Авторские права

Алексей Смирнов - Скифы

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Смирнов - Скифы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ломоносовъ, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Смирнов - Скифы
Рейтинг:
Название:
Скифы
Издательство:
Ломоносовъ
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-91678-154-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Скифы"

Описание и краткое содержание "Скифы" читать бесплатно онлайн.



Скифы ворвались на арену мировой истории и за короткий срок стали влиятельной силой. Их вторжение в Переднюю Азию заставило трепетать цивилизованный мир — строки Библии, посвященные скифам, полны страха перед этим неумолимым и жестоким народом. Могущественная Ассирия сочла за благо заключить с ними союз, а тех, кто позже пытался завоевать Скифию, ждало разочарование: персидский царь Дарий I Великий едва унес ноги из похода, а посланный Александром Македонским полководец Зопирион сгинул вместе со всем своим войском... Но то, чего не смогли сделать великие военачальники, совершили родственные скифам сарматы: под их ударами Скифия сжалась до размеров небольшого царства, а затем и вовсе исчезла. Сами скифы растворились в окрестных племенах, оставив после себя многочисленные курганы-могильники. Книга доктора исторических наук Алексея Смирнова рассказывает о том, какие тайны открылись археологам.






Время карасукских и ранних татарских памятников установлено достаточно точно. Для первой стадии тагарской культуры, одновременной скифам, характерно соединение мотивов, известных под именем карасукских и сейменских[86], точно датируемых самым началом I тысячелетия до н. э. VII век завершает эту стадию. При общности сибирского и европейского звериного стиля в европейском искусстве обычны несколько другая манера и подбор звериных образов. Так, например, лев в том виде, как он известен на Алтае, не встречается в европейском скифском искусстве, а скифские мастера не изображали готового к прыжку козла.

Образ хищника или козла в Сибири прослеживается с карасукской культуры до развитого раннего железного века, когда неподвижность ранних прототипов эпохи бронзы, переданных довольно грубо, сменяется приземистыми фигурами с подчеркнутой мускулатурой. Эволюция формы идет по пути устранения неподвижности фигуры и стремления передать животное в движении.

В татарском искусстве Южной Сибири широко распространен образ грифона и различных хищных птиц, трактовка которых прошла тот же путь развития.

Наконец, и в Сибири и в Европейской Скифии широко был распространен образ оленя в галопе, который следует выделить в особую группу. В настоящее время такие изображения систематизированы[87] и мы располагаем возможностью точно датировать отдельные типы исходя из данных иконографии. Приемы передачи зверей особенно близки в ранний период, и можно предполагать, что карасукское искусство эпохи поздней бронзы и возникшее на его основе тагарское искусство уже на ранней стадии имеют все основные компоненты скифо-сибирского стиля.

В начальной стадии развития искусства раннего железного века Южной Сибири появляются и элементы орнаментального направления, которое можно видеть в кольчатом завершении лап. Это и есть зарождение ажурности и орнаментальности, составляющих одну из особенностей скифосибирского звериного стиля. В этом же направлении эволюционирует искусство мастеров Европейской Скифии, где ранние изображения скифских фигур с лапами, завершающимися кольцами, связаны с тагарским искусством. Поэтому есть все основания видеть в скифском архаическом искусстве дальнейшее развитие мотива кольчатого завершения лапы, возникшего в раннем тагарском искусстве. Этот мотив знаменует начало новой эры в творчестве мастеров-кочевников.

Соединение в одних и тех же образах реализма, известной схематичности и орнаментальности зародилось в Южной Сибири и в дальнейшем получило несколько иное развитие на европейской почве, куда оно попало вместе с переселившимися племенами. Исходным явилось искусство племен Южной Сибири и Средней Азии, где прослеживаются основные черты, которые встречаются затем в скифском искусстве: неподвижность фигур, подчеркивание мускулатуры, иногда в виде спирали, ажурность, которую первоначально можно проследить в виде кольчатости, образ свернувшегося в круг зверя. Все это роднит скифское искусство с ранним искусством Южной Сибири.

Связь европейской степи с Сибирью прослеживается не только по данным прикладного искусства, но и по другим категориям материалов. Здесь можно перечислить ранние типы[88] костяных и бронзовых стрел, идущие с востока, из степей Казахстана и Южной Сибири. В степной полосе Причерноморья такие наконечники найдены, например, в кургане Малая Цимбалка[89]. Многие типы ножей, кинжалов, кельтов, бронзовых котлов и удил являются общими как для Южной и Западной Сибири, так и для Восточной и Центральной Европы[90]. Если не принимать во внимание сходство скифской и срубной керамики, а учесть комплекс скифских вещей и обряд захоронения, несходный со срубным, можно увидеть в скифах пришельцев из Азии, где они жили в окружении таких скифообразных племен, как население Алтая, саки (принимаемые античными авторами за скифов) и массагеты, которые, если прав Геродот, были причиной вынужденного ухода скифов из Азии.

Этот же взгляд господствовал у греческих ученых древности и значительно позднее. Так, автор I века до н. э. Диодор Сицилийский, хорошо знавший более ранние произведения, отмечает, что скифы первоначально занимали территорию по реке Араксу (по-видимому, современная Сырдарья), а затем захватили страну к западу от Танаиса (современный Дон)[91].

Точку зрения древних историков разделяют и многие современные исследователи, разделяем ее и мы.

Причина бесконечных споров


Итак, мы рассмотрели вопрос о происхождении скифов. Знаем и о столкновении их с киммерийцами, познакомились в общих чертах с походами скифов в Переднюю Азию. Иными словами, мы проследили самое начало их истории, но прежде, чем продолжать ее изложение, следует остановиться еще на одной проблеме, вызывающей бесконечные споры среди ученых. Проблема эта носит название «этнокарта Геродота».

Скифы не были едины, они делились на племена или племенные группы, каждая из которых имела свое особое название. Отличались они и образом жизни, и хозяйством. Кроме того, скифы жили не в изоляции, а имели соседей, с которыми их связывали разнообразные отношения. Очевидно, понять полностью историю скифов, оторвав их от соседей, от конкретной исторической обстановки, невозможно.

Геродот оставил нам описание Скифии, описание отдельных скифских племен и их соседей. Древние авторы, и Геродот в том числе, разумели под Скифией не только территорию, занятую собственно скифами, но большую территорию примерно между Дунаем, Черным морем и Доном, а на севере до пределов, где обитали племена, известные им по рассказам. Это Европейская Скифия, но была еще и Скифия Азиатская, которая начиналась за Доном, служившим в те далекие времена границей Азии и Европы. Геродот дает описание и Азиатской Скифии. Нам, казалось бы, остается только познакомиться с этим описанием. Но при чем же тогда «бесконечные споры»? Что вызывает разногласия ученых?

В V веке до н. э., когда жил Геродот, география еще не была точной наукой, как сейчас. Градусная сетка была изобретена гораздо позднее, а точные карты появились, можно сказать, совсем недавно. Поэтому все описания стран в древности давались приблизительно. Кроме того, Скифия была окраиной тогдашнего цивилизованного мира и грекам знакома мало. Неточности и ошибки Геродота породили целую группу трудно разрешимых вопросов. А где неясности, там и разногласия ученых. Ученые спорят о том, как разместить на современной карте племена, описанные Геродотом. Но это только первая часть проблемы. Многолетние раскопки археологов позволили постепенно создать другую карту — карту археологических культур. То, что эта карта еще далека от завершения, отнюдь не облегчает дела. С этой картой связана вторая группа вопросов, вторая группа разногласий: ученые спорят о том, какие археологические культуры соответствуют названным Геродотом племенам. И наконец, третья причина для споров: Геродот не везде ясно указал, какие племена он считает скифскими, а какие нет. И ученые спорят: кого считать собственно скифами, а кого — их соседями.

Как видите, причин для разногласий более чем достаточно. Сейчас существует много вариантов этнической карты Скифии, и трудно сказать, который из них ближе к истине. В этой главе и трех последующих мы собираемся ознакомить читателя с одним из таких вариантов, который, как нам представляется, наиболее достоверен. Для облегчения ориентировки предлагается карта.


Геродот, собирая материал для своей книги, совершил путешествие в Северное Причерноморье, в город Ольвию, которая находилась на берегу Буго-Днепровского лимана. Беседы с местными жителями — греками и скифами, — по-видимому, легли в основу тех сведений, которые он нам сообщает. Естественно поэтому, что окрестности Ольвии он знает лучше всего, а чем дальше от Ольвии, тем сведения его неопределеннее. Это надо учитывать.

Уже из самих названий ясно, что Геродот считал скифами скифов-кочевников и царских скифов, а также скифов-земледельцев и скифов-пахарей. К скифам он также относит каллипидов и алазонов.

Каллипиды, известные также под именем эллино-скифов, обитали к северу и северо-западу от Ольвии. Раскопки, проведенные в низовьях Днепра (в то время он назывался Борисфеном), открыли ряд поселений, в большинстве своем относящихся ко времени несколько более позднему, чем то, о котором сообщает Геродот. Найденный на поселениях материал свидетельствует о смешанной греко-скифской культуре. Среди населения, по-видимому, жили и выходцы из греческой Ольвии. Большинство поселений каллипидов расположено в малодоступных местах, часть из них имеет укрепления в виде рва и вала[92]. Внутри укреплений располагались жилища. Наиболее ранние из них — землянки, в которых встречались очаги, а рядом с землянками найдены зерновые ямы и ямы для хранения других продуктов. Несколько позднее место землянок заняли наземные жилища. Приемы, использовавшиеся при их постройке, во многом аналогичны строительным приемам античной Ольвии. Каменные стены домов возводились на глиняном растворе, в других случаях глинобитные стены ставились на каменном цоколе. Фасад здания сооружался из хорошо подогнанных камней. Часто стены возводились на подкладке из чередующихся слоев золы и глины, как это делалось и в Ольвии. Кровли покрывались черепицей или делались из камыша и обмазывались глиной. На счет греческого влияния следует отнести и такой способ сооружения стен, когда возводились две тонкие параллельные кладки, а промежуток между ними заполнялся бутом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Скифы"

Книги похожие на "Скифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Смирнов

Алексей Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Смирнов - Скифы"

Отзывы читателей о книге "Скифы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.