» » » » Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии


Авторские права

Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии

Здесь можно скачать бесплатно "Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство АСТ; АСТ Москва, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии
Рейтинг:
Название:
Путеводитель по греческой мифологии
Издательство:
АСТ; АСТ Москва
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-065621-9; 978-5-403-03423-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путеводитель по греческой мифологии"

Описание и краткое содержание "Путеводитель по греческой мифологии" читать бесплатно онлайн.



Верность Пенелопы. Ахиллесова пята. Троянский конь. Муза художника. Эти понятия входят в нашу жизнь — и остаются с нами навсегда.

Мы называем Аполлоном красивого мужчину, сравниваем с авгиевыми конюшнями трудную, неблагодарную работу — и говорим о человеке, живущем в постоянной опасности, что над ним нависает дамоклов меч.

Но что лежит в основе этих пословиц, поговорок и устойчивых оборотов?

Известный британский ученый Стивен П. Кершоу предлагает в своей живо и увлекательно написанной книге не только новый и оригинальный взгляд на мифы Древней Греции, но и показывает, какое влияние эти мифы оказали на развитие западной культуры, литературы и искусства — от Возрождения до наших дней.






Тем временем Каллироя взмолилась к Зевсу, чтобы ее сыновья, пребывавшие в колыбели, выросли и возмужали за одну ночь и отомстили убийцам своего отца. Зевс внял мольбам Каллирои, и ее сыновья убили Фегея, его жену и сыновей. Забрав ожерелье и одежду Гармонии, они посвятили их Дельфийскому оракулу[113], и вещи эти перестали приносить беды.

Изложение Софоклом мифа об Эдипе породило вопросы в современной ему просвещенной среде; рассматриваются эти вопросы и в наше время. Бытует мнение, что правда о себе была известна Эдипу задолго до постигшей его трагедии; также считается, что он был зависимым человеком, марионеткой, лишенной свободы действия и жертвой случайного стечения обстоятельств, настолько невероятного, что обычному человеку следует больше бояться удара молнии, чем возможности испытать на себе несчастья Эдипа или — если использовать терминологию Фрейда — начать страдать эдиповым комплексом.

В трагедии Софокла Зигмунда Фрейда привлекли поиски Эдипом своей индивидуальности: герой трагедии целеустремленно собирает сведения о себе, пытается выяснить, откуда у него «опухшие» ноги, и наконец узнает, что его взаимоотношения с родителями не соответствуют нормам общества. Судьба Эдипа, по мнению Фрейда, является прекрасным материалом для психоанализа, и он делает Эдипа и связанную сюжетом с ним Сфингу носителями выявленных им символов.

У Сфинги ужасающая воображение родословная.



Но Сфинга не только чудовище, она еще и сексуальное существо. На вазе (470 г.), хранящейся в Киле, она представляет собой прелестную на вид женщину, со сладострастием взирающую на красивого юношу, которого разрывает на части. Ее тройственная природа (женская голова, львиное тело и птичьи крылья) отражают ее мифологическое предназначение: она не только задает загадки, но и сама — загадка. И если Сфинга состоит из трех составных частей, то и загадка ее включает три элемента: «четырехногого», двуногого и «трехногого» человека. Ответ на загадку для фрейдистов поистине идеален: он позволяет объяснить загадку природы Сфинги. Сочетание тела животного с человеческой головой — аллегория: львиное тело — это жестокость, крылья — созидание и божественность, а человеческая голова — суперэго, отличающее человека от животного.

Слово «Сфинга», должно быть, возникло от греческого sphingo («быстро сжимаю»), что подвигло фрейдистов увидеть в Сфинге угнетателя и привело к заключению, что Сфинга символизирует человека, пытающегося контролировать свои животные инстинкты, но не преуспевающего в этой попытке, потому что он на две трети животное и только на одну треть разумное существо.

Уместно отметить, что когда Платон рассматривал тройственность человеческой души, он имел в виду под этим понятием инстинктивные потребности, чувства и разум. Однако в своих изысканиях он обошелся без Сфинги, отдав предпочтение Химере, Скилле и Керберу.

Подвергнув миф об Эдипе психоанализу, фрейдисты пришли к заключению, что убийство Эдипом Сфинги можно в равной степени расценить как подавленное влечение к матери, так и как враждебность к отцу, — эмоциональное состояние, приведшее к ужасным последствиям. А так как вместе со Сфингой (угнетателем) Эдип уничтожил и ее человеческий элемент, о нем можно сказать, что сам он по природе — не угнетатель.

Для фрейдистов даже само имя «Эдип» («опухшие ноги») означает, не поддающуюся контролю мужскую сексуальность: ноги — в основе загадки Сфинги; Эдип получил свое имя от проколотых Лаем лодыжек, что стало фрейдистским символом угрозы кастрации отцом; Фрейд считает, что уродство и хромота — символы кастрации в сновидениях, что позволяет, оперируя именами отца и деда Эдипа, толковать происхождение его уродства и хромоты: Лай (laios) значит «утраченный» и потому обозначает «уродство», а имя деда Эдипа Лабдака увязывается с лямбдой (λ), буквой, у которой в графическом исполнении один штрих короче другого (и потому она соотносится с человеком, у которого одна нога короче другой, то есть хромым). Наконец, Фрейд приравнивает слепоту к кастрации, и по этой причине ослепление Эдипом самого себя является мощным символом оскопления. Таким образом, для Фрейда трагедия Софокла «Эдип-царь» стала наиболее значимым и универсальным произведением из всех сочиненных великим греком, ибо повествует об истории жизни каждого человека.


Миф об Эдипе в произведениях искусства

Можно по-разному относиться к трактовке Фрейдом мифа об Эдипе (счесть глубоко серьезной или посчитать вздором), но нельзя отрицать того, что Фрейд первым взялся за его научное толкование. Уместно отметить, что на Фрейда произвела глубокое впечатление картина Ингреса «Эдип и Сфинкс» (1808), на которой изображен обнаженный Эдип, бесстрашно стоящий перед логовом Сфинги, усеянным костями предыдущих жертв. Эдип смотрит ей прямо в глаза, хотя наиболее тщательно художник выписал грудь, оставив в тени туловище животного.

На выставках в Париже в 1846 и 1855 годах демонстрировалась картина Гюстава Моро под таким же названием — «Эдип и Сфинкс». На этой картине, как и у Ингреса, Эдип пристально смотрит на явно похотливую Сфингу, которая также, не сводя с него глаз, тянется когтистыми лапами к его гениталиям. Картина принесла Гюставу Моро медаль, хотя и не получила всеобщего признания — карикатурист Оноре Домье язвительно заметил: «Облезлая кошка с головой женщины — и это Сфинкс?»

Теме неотвратимости, предначертанной человеку судьбой, посвящена пьеса Жана Кокто «Адская машина» (1934). В пьесе повествуется об «одной из самых совершенных машин, построенной богами для математического уничтожения смертных», и персонажи пьесы, в том числе и Эдип, что бы ни делали, свою судьбу изменить не могут.

В 1967 году Пьер Паоло Пазолини поставил фильм «Царь Эдип», в котором рассказывается о детстве Эдипа и о его противостоянии Лаю, при этом Пазолини оригинально использовал концепцию Фрейда о том, что личность человека формируется в раннем детстве и непосредственно связана с ролями отца и матери в жизни ребенка.

Можно смело сказать, что миф об Эдипе живет и в настоящее время.

Глава восьмая

От Атланта к Гектору

Главные действующие лица

Плеяды — Семь дочерей Атланта и Плейоны.

Гермес — Сын Зевса и Майи, бог воров и обманщиков, похитил коров Аполлона.

Асклепий — Сын Аполлона и Корониды, бог врачевания.

Аполлон — Бог солнечного света, пророчества, стрельбы излука, разума, интеллекта.

Елена — «Особа, спустившая на воду тысячу кораблей», жена Менелая.

Менелай — Сын Атрея, муж Елены.

Кастор и Полидевк (Поллукс) — Диоскуры (сыновья Зевса).

Лаомедонт — Царь Трои во времена Геракла.

Приам — Царь Трои во времена Троянской войны.

Гекуба — Жена Приама.

Парис — Сын Приама, свершил «суд Париса», похитил Елену.

Кассандра — Дочь Приама, пророчествовала истину, но ей никогда не верили.

Гектор — Сын Приама, лучший воин Трои.


У Атланта и океаниды Плейоны было семь дочерей[114], известных как Плеяды и получивших это общее имя то ли от имени свой матери, то ли от греческого plein («плавать»): в Средиземноморье появление Плеяд на небе означало открытие сезона мореплавания, который продолжался до их захода. По наиболее распространенному варианту мифа, Плеяд в течение двенадцати лет преследовал охотник Орион, пока они не превратились в голубей, после чего Зевс вознес их на небо в виде созвездия[115], где их и поныне преследует Орион, также превращенный Зевсом в созвездие. Шесть звезд в Плеядах сияют ярко, а седьмую, Меропу, почти не видно, это объясняется тем, что ей стыдно, ибо она единственная из семи сестер вышла замуж за смертного.

Старшая из плеяд, Майя, «нимфа, достойная чести великой, в любви сочетавшись с Зевсом-Кронионом», в гроте горы Киллена дала жизнь Гермесу, росшему не по дням, а по часам.

Сын родился у богини — ловкач изворотливый, дока,
Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло.
Утром, чуть свет, родился он, к полудню играл на кифаре,
К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона.

О похищении Гермесом коров Аполлона рассказывается в сатирической драме Софокла «Следопыты». Аполлон объявил награду за сведения, которые позволят вернуть животных. Разыскать пропавших коров взялся Силен со своими приятелями-сатирами, но попросил плату вперед. Аполлон согласился, и сатиры отправились в путь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путеводитель по греческой мифологии"

Книги похожие на "Путеводитель по греческой мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Стивен Кершоу

Стивен Кершоу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии"

Отзывы читателей о книге "Путеводитель по греческой мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.