» » » » В. Дернов-Пегарев - Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни


Авторские права

В. Дернов-Пегарев - Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни

Здесь можно купить и скачать "В. Дернов-Пегарев - Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Дернов-Пегарев - Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни
Рейтинг:
Название:
Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни"

Описание и краткое содержание "Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни" читать бесплатно онлайн.



Книга включает краткую историю тайцзи-цюань от истоков до современности, философские аспекты тайцзи, тайцзицюань как способ продления жизни (дыхание и психосоматические упражнения), работу с внутренней энергией и ее боевые приложения, принципы изучения форм тайцзи-цюань, переводы классических трактатов мастеров.

Для всех интересующихся этим уникальным искусством.

Перевод: В. Дернов-Пегарев






В заключение мы считаем необходимым отметить, что многие учителя тайцзи-цюань входят в тайное общество «И-гуань-дао» (38). При этом искусством тайцзи-цюань они овладевали в рамках общего образования, получаемого всеми членами этого общества.

Глава II Тайцзи и тайцзи-цюань

Тайцзи-цюань означает буквально «боевое искусство, или бокс, тайцзи». Согласно учителям, оно было так названо потому, что представляет собой практическое применение формы и принципа «тайцзи». Иными словами, движениям этого искусства присуща та же форма, что и «тайцзи». Помимо понятия «тайцзи» теория тайцзи-цюань основана на понятиях Инь-Ян, пяти трансформаций (обычно переводимых как «элементы» или «стихии») и восьми триграмм.

1. Тайцзи

Понятие «тайцзи» выражает некий универсальный принцип, управляющий всем мирозданием и генетически предшествующий понятиям Инь-Ян. Чаще всего его переводят как «высочайшая вершина», «конек крыши», «первопринцип» и т. п., хотя мы предпочитаем сохранять здесь китайский эквивалент. Впервые это понятие упоминается в «Книге Перемен» (И Цзин) (39), тексте, датируемом V—IV вв. до н. э., где сказано: «За (всеми) переменами стоит тайцзи, которое породило два первопринципа. Два перво-принципа (Инь-Ян) породили четыре образа. Четыре образа породили восемь триграмм.

Поскольку в то время понятие тайцзи еще не стало объектом философских спекуляций, ему удалось избежать судьбы концепции Инь-Ян, пяти трансформаций и восьми триграмм, многократно обсуждавшихся комментаторами, принадлежащими к самым разным мировоззренческим школам. Единственное упоминание о тайцзи мы находим в трудах Чжуан-цзы (IV в. до н. э.) (40): «Пребывая по ту сторону тайцзи, Дао все же – не выше него, превосходя пределы шести краев вселенной, Дао не превосходит их своей глубиной». Судя по этому высказыванию, тайцзи, по-видимому, можно отождествить с единым перводыханием, предшествовавшим отделению Инь от Ян, то есть тому Высшему единству, которое является «осью десяти тысяч изменений».

Однако начиная с сунской эпохи (960—1206) роль этого понятия резко возрастает благодаря стараниям таких нео-конфуцианцев, как Чжоу Дун-и и Шао Юн (41), сделавших его настолько «метафизическим», что на этой основе была создана оригинальная философско-космогоническая система. Именно в это время начинают появляться различные графические представления тайцзи. Самые ранние из известных нам изображений тайцзи относятся к танской эпохе (618—905), хотя вовсе не следует исключать возможность и более древних находок. В этой связи интересно отметить, что Гране считал аналогом понятия тайцзи характерный для древнекитайской иконографии мотив дракона, обвившегося вокруг колонны (42).

Наиболее древнее из известных изображений тайцзи, датируемое танской эпохой, приведено в даосском тексте VII в. «Шан-фан да-дун чжэнь-юань мяо-цзин пинь-ту» (43). Речь идет о так называемой «донебесной диаграмме тайцзи» (см. рис. 1 на стр. 32), идущей от Хэ-шань Гуна (44) и переданной через Вэй Бо-яна Чжун Ли. Она же послужила моделью для знаменитой диаграммы Чжоу Дун-и (см. рис. 2 на стр. 32), который явно знал о ее существовании (45). Представленный на обоих изображениях символ тайцзи изображен в виде концентрических кругов, состоящих из светлых и темных половин и символизирующих, соответственно, Ян и Инь. Однако в диаграмме Чжоу Дун-и темные и светлые полукружья двух последовательных колец смещены на 180 градусов относительно друг друга, что отражает вечную неразделенность Инь и Ян друг с другом.

Рис. 1. «Донебесная диаграмма Тайцзи»

Рис. 2. Диаграмма тайцзи, приписываемая Чжоу Дун-и

Некоторые авторы обнаруживают в диаграмме Чжоу Дун-и буддийские веяния (46), что не лишено оснований, поскольку последний действительно работал с Шоу Я, являвшимся главой школы Цао-дун (47), активно использовавшей основанную на триграммах «И Цзин» «диаграмму пяти трансформаций» (48). В самом деле, в обеих вышеприведенных диаграммах символ тайцзи связан с «пятью трансформациями», тогда как его связь с восемью триграммами не освещается. Напротив, эта связь вскрывается во всех подробностях в графическом представлении тайцзи, которое приписывается неоконфуцианцу Шао Юну (49). Причем здесь она является точной иллюстрацией фразы из «И Цзин»: «Тайцзи порождает два первопринципа; два первопринципа порождают четыре образа; четыре образа порождают восемь триграмм». Причем в данном случае сам символ тайцзи представлен кругом (см. рис. 3).

Рис. 3

В одном из произведений того же Шао Юна, опубликованном его сыном в минскую эпоху (1368—1644) (а именно в «Хуан-цзи-цзин ши-шу»), изображение тайцзи носит уже спиралевидный характер. Эта диаграмма (которую следует читать сверху вниз) состоит из у-цзи («беспредельного»), тайцзи, четырехсоставной конфигурации, представленной двумя первопринципами (небеса и земля), четырьмя образами (небо, солнце, луна и земля), восемью триграммами и «пятью трансформациями». В самом верху диаграммы также находятся восемь триграмм, расположенных согласно схеме Фу Си. Располагающиеся слева и справа от символа тайцзи надписи указывают на то, что маленький белый кружок в центре композиции соответствует у-цзи и что автором диаграммы является некий Цюй-тан (50). На самом деле это – псевдоним известного комментатора «И Цзин» Лай Чжи-дэ, жившего в минскую эпоху (см. рис. 6 на стр. 36).

Рис. 4

Однако в написанной учителем тайцзи-цюань Чэнь Пиньсанем книге «Тайцзи-цюань ту-шу» используется только спиралевидное изображение тайцзи, хотя он ссылается при этом на Лай Чжи-дэ (51) (см. рис. 4).

Рис. 5

Впрочем, Чэнь Пиньсань помещает в своей книге еще одну схему того же самого автора, где показана связь символа тайцзи со схемой Хэ-ту (52) (см. рис. 5 и 6).

Рис. 6

Если в уже рассмотренных нами и более ранних по времени графических представлениях тайцзи последнее понималось прежде всего как единство двух первопринципов (Инь и Ян), то в более поздних представлениях основной упор уже делался на спиралевидном характере Великого Предела, выявляющем его динамический характер и основанном на взаимодействии Инь и Ян. Похоже, что этому новому пониманию тайцзи мы обязаны прежде всего Лай Чжи-дэ. Впрочем, нам известен еще один текст минской эпохи («Фан-сюй вай-ши»), где также приведены два спиралевидных изображения тайцзи. На первом Великий Предел представлен в виде простой спирали, где он соответствует «еще не разделившемуся тайцзи» (53) (см. рис. 7). На втором изображении мы уже видим спиралевидное представление двух первосил, Инь и Ян (54) (см. рис. 8).

Рис. 7. «Неразделившееся тайцзи»

Рис. 8. Тайцзи как единство Двух первосил

Несмотря на существование множества других графических представлений тайцзи, наиболее известным и широко распространенным является нижеследующее изображение (55) (см. рис. 9). Обычно две половинки символа раскрашиваются во взаимодополняющие цвета (чаще всего – белый и черный, хотя иногда они могут быть представлены красным и черным или красным и белым). Черный кружок в «голове» белой, или янской, «рыбки», также как и белый кружок в «голове» иньской, напоминает о том, что Инь присутствует даже в фазе максимального развития Ян (и наоборот). Интересно отметить, что периметры «рыбок» равны между собой, составляя длину окружности полного круга тайцзи.

Рис. 9

В целом во всех нам известных изображениях тайцзи превалирует идея круга, что символизирует не имеющее ни конца, ни начала (т. е. замыкающееся само на себя) совершенное единство. Представления Дуань-и (56) и Шао Юна, пожалуй, страдают тем недостатком, что они недостаточно наглядно отражают идею неразрывной связи двух взаимопорождающих принципов (Инь и Ян). Напротив, «спиралевидные» представления символа гораздо более наглядно выражают идею перехода от единства ко множественности и обратно, осуществляемого за счет вихревого вращения Инь и Ян. Подобные изображения также выявляют спиралевидные движения от центра к периферии и обратно.

2. Тайцзи и человеческое тело

Похоже, что идея единства микрокосма с макрокосмом близка китайцам как ни одному другому народу мира. Причем соответствующая система представлений используется во всех сферах их деятельности. Именно с такой ситуацией мы сталкиваемся и в случае с тайцзи, или Великим Пределом. С точки зрения китайской традиции как мироздание в целом, так и микрокосм человеческого тела равно представляют собой тайцзи. Подобная же идея лежит в основе практических занятий тайцзи-цюань, поскольку адепт этого искусства стремится прежде всего «войти в гармоничное отношение с космосом», дабы восстановить гармонию в микрокосме своего тела.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни"

Книги похожие на "Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Дернов-Пегарев

В. Дернов-Пегарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Дернов-Пегарев - Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни"

Отзывы читателей о книге "Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.