Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
АЛЙ-БЕЙ (Ali Веу), Мехмет (1844-98)-турецкий драматург. Занимал видные административные должности. Ок. 1870 начал лит. деятельность как театр. журналист. Написал пьесы: "Госпожа спит" (1870), "Гавоминар и компания" (1875), "Колокольчик", "Болтливый парикмахер", "Нежелательный гость", переделал для тур. т-ра произв. Мольера, Гольдони. А.-б. был одним из первых тур. драматургов. Его деятельность имела большое значение для формирования нац. т-ра. Пьесы А.-б. входили в репертуар т-ра "Гедик-паша", он обучал актёров-армян, игравших на тур. яз., правильному произношению, преподавал дикцию; входил в состав лит. части т-ра. Л. Д., Л. Ай.
"АЛИБЁРТИ" (Aliberti) - театр в Риме. Открыт в 1720 (около пл. Испании). Построен (на средства А. Алиберти) театр. арх. Ф. Биббиена. В 18 в. здание "А." было одним из самых больших в Риме (имело 6 ярусов, в каждом по 36 лож). По форме зал представлял собой треугольник с усечёнными углами. Часто "А." называли также "Театром дам". В "А." выступали различные труппы; сначала здесь ставились драм. спектакли, в 1718-60 - "серьёзные оперы", с 1760 до нач. 19 века - комические оперы. В 1798 на сцене "А." впервые появились женщины - певицы и балерины, выступать к-рым в папском Риме раньше воспрещалось. "А." постоянно соперничал с театром "Арджентина". В 1843 здание было перестроено, в 1863 сгорело. С. Мок.
АЛИ-ВАД (наст. фам. и имя - Вадиме в-М а р к е л о в, Александр Алексеевич) (р. 30. VI. 1895)- советский цирковой артист; иллюзионист и манипулятор. В течение 12 лет был драм. актёром. В 1928- 1956 выступал в цирке, изобрёл ряд новых трюков. А.-В. не ограничивался демонстрацией фокусов и создавал, используя иллюзионные трюки, сатирич. обозрения, насыщенные злободневным политич. содержанием. Написал книги "Искусство фокуса" и "Фокусы на клубной сцене" (М., 1959), в к-рых излагает проф. приёмы фокусников. ' М. 5.
АЛИГЁР, Маргарита Иосифовна [р. 24. IX (7. X). 1915] - русская советская поэтесса, драматург. Член КПСС с 1942. Окончила Лит. ин-т им. Горького в Москве (1937). А. - автор драм. поэм о партизанах Великой Отечеств, войны: "Сказка о правде" - о Зое Космодемьянской (Ст. пр. 1943, 1945, Куйбышевский т-р, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и "Первый гром" (1947, Центр, т-р Советской Армии). Для пьес А., воспевающих героику патрио-тич. подвига, характерны романтич. пафос, лиризм, поэтичность. Перевела пьесу "Каменный хозяин" Леси Украинки.
С о ч.: Сказка о правде. Драм. поэма, М.-Л., 1947. Лит.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948, стр. 86-87. А. Шн.
АЛИЕВ (псевд. - В а ц и л у), Минкаил Алиевич [р. 13(26).V. 1907]-лакский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1940. Учился в педагогич. ин-те в Орджоникидзе. Преподавал лакскую лит-ру. В 1932 написал первую пьесу "Зулейха осталась одна". С 1954 - директор Лакского т-ра (Кумух). Автор пьес: "Брат и сестра" (1934), "Партизан Магомед" (1935), "Аздар" (1939), "Не забудь меня" ("Дорога к счастью"), "У нас в горах" (1948), "Семья Рамазано-вых" (1950), "В нашем селении" (1959), "Парту Пати-ма" (1957), одноактных пьес "Роза" и "Жизнь фермы". Пьесы А., посв. прошлому и совр. жизни Дагестана, судьбе женщины-горянки, подвигам советских людей в Великой Отечеств, войне, шли на сцене Лакского т-ра (Кумух). М. Я.
АЛИЕВ, Мирза Ага Али оглы (1883, сел. Говсан,- 25. X. 1954, Баку) азербайджанский советский актёр. Нар. арт. СССР (1949). Член КПСС с 1934. Род. в семье крестьянина. Впервые выступил на сцене в 1901. Проф. сценич. деятельность начал в 1906 в Баку. Был учеником одного из основоположников азерб. сценич. иск-ва Дж. Зейналова и глубоко воспринял реалистич. принципы его творчества. Работал в группе "Ниджат" (в Баку). В 1910-18 гастролировал в Тифлисе, Астрахани, Нахиче-вани, Иране. Был одним из организаторов (1906) и участников труппы "Гамийет". С успехом исполнял комедийные и характерные роли в произв. азерб. драматургов, в муз. комедиях У. и 3. Гаджибековых. После уста-. нослония в Азербайджане Сов. власти (1920) принял активное участие в строительстве азерб. сов. т-ра, был одним из организаторов и актёров Бакинского свободного сатир-агиттеатра1921-24). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Азизбекова (Баку). Творчество А. развивало лучшие традиции азерб. и русского реалистич. сценического иск-ва, было отмечено подлинным реализмом и народностью. Сочная, бытовая окраска ролей, мягкий юмор и простота, задушевность исполнения - осн. черты дарования А. Среди лучших ролей А.:
Гаджи Кара, Везир ("Гаджи Кара", "Везир ленко-ранского ханства" Ахундова), Султанбек, Мешади ибад ("Аршпн мал алан", "Не та, так эта" У. Гаджи-бекова), Пскендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде, 1916), Оддамди, Мирза Самандар, Саламов ("Невеста огня", 1928, "Алмас", 1931, "В 1905 году", 1931, Джабарлы). Высокую мораль советского человека А. раскрыл в образе Мешади Гулам Гусейна ("Му-хаббет" Ибрагимова, 1942, Ст. пр. 1943). Дарованию А. была свойственна также сатиричность: Наджаф-бек ("Утро Востока" Мамедханлы, 1947, Ст. пр. 1948), Керемов, Бербер-заде ("Свадьба", 1939, "Счастливцы", 1941, Рахмана). А. создал ряд реалистич. образов в рус. классич. драматургии: Лука (1925); Осип ("Ревизор", 1908), Кнуров ("Бесприданница", 1939). Снимался в кино (фильмы "Гаджи Кара", "Огни Баку", "Алмас"). А. написал неск. одноактных пьес ("Мешади женится", "Там так, тут эдак" и др.), ставившихся в 1922-24 в Бакинском сатир-агиттеатре.
АЛИМОВ САЙФЙ (р. 1901) - узбекский советский актёр. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в 1918 как актёр труппы при старогородском Отделе народного образования в Ташкенте. С 1919 - актёр Т-ра им. К. Маркса. Один из старейших актёров узб. т-ра. Исполнял характерные роли: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Султанбек ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Миллер ("Коварство и любовь"). В 1924-27 учился в театр. техникуме в Баку, с 1927 - актёр Т-ра им. Хамзы (Ташкент). Роли:
Джами ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Ку-ропаткин ("Заря Востока" Сафарова), Земляника ("Ревизор"), Прорицатель ("Юлий Цезарь" Шекспира). С 30-х гг. занимается режиссурой; был режиссёром Хорезмского узб. т-ра, с 1937 - Республиканского колхозно-совхозного т-ра. Пост. спектакли:
"Бай и батрак" Хамзы, "Два коммуниста", "Честь и любовь", "Сожжём" Яшена, "Женитьба" и др. А. Р.
АЛЙППИ (Alipp), Элиас (20. II. 1885 - 3. V. 1942) - аргентинский актёр, режиссёр, драматург. Род. в Буэнос-Айресе. В 1903 начал выступать на сцене в труппе X. Подесты. В 1916 организовал театр. труппу совм. с актёром и театр. деятелем Э. Муиньо, позднее с Б. Подеста. В 1931 возглавлял собств. труппу. Затем вновь объединился с Муиньо. А. написал комедии, сайнете, с успехом ставившиеся в аргент. т-рах - "Белокурый индеец" (1912), "Опьянённая танго" (1921), "Вы также хороши" (1929), либретто оперы "Красный город" (1936). Среди пост. А.: "Ка-ландрия" Легисамона, "Мартин Фьерро" по Гутьер-ресу (1929 - 32; Национальный театр комедии, Буэнос-Айрес). Снимался и работал как режиссёр в кино. Ал. Р. "АЛИХАНЯН, Исаак Семёнович [7. II. 187(Г, Душе-тп (Грузия), - 15. III. 1946, Тбилиси] - армянский советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1923). Род. в семье служащего. В 1896 окончил арм. духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1897, работал в труппах Баку (1897-1903, 1907-09), Тифлиса (1903-06, 1910-21), Ростова-на-Дону (1906-07). Участвовал в гастролях арм. трупп в Москве и Петербурге (1912). После Октябрьской революции принял активное участие в строительстве сов. арм. т-ра, был одним из организаторов
(1921) 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). С 1922 работал в Тбилисском арм. т-ре.. Иск-во А. характеризуется правдивостью, эмоциональностью, волнующей искренностью. Претворяя в своём творчестве традиции арм. и рус. реалистич. т-ра, А. был последователем психологич. актёрской школы. Играл роли героев и характерные:
Хлестаков (1903), князь Мыш-кин ("Идиот" по Достоевскому, 1903), Сатин, Барон (1910, 1922), Освальд (1909);
Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, 1910), Протасов ("Живой труп", 1912), Берсенев ("Разлом", 1928); Принчивале ("Монна-Ванна" Ме-терлинка, 1943), Платон Кречет (1935), Пэпо (о. п. Сундукяна, 1938), Арсен (о. п. Шаншиашвили, 1938), Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939), Анют Еркат ("Геворк Марзпетуни" по Мурацану, 1942)
ЛИТ.: U** шршщЬтшЪ) vhuutwlf U,/i/uwbju/b"t
Ь[,Ц.шЪ, 1958, С. Мел.
АЛЙШ АБДУЛЛА (наст. фам. и имя А л и ш е в Аб-дулла) [2(15). IX. 1908 - август 1944] - татарский советский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. В октябре 1941 под Брянском А. был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с поэтом Мусой Джалилем. Принимал участие в подпольной антифашистской деятельности. Был казнён в Моабит-ской тюрьме. Написал пьесы "Маленький узник", "Болтливая утка" (Казанский т-р кукол). Совм. с Абдуллой Ахметом написал в 1934-35 пьесы "Соседи" и "Звезда". X. Я.
АЛКЁУ ('AGIL'OI)), наст. фам.- Т и в е р и у (Tipeo'roi)), Сапфо (1877-22. I. 1951),- греческая актриса. Род. в Константинополе. С детства участвовала в спектаклях. В 1895 начала проф. сценич. деятельность (Афины). Играла в различных театр. труппах; с 1932 -актриса афинского Нац. т-ра. Обладала большим обаянием, реалистич. мастерством перевоплощения. Исполняла гл. обр. характерные роли в пьесах нац. драматургов - Катина ("Подросток" Хорна), Лебесена ("Обручение" Богриса) и др. Играла также роли Озе ("Пер Гюнт"), Марты ("Фауст"), Марты Оуэн ("Анна Кристи" О'Нила) и др. Д. С.
АЛЛАМУРАТОВА, Сулу (р. 15. VIII. 1918) - советская каракалпакская актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). С 1936 работала в Кун-градском колхозно-совхозном т-ре (Кара-Калпакская АССР), .выступая гл. обр. как солистка в концертах. С 1940 - актриса Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Исполняет характерные роли в нац. муз. драмах и муз. комедиях: Гулсанем, Айжамал ("Насильно мил не будешь", "Бахыт" Ходжаниязова), Назигуль ("Девушка, нашедшая себе равного" Утепова), Бабитхон ("Бердах" Аймурзаева), Хамробиби в комедии Каххара "Новая земля" ("Шёлковое сюзане"). Т. Б.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.