Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Театральная Энциклопедия"
Описание и краткое содержание "Театральная Энциклопедия" читать бесплатно онлайн.
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древняя форма А. д., связанная с языческими нар. играми,- диалоги между двумя запевалами (или жен. с ким и мужским полухориями) в нар. балладах f записи относятся к более поздним временам). Лит. форму А. д. приобрела после христианизации (7 в.) и возникновения церковной литургич. драмы. Расцвет ср. век. драмы наступил в 14-15 вв., после того как драматич. представления были изгнаны из церкви и устройство их перешло в руки городских цехов. В средние века получили развитие осн. жанры мисте-риальной драмы на сюжеты из Библии и житий святых. В отличие от Франции, где произошло обособление жанров мистерии и миракля в Англии между этими двумя разновидностями различия не было и все пьесы на религ. сюжеты обозначались обоими терминами. Англ. мистерии создавались циклами, объединявшими небольшие пьесы на отд. сюжеты из Библии. Сохранилось 4 цикла средневековых городских мистерий:
Йоркский - 48 пьес, Честерский - 25, Таунлий ский - 32 и Ковентрийский - 42 (Таунлийский цикл назван по фамилии владельцев сохранившейся руко писи, остальные три - по названию городов, в к-рых они возникли). Религиозно-нравоучит. тематика сочеталась в отд. пьесах с реалистич. бытовыми и соци-ально-сатирич. мотивами. Особенно выразительны бытовые элементы в пьесах Честерского цикла ("Ноев ковчег", "Жертвоприношение Исаака" ) и во "Второй пастушеской пьесе" Таунлийского цикла.
В 15 в. возникают новые жанры городской драмы: моралите и интерлюдии. Моралите, освобождаясь от легендарных библейских сюжетов, сохраняет и углубляет нравоучит. тематику городской драмы, изображая конфликты, в к-рых действуют абстрактные персонажи, воплощающие Добродетель, Порок и т. п. Наиболее значит, образец англ. моралите - пьеса "Каждый человек". Интерлюдии представляли собой англ. форму средневекового фарса. Персонажами их были крестьяне и горожане, представленные в повседневной обстановке. Сюжеты пьес носили характер бытового анекдота. Комизм интерлюдий сочетался нередко с социальной сатирой на дворянство и на духовенство. Эти жанры ср.-век. драмы, особенно интерлюдии, свидетельствовали об освобождении от церковной тематики, в них преобладали светские мотивы. Однако освобождение от влияния религии и богословия наступило в А. д. лишь в эпоху Возрождения. С конца 15 в. и особенно в нач. 16 в. Дж. Растелл, Дж. Хейвуд и др. англ. гуманисты используют жанры моралите и интерлюдий для пропаганды гуманистич. идеологии, сатирич. изображения отживающих феод. порядков. Антикатолической направленностью проникнута пьеса "Король Джон" (ок. 1540) Дж. Бейла сочетавшая приёмы моралите с сюжетом из истории Англии и положившая основу развития историч. жанра в А. д. эпохи Возрождения.
Переломным моментом в развитии англ. драмы как художеств. формы явилось обращение (под влиянием итал. гуманистов) к античным образцам и возникновение т. н. правильной драмы, следующей классич. правилам. С сер. 16 в. появляются первые "правильные" комедии -"Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и "Иголка кумушки Гертон" (1556) неизв. автора. Обе комедии, особенно первая, написаны по образцу произв. Плавта, но со значит, элементами англ. нар. фарса. Затем появляется первая "правильная" трагедия - "Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т. Сэквилла. Подражая трагедиям Сенеки, авторы создали драму на сюжет из истории древней Британии, придав ему злободневное политич. звучание, пьеса утверждала идею централизованной абсолютистской монархии. С этого времени происходит вытеснение ср.-век. драматич. жанров в А. д. и утверждение жанров трагедии и комедии. Однако с самого начала в А. д. допускалось смешение "ужасного" и смешного, что отражено в названии пьесы Т. Престона "Прежа-лостная трагедия, содержащая много приятного веселия, о жизни Камбиза, царя персидского" (1569). Несмотря на то, что поэт Ф. Сидней и др. в своих теоретич. трудах пытались направить А. д. на путь строгого соблюдения правил трёх единств, драматурги, следуя вкусам нар. зрителя, создавали произведения, в к-рых не соблюдались эти правила. Черпая сюжеты из истории, поэзии и новеллистики, они писали пьесы с несколькими параллельными сюжетными линиями, вставными клоунадами и т. п. Большое значение для развития гуманистич. А. д. имело использование идей и форм итал. драмы эпохи Возрождения. Роль посредника между А. д. и итал. гуманизмом выполнил Дж. Гаскойн в комедии "Подменённые" (1566) на сюжет Ариосто и трагедии "Иокаста" (1566), переделанной из одноим. драмы Л. Дольче.
Высшего расцвета А. д. эпохи Возрождения достигает после 1588, в период укрепления позиций буржуа-аии и нового дворянства, в обстановке нац. подъёма, вызванного борьбой против Испании. В это время в Лондоне появляется плеяда драматургов, создающих яркие образцы поэтич. драмы, гуманистич. по своей направленности, намечается дифференциация гуманистической драмы. Одно из направлений, типичным представителем к-рого был Дж. Лили ("Энди-мион", 1588, идр.), ориентировалось на придворную публику, другое - на зрителей нар. т-ров. В русле этого направления были созданы наиболее яркие образцы драматургич. творчества. Развитие А. д. эпохи Возрождения прошло несколько этапов. От нападения англичан на исп. порты (1587) до конца 90-х гг. 16 в. А. д. характеризовалась оптимистич. устремлённостью, была проникнута верой в осуществление гуманистич. идеалов. Отсюда - смелые духовные порывы в произв. К. Марло ("Тамерлан", 1587, "Фауст", 1589, и др.), романтич. мотивы и юмор у Р. Грина ("Монах Бэкон и монах Бэнги", "Векфильдский полевой сторож") и Дж. Пила ("Нянюшкины сказки", ок. 1590), мелодраматичность у Т. Кида ("Испанская трагедия". ок. 1585), сатира у Т. Нэша ("Собачий остров", 1597, текст не сохранился). Влияние этой плеяды сказы' вается на начальном этапе творчества великого англ. драматурга Шекспира ("Генрих VI", 1590-92, "Ричард III", 1593, "Два веронца", 1594, и др.).
В этот период утверждаются жанры "кровавой тра гедии", драматич. хроники, романтич. комедии. Осн. формой литературного языка А. д. становится белый стих, введённый впервые Марло и Кидом и вытеснивший рифмованный стих, господствовавший в драме средних веков. Произв. этого периода проникнуты идеями гуманизма, утверждают права человека на пользование всеми благами жизни (Марло), отрицают феод.-сословные ограничения, подчёркивают героизм и достоинство людей из народа (Грин). В них находят отражение политич. идеи - поддержка абсолютизма как силы, сдерживающей феодалов, утверждение патриотизма и принципа мира, порядка в государстве. Центральной этич. проблемой пьес становится вопрос о пределах прав личности. Если Марло занял крайне индивиду алистич. позиции, то Грин и Шекспир (в ранний период творчества) выступали за гармонич. сочетание интересов личности и общества, что получило развитие в 1590-х гг. и было ярко воплощено в драматургии Шекспира. Оптимизм и вера в социальную гармонию доминировали в гуманистич. драме с конца 15 в. до последних десятилетий 16 в.
Рост социальных противоречий, углубление конфликтов между абсолютной монархией,с одной стороны, буржуазией и народом - с другой, растущая власть золота, товарно-денежных отношений получили отражение в драматургии первого десятилетия 17 в., к-рое явилось высшим пунктом в развитии А. д. эпохи Возрождения. Если последнее десятилетие 16 в. характеризовалось преобладанием романтики, то начало 17 в. стало временем расцвета реализма. К этому 2-му этапу относятся трагедии Шекспира ("Гамлет", 1601, "Отелло", 1604, "Король Лир", 1605, "Макбет", 1606, и др.), Дж. Чапмена, Дж. Уэбстера, С. Тёрнера и острые социально-обличит. комедии Б. Джонсона ("Вольпоне", 1606, "Варфоломеевская ярмарка", 1614). В нач. 17 в. происходит резкое разделение драмы по сословным и классовым признакам. Появляется бурж. драма Т. Хейвуда, Т. Деккера, Дж. Марстона, придворно-аристократич. тенденции выражают в своём творчестве Ф. Вомонт и Дж. Флетчер. Им обязан своим развитием жанр трагикомедии или романтич. драмы, к к-рому относятся и поздние пьесы Шекспира.
После завершения творческой деятельности Шекспира'(1613) начинается упадок А. д. эпохи Возрож' дения. Причиной этого была аристократизация т-ра, его углубляющийся разрыв с нар. зрителем. Идейная глубина, жизненная правдивость, романтика благо родных чувств, здоровая жизнерадостность уступают место поверхностному мелодраматизму, внешнему комизму, погоне за сенсационностью сюжетов. Дра. матургия Ф. Мессинджера, Т. Мидлтона, Дж. Шёрли Дж. Форда и др. писателей 1620-30-х гг., несмотря на появление отд. крупных произв., отмечена чертами деградации. Закрытие т-ров по указу пуританского парламента (1642) положило конец этому этапу развития А. д.
Т-ры открылись вновь после реставрации монархии в Англии (1660). Аристократич.-придворный характер т-ра этого периода обусловил идеологич. направленность новой драматургии, поворот к поэтике классицизма с её принципами трёх единств и др. Крупнейший представитель драматургии серьёзного жанра Дж. Драйден пытался найти компромисс между традициями трагедии эпохи Возрождения и трагедиями классицизма, создав промежуточный жанр "героической пьесы" "Завоевание Гранады", 1669-70, и др.) но вскоре и он примкнул к классицистскому направлению ("Всё для любви", 1678), представителями к-рого были также Т. Отуэй и Н. Ли. В комедии Драйдена, У. Конгрива, У. Уичерли, Дж. Ван-бру и Дж. Фаркера изображались нравы циничной аристократии, среды без моральной оценки поступков героев. Пьесы эти не были лишены черт реализма, хотя и ограниченного сюжетными штампами, подчинением условностям поэтики классицизма.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Театральная Энциклопедия"
Книги похожие на "Театральная Энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Театральная Энциклопедия"
Отзывы читателей о книге "Театральная Энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.