, им инкриминировались аморальность, угроза общественной нравственности. При фашистской диктатуре произв. Ш. сжигались.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.