» » » » Матюшкин Федорович - Повседневная жизнь Арзамаса-16


Авторские права

Матюшкин Федорович - Повседневная жизнь Арзамаса-16

Здесь можно скачать бесплатно "Матюшкин Федорович - Повседневная жизнь Арзамаса-16" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Матюшкин Федорович - Повседневная жизнь Арзамаса-16
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь Арзамаса-16
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2007
ISBN:
978-5-235-02957-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь Арзамаса-16"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь Арзамаса-16" читать бесплатно онлайн.



Закрытые города, как никакие иные территориальные образования советского периода, по своему интеллектуальному потенциалу задавали в ряде направлений общемировой алгоритм научно-технического прогресса. Среди таких городов — Саров (Арзамас-16), или, как его называли для секретности, А-16.

История Саровской земли во второй половине XX века, определявшая в значительной степени ход мирового исторического процесса, еще не изучена. Тем важнее первые шаги, предпринимаемые работниками ядерного центра и историками по сбору и осмыслению ранее недоступного уникального материала, дающего представление о повседневной жизни важнейшего научного объекта. Данная книга поможет читателю задуматься о роли и взаимосвязи духовного и научного потенциала Сарова, оценить такой вроде бы незаметный каждодневный героизм ученых и рабочих, ковавших надежный ядерный шит Советского Союза.






Конечно, специфика любых малых городов уникальна. Их трудно сравнить с крупными городами. Кто решится, например, сказать, что Москва город не высокой культуры. Столица обладает огромными возможностями предоставления уникальных образцов культуры. Но если рассматривать, образно выражаясь, качество культуры и выбор личностных ценностей каждого жителя на квадратный метр площади обитания, то столичные города того периода явно проигрывали. К тому же в Арзамасе-16, в силу его закрытости и благодаря ей, в большей степени, чем где-либо, именно создавали культуру, чем потребляли ее. И это образовывало уникальное единство духовного и обыденного поведения каждого, что и приводило в результате к позитивной статистике, так недоверчиво воспринимаемой коллегами с «большой земли».

К сожалению, грамотные социологи не имели возможности в тот период тщательно изучать этот феномен. Но на личностном восприятии, я думаю, многие, кто жил в закрытых городах, со мной согласятся.

Огромное, порой неосознаваемое воздействие на обыденное восприятие жизни оказывала природа. В природе этой российской глубинки сохранилось то таинство, которое поднимает нас до сознания, рождающего мифы. В них воскресает сама земля древнерусского сказания. Неудивительно, что именно физики создали общество «Саровская пустынь», которое сегодня стремится в наше неуверенное время напоминать о духовности, без которой никакие достижения не принесут гармонии. В середине восьмидесятых годов в городе сформировалось общественное движение, которое пытается прочесть закрытые ранее страницы истории поселка, объекта и города. Это движение вылилось в рождение таких интересных объединений, как философский клуб и исторический клуб ВНИИЭФ. В 1990 году создается историческое объединение «Саровская пустынь», принимающее участие во всероссийских «Серафимовских чтениях». Усилиями физиков и математиков «Тайна Саровской пустыни» организовала краеведческие экспедиции. Итогом большой исторической исследовательской деятельности и работы в архивах Российской Федерации является целый ряд публикаций в местной, областной и российской прессе по истории монастыря. Все эти годы организатором и душой краеведческого движения является Анатолий Александрович Агапов.

С 1993 года по инициативе отдела культуры городской администрации на территории города проводятся археологические исследования, в которых объединение «Саровская пустынь» принимает самое непосредственное участие.

Активная деятельность общественного объединения привела в 1993 году к созданию на его основе муниципального музея «Саровская пустынь», целью которого являются синтез профессиональной музейной деятельности и общественного движения, пропаганда великой истории родного города.

В 1997 году в городе Сарове проведена первая археологическая конференция, на которую съехались известные историки, археологи, краеведы России.


И еще одна своеобразная черта духовной жизни города — единение с природой. В Саровке водились бобры. Лоси, зайцы, медведи досаждали охране городского периметра, пытаясь с помощью различных ухищрений, выглядевших со стороны комичными, преодолеть колючую проволоку границы. Лоси подходили к людям, выпрашивая хлеб с солью. В Лужниках (так назвали примыкающую к главному зданию института пойму речки Саровки) соловьи водились в таком количестве, что месячный конкурс соловьиных трелей ежегодно проводился самой природой по высшему разряду.

Каждого приезжающего в город и сегодня поражает сосна, по преданию, ровесница Серафима Саровского. И такие могучие выплески жизни в саровских лесах не единичны. Кто знает, на какие размышления наталкивает это безмолвное даже при ветре пространство. Традицией для многих была встреча Нового года в лесном массиве. В последние предновогодние часы лес вдруг расцвечивался кострами. Можно было прийти на огонь, и приходили, чтобы разделить радость и надежды на новый год. Сбор хвороста для костров по пояс в снегу осуществлялся заранее, и это был тоже своеобразный ритуал. Не обходилось без курьезов, когда, явившись к облюбованному и подготовленному месту, вы обнаруживали исчезновение половины вашего запаса. Но досада проходила с первым языком пламени, когда лес в разных местах вспыхивал удивительными естественными бриллиантами и наполнялся криками и песнями, приветствующими Новый год.

И вновь, оглядываясь на годы становления атомграда, приходится благодарно вспоминать руководство объекта, которое стремилось с первых шагов заложить именно культурную, духовную составляющую, а затем выдерживать вектор развития в этом направлении. Не могу сказать, насколько сознательно, вполне возможно, что решающими факторами были финансовые, но архитектура первоначальной застройки удачно вписывалась в старый монастырский пейзаж. Улицы старого Арзамаса-16 и сегодня поэтичны. Дома своими размерами и видом не подавляют величественные остатки монастырских построек Коттеджи располагаются среди прекрасных сосен. Более поздняя застройка уже подчинялась господствующей архитектурно-технической направленности, но притом облагораживалась сохраненной природной средой. Ничто не сравнится по силе воздействия на маленького человечка с покрытым ландышами весенним лесом. И это все, как выражаются сегодня, в шаговой доступности от места проживания.

Уже в первые месяцы существования объекта были закуплены в Москве рояль, пианино, духовые инструменты. Они доставлялись на объект на грузовом американском «Дугласе». На территории, отведенной под парк культуры и отдыха, сначала был построен маленький деревянный домик, где и располагались работники культурного фронта.

В 1948 году торжественно открыли парк культуры и отдыха. Набор развлечений был традиционным для всей страны. В этом случае важен тот факт, что развлечения эти появились, когда еще не было сделано главное дело и можно было совсем не заниматься вопросами культуры. Оправдали бы. Летом этого же года отпраздновал свое новоселье стадион.

На очереди стоял театр, расположившийся в одном из бывших монастырских зданий. В верхнем фойе театра оборудовали танцевальный зал, с первых дней пользовавшийся большой популярностью у молодежи. «Театр — искусство зыбкое, сиюминутное, сопряженное невидимыми связями с летучим временем, в нем скрыто многое из того, что мы знаем или хотели бы узнать о самих себе. Единственное, что отличает театр от живой жизни, это то, что он всегда остается молодым. Театр не может быть старым, какой бы почтенный возраст он ни отмечал. Театр всегда движется дальше, продолжая жить самым насущным днем». Верно сказано.

Арзамасский театр родился не так, как везде. Труппы еще не было, но первые актеры уже прибыли. Спектакли собственного театра общественность ящерного центра увидела очень скоро. Поставлены они были с участием не только профессиональных, но и самодеятельных исполнителей. Репертуар — классический: «Трактирщица», «Роковое наследство», «Бешеные деньги».

Первые афиши писали от руки на ватмане (типографии в городе еще не было). Спектакли игрались бесплатно. Торжественное открытие театра приурочили к майским праздникам 1949 года. Театр оказал сильное воздействие на культурный уровень города, и в то же время не менее мощный импульс актеры получали от научной интеллигенции. Поразительно старомодными, в лучшем смысле этого слова, были отношения ученых и актеров. Общение семьями, телефонные благодарения артистов после спектакля первыми руководителями института, поддержка при неудачах. Одновременно широчайшее развитие любительского искусства. «Это было безумно интересно!» — говорил мне актер театра Б. Меликджанов. Кстати, лучшего Герострата, чем меликджановский, я не видел ни на одной столичной сцене.

Особенность небольших провинциальных городов в том, что здесь все обо всех знают. Сколь бы ни затенена была режимом деятельность ученого для остальных жителей города, но мифы витали в среде. Воздействие личности на окружающих от этого увеличивается многократно. «Когда я вижу, что по залу разгуливает человек-легенда, это меня заводит волнением высокого рода, которое не дает фальшивить», — объяснил мне секрет популярности у зрителей заслуженный артист. А артисты в театр пришли действительно поразительные. Дело не в том, чтобы назвать их имена и распределить по степени талантливости. Приезжали люди, сознательно наступающие на горло собственной песне в том смысле, что артист тоже пропадал для театральной известности. Это уже значительно позднее были «пробиты» гастроли, которые удивили, в том числе московскую театральную публику, явно не провинциальным мастерством.

Судя по всему, в тот период времени театр в таком небольшом городке был для страны уникальным явлением. Через несколько лет он стал музыкально-драматическим. Все это потребовало значительных денежных средств. Однако руководство на всех уровнях считало, что городу, создающему атомный щит страны, искусство необходимо. Театр радовал своего зрителя оперной, симфонической и камерной музыкой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь Арзамаса-16"

Книги похожие на "Повседневная жизнь Арзамаса-16" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Матюшкин Федорович

Матюшкин Федорович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Матюшкин Федорович - Повседневная жизнь Арзамаса-16"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь Арзамаса-16", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.