Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
АЛЛАМУРАТОВА, Сулу (р. 15. VIII. 1918) - советская каракалпакская актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). С 1936 работала в Кун-градском колхозно-совхозном т-ре (Кара-Калпакская АССР), .выступая гл. обр. как солистка в концертах. С 1940 - актриса Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Исполняет характерные роли в нац. муз. драмах и муз. комедиях: Гулсанем, Айжамал ("Насильно мил не будешь", "Бахыт" Ходжаниязова), Назигуль ("Девушка, нашедшая себе равного" Утепова), Бабитхон ("Бердах" Аймурзаева), Хамробиби в комедии Каххара "Новая земля" ("Шёлковое сюзане"). Т. Б.
АЛЛАНАЗАРОВ, Тореш [р. 29. VIII (11. IX). 1916] - каракалпакский советский актёр, режиссёр, драматург. Засл. арт. Кара-Калпакской АССР (1944) и Узб. ССР (1957). Член КПСС. В 1939 окончил Каракалпакскую студию ГИТИСа и вступил в труппу Каракалпакского т-ра (г. Нукус). Роли: Сильвестр, Скапен ("Проделки Скапена"), ведущий ("Первая конная" Вишневского) и др. С 1940 начал работать как режиссёр. В 1945-51 занимался на режиссёрском ф-те Ташкентского театр. ин-та. Пост. в Каракалпакском т-ре спектакли: "Васса Железнова" (1940): "Проделки Майсары" Хамзы (1941), "Лейтенант Елмура-тов" Аймурзаева (1943), "Русские люди" (1942).
Перевёл и пост. пьесы: "Голос Америки" Лавренёва (1951), "Украденное счастье" Франко (1954), "Тар-тюф" (1956) и др. Реалистич. выразительностью отмечены пост. А. пьес каракалпакских и узб. драматургов: "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Больные зубы" Каххара (1955), "Равшан" Аймурзаева (1956), "Бахыт" Ходжаниязова (1957). Автор муз. драм: "Гариб ашик" (совместно с А. Бегимовым), "Равшан", "Сорок девушек" (совместно с Д. Ай-мурзаевым). Т. Б.
АЛЛАН-ДЕПРЕО (Allan-Despreaux), Луиз Розали (20. II. 1810-22. II. 1856) - французская актриса. Род. в Монсе в семье директора т-ра. Воспитанница актёра Ф. Ж. Тальма. С 10 лет играла детские роли в парижском т-ре "Комеди Франсез". В 1827 окончила драматич. класс консерватории. В 1827-30 выступала в "Комеди Франсез", в 1831-36 - в т-ре "Жимназ" (Париж). В 1837-47 играла во франц. труппе петерб. Михайловского т-ра. По возвращении во Францию А.-Д. становится одной из лучших актрис "Комеди Франсез" на амплуа "гранд-кокет". Была блестящей исполнительницей ролей в пьесах А. де Мюссе - мадам де Лери ("Каприз", 1847), маркиза ("Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта", 1848), графиня Вернон ("Всего не предусмотришь", 1849), Жаклина ("Подсвечник", 1850) и др., а также Э. Скри-ба - Коринна ("Пуфф", 1848), герцогиня Бульонская ("Адриенна Лекуврёр", 1849), графиня д'0тре ("Дамская война", 1850) и др. Привлекала аристократич. зрителей Франции и России изысканностью и элегантностью манер, умением изящно носить театр. костюм.
Лит.: De Manne E.D. et Menetrier С., (Galene historique de la Comedie-Francaise pour servir de complement a "la Troupe de Talma", Lyon, 1876; L y о n n e t Ch., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913. E. Ф.
АЛЛАРИ (Allarie), Пьеретта (p. 1919) - канадская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у 3. Шуман. Одна из крупнейших проф. канадских оперных певиц. На оперной сцене выступила впервые в Монреале в 1945. С этого же года пела на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и одновременно - в "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Гастролирует в театрах Канады и США. В репертуаре А. - колоратурные и лирич. партии, в т. ч. Керубино ("Свадьба Фигаро"), Миньон (о. п. Тома), Лакме (о. п. Делиба), Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др. Наибольшую известность завоевала исполнением партий в операх Моцарта. Выступает также как концертная певица. Л. М.
АЛЛЕГРО (итал. allegro - весёлый; как муа. термин - весело, живо) 1) В музыке - быстрый темп и связанный с ним оживлённый (первоначальновесёлый) характер исполнения. 2) В балете - быстрая часть па-де-де, па-де-труа, па даксъон, гран па или развёрнутый массовый заключит, танец акта. 3) Часть урока клас-сич. танца, включающая упражнения, выполняемые в быстром темпе. Способствует развитию техники прыжка и различных быстрых вращений (пируэтов, туров и др.).
АЛЛЕЙН (АПеуп), Эдуард (1566-25. XI. 1626)- английский актёр. В 1583 играл в труппе лорда Вус-тера, с 1587 - в труппе "Слуги лорда адмирала" (Лондон), выступавшей в 1594-97 в т-ре "Роза" антрепренёра Ф. Хенсло.
С 1600 - владелец т-ра "Фортуна". А. - крупнон-ший актёр-трагик, прославившийся исполненном ролей титанич. героев в трагедиях "Тамерлан" и "Фауст" Марло. Его соперником был Р.Бёрбедж, игравший в труппе Шекспира. Предполагают, что иронич. замечание Гамлета о трагике, к-рый "рвёт страсть в клочки", Шекспир направил в адрес А. А А
АЛЛЕН (Alien), Виола (27.X.1869-9. V. 1948)- американская актриса. Дебютировала в т-ре "Мэдисон-сквер" (Нью-Йорк) в 1882, в пьесе Ф. Вернет "Эсме-ральда" (по Гюго), где исполняла заглавную роль. В 1886 успешно выступала вместе с Т. Сальвини во время его гастролей в США. В 1893--98 работала в труппе Ч. Фромана, была одной из ведущих актрис "Эмпайр сток компани". Роли: Виола, Гермиона, Пердпта ("Двенадцатая ночь", "Зимняя сказка") и др. Оставила сцену в 1916.
Лит.: О d е 1 1 . С. D., Annals of the New York stace, N. Y., 1927-30.
АЛЛИН (Allin), Норман(р. 19. XI. 1884) - английский артист оперы (бас). Пению обучался в Муз. колледже в Манчестере у Дж. Эктона. Один из основателей (в 1922) и директоров Британской нац. оперной компании. Впервые выступил на оперной сцене в Лондоне в 1916. А.- один из популярных англ. певцов, его исполнение отличается строгостью, сдержанностью, точным следованием замыслу композитора. Партии: Борис Годунов; Зарастро ("Волшебная флейта"), Гурнеманц ("Парсифаль" Вагнера), барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Досифей ("Хованщина)) и др. Выступает в концертах, занимается педагоги ч. работой (с 1944 профессор по кл. пения Муз. академии в Лондоне). Л. А/.
АЛМА-АТА - столица Казахской ССР с 1929 (456 тыс. жит. на 1959).
До 1920-х гг. (б. гор. Верный) постоянных т-ров не было. В 1928 из Кзыл-Орды в А.-А. переведён Казах, республиканский т-р. В 1933 создан рус. т-р, труппа к-рого формировалась каждый сезон заново; позднее в рус. т-ре сложился постоянный коллектив. В 1933 организован Казах, муз. т-р. В 1936 в А.-А. переведён гастролировавший в республике рус. оперный т-р, к-рый вскоре был объединён с Казах, муз. т-ром. В 1944 создан т-р для детей и юношества.
В А.-А. работают (I960): Казах, т-р драмы; Рус. т-р (оба т-ра в одном помещении), Т-р оперы и балета им. Абая (здание построено в 1941); Т-р для детей и юношества (казах. и рус. труппы), Казах, филармония им. Джамбула. В составе АН Казах. ССР имеется сектор искусствоведения, к-рый ведёт работу по изучению театр. иск-ва Казахстана.
АЛМА-АТИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
(Государственный республиканский русский театр драмы Казах. ССР) организован в 1933. С 1938 носит наст. наименование. В 1941 объединён с Казах, т-ром. С 1*960 работает самост. Худ. рук. т-ра с основания до 1938 был Ю. Л. Рутковский; в 1945-57 - гл. реж. Я. С. Штейн, в 1957-59 M. В. Сулимов, с 1960- А. И. Лакшин. Наряду с пост. русских классич. и совр. пьес т-р стремился создавать спектакли из жизни Казахстана. В 1935 (к 15-летию республики) и в 1943 (к 10-летию т-ра) была осуществлена пост. спектакля "Мятеж" по Фурманову. Из пьес казах. драматургов пост. "Ночные раскаты" (1937), "Любовь и честь" ("Кобланды", 1946) Ауэзова. В содружестве с драматургами республики т-р создал спектакли о целинниках Казахстана: "От всего сердца" Анова и Штейна (1956), "Наследники" Анова (1958); о становлении Сов. власти в Казахстане: "Степное зарево" Шашкина и Гольдблата (1957). В 1958 т-р принимал участие в декаде лит-ры и иск-ва Казах. ССР в Москве со ' спектаклями "Наследники" Анова, "Джордано Бруно" Окулевича, "Платонов" Чехова, "Битва в пути" по Николаевой. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. СССР В. Б. Харламова, нар. арт. Казах. ССР С. П. Ассуиров, Е. Я. Диордиев, Е. Б. Кручинина, Л. Я. Майзель, засл. арт. Казах. ССР - М. Б.
Азовский, Б. Э. Дэльвин, А. Я. Закк, Л. П. Кюн, Ю. Б. Померанцев, Н. И. Трофимова и др., гл. художник - И. Б. Бальхозин.
Лит.: Канапин А., Варшавский Л., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958. Д\ JJ
"АЛМАС" - драма в 5 актах, 7 картинах Дж. Джа-барлы (о столкновении передовых людей деревни с кулачеством). Соч. 1930 (на азерб. яз.). Пост. 13 апр. 1931 в Т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Туганов, в пост. принял участие автор;
Алмас - Гаджиева, Мирза Самандар - Алиев, Ибад-Санани, Фатьманиса Мамедова, Гаджи Ахмед - Тахмасиб, Шариф- Идаятзаде и др.). "А." прочно утвердилась в репертуаре Азерб. т-ра, неоднократно возобновлялась. В 1957 пост. в том же т-ре (реж. Алекперов, худ.- Фатуллаев, композитор Рустамов, Алмас - Бадирбейли, Мирза Самандар - Курбанов, Ибад - Салаев, Фатьманиса - Мамедова, Шариф - Санани, Оджах-кули - Велиханлы). "А." ставилась также в Кировабадском азерб. (1950-51) и др. т-рах.
И з д а н и я.- Первое изд. (на рус. яз.): Алмас. Драма в 5 акт., 7 к., М., 1935; из послед, изд.: Д ж. Д жаб а р л ы, Соч , в трех томах, т. 2, Баку, 1957 (на азерб. яз.); Пьесы советских писателей. Сб., т. 2, М., 1953.
Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский ордена Тр. Кр. Знамени Гос. драматич. театр им. М. Азизбекова, М., 1951, с. 158-163. А. Шн.
АЛМАСЗАДЕ, Гамэр Гаджи Ara кызы (р. 10. III. 1915) - азербайджанская советская артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1945. Творч. деятельность начала в 1930 в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку). Была первой балериной-азербайджанкой. Дебютировала в 1931 в роли Тао Хоа. Училась в Бакинской студии. В 1936 i окончила Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова-Уланова). С 1936солистка Т-ра им. Ахундова. Яркостью характеристики отличаются партии, исполненные А. в нац. балетах: Гюльянак ("Девичья башня" Бадалбейли, 1940), Гюлыпен ("Гюлыпен" С. Гаджибекова, Ст. пр. 1952), Айша ("Семь красавиц" Караева, 1952). А. создала образы, исполненные драматизма и поэзии. Выразительная пластика, мягкость сочетаются в иск-ве А. с движениями, присущими азерб. нар. танцу (игра плечами и кистями рук, "плывущая" походка и т. д.). Тонкостью, лирикой отмечены партии в классич. балетах: Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда. С 1953 А.- гл. балетмейстер Т-ра им. Ахундова: пост. спектакли:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.