Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель по греческой мифологии"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по греческой мифологии" читать бесплатно онлайн.
Верность Пенелопы. Ахиллесова пята. Троянский конь. Муза художника. Эти понятия входят в нашу жизнь — и остаются с нами навсегда.
Мы называем Аполлоном красивого мужчину, сравниваем с авгиевыми конюшнями трудную, неблагодарную работу — и говорим о человеке, живущем в постоянной опасности, что над ним нависает дамоклов меч.
Но что лежит в основе этих пословиц, поговорок и устойчивых оборотов?
Известный британский ученый Стивен П. Кершоу предлагает в своей живо и увлекательно написанной книге не только новый и оригинальный взгляд на мифы Древней Греции, но и показывает, какое влияние эти мифы оказали на развитие западной культуры, литературы и искусства — от Возрождения до наших дней.
Неожиданно они услышали звуки музыки, никогда не слышанной ими ранее, — это в пещере на лире играл Гермес. Сатиры стали возбужденно переговариваться, и тогда из пещеры вышла нимфа Киллена и резко их отчитала за то, что они шумят. Сатиры смутились, но все же спросили, что за странная музыка доносится словно из-под земли. Киллена им рассказала, что ее сестра Майя недавно тайно родила в гроте мальчика, названного Гермесом, и мальчик этот, быстро подросший, смастерил себе лиру, изготовив ее из панциря черепахи, на который натянул струны из коровьих кишок. Тогда сатиры обвинили Гермеса в краже коров. Киллена отвергла голословные обвинения, пояснив, что у мальчика благонамеренные родители, которые не могли передать ребенку предосудительные задатки. Киллена посоветовала бородатым сатирам, умудренным жизненным опытом, поискать похитителя в другом месте. Но сатиры не успокоились: ведь им сообщили, что струны лиры Гермеса сделаны из коровьих кишок, значит, и выжившие коровы недалеко. Сатиры стали настаивать, чтобы Киллена вывела мальчика из пещеры.
На этом «Следопыты» Софокла обрываются, полного текста пьесы не сохранилось, однако известно из другого источника, что сатиры нашли похитителя. Гермес украл коров в Пиерийских горах, воспользовавшись тем, что Аполлон, пасший стадо Адмета, на время отвлекся, чтобы заняться любовью с Гименеем.
Чтобы похищение коров не открылось, Гермес принял меры предосторожности:
Путаной он их дорогой погнал по песчанистой почве,
Перевернувши следы им: повадки он хитрые помнил.
Задом ведя их, копыта передние задними сделал,
Задние сделал передними, задом и сам подвигался.
По дороге к пещере, где он родился, Гермес поймал черепаху, сделал из ее панциря лиру и изобрел плектр[116]. Однако замести следы все же не удалось. За сатирами к пещере пришел Аполлон и грозно потребовал, чтобы ему вернули коров. Гермес, успевший к тому времени улечься в свою колыбель и завернуться в пеленки, все отрицал. Тогда Аполлон воззвал к Зевсу, и тот повелел Гермесу и Аполлону вместе искать коров. Наконец Гермес вернул коров Аполлону, испугавшись его великого гнева. Аполлон все же решил его наказать, но Гермес начал играть на лире столь чарующую мелодию, что Аполлон обменял на лиру своих коров. Затем Гермес изготовил syrinx (свирель), и Аполлон предложил в обмен на нее свой посох и, обратившись к Гермесу, добавил:
Посох прекрасный богатства и счастья — трилистный, из злата.
Будет тебя этот посох повсюду хранить невредимым,
Все указуя дороги к хорошим словам и деяньям,
Сколько бы я их ни знал по внушению вещему Зевса.
Этот посох (кадуцей) стал атрибутом Гермеса, а сам Гермес по повелению Зевса стал вестником богов и psykhopompos, проводником душ умерших в царство мертвых.
Другой потомок Атланта — Асклепий, бог врачевания. По наиболее распространенному варианту мифа о нем, Асклепий — сын Аполлона и Корониды (Коронис), дочери Флегия. По крайней мере, так полагает Павсаний, приводящий в своем труде слова пифии, обращенные к Асклепию:
Радость великую всем приносишь ты смертным, Асклепий,
Ты, что мне Флегия дочь родила, сочетавшись любовью,
Вечно желанная мне Коронис, в Эпидавре гористом.
В Эпидавре находилось святилище Асклепия, и до нашего времени дошел «Гимн к Аполлону и Асклепию», написанный жителем этого города Исиллом. В гимне детально описывается происхождение Асклепия.
Взаимоотношения Аполлона и Корониды, ее любовная связь с аркадцем Исхием (когда она уже была беременна Асклепием) и последствия этой связи описаны Пиндаром в третьей «Пифийской песне».
Дочь конеборного Флегия [Коронида],
Как под золотыми стрелами Артемиды
Сошла она, правимая Фебом,
Из опочивальни — в незрячий дом:
Не бессилен гнев Зевсова племени!
Пренебрегая богом, скривясь умом, не сказавшись отцу,
Иной она выбрала брак, —
А была уж смешана с неостриженным Аполлоном,
А несла уже в лоне чистый посев.
Артемида поразила Корониду «золотыми стрелами», после того как Аполлон, узнав «изменную неправду» (то есть о том, что Коронида «на ложе взошла к аркадскому пришельцу Исхию»), попросил Артемиду, свою сестру, ее наказать.
Но уже положили родичи девушку на сруб,
И уже обегал ее тело буйный Гефестов язык,
Как молвил Аполлон:
«Не потерпит сердце мое
В материнской тяжкой страде
Жалкой погибели моей породе».
Он сказал,
Он шагнул,
— И выхватил сына из трупа,
И пылавший пожар расступился перед ним.
А унес его бог к магнесийскому кентавру
Для науки
Исцелять живущих от страдальных недугов.
Пиндар опустил в своем сочинении ту часть истории, в которой пострадала ворона, имевшая первоначально белое оперение. Так вот, ворона эта увидала, как Коронида занимается любовью с Исхием, и сообщила об этом Аполлону, но Аполлон, вместо того чтобы поблагодарить вестницу, проклял ее за тягостное известие, и стала ворона от того проклятия черной, как и все ее многочисленные потомки.
Магнесийский кентавр, о котором пишет Пиндар, — Хирон, под чьим руководством Асклепий учился искусству врачевания. Вскоре в этом искусстве он добился больших успехов. Правда, он не мог предотвратить смерть людей, зато мог их оживлять с помощью подаренной ему богиней Афиной крови Медузы. Афина подарила Асклепию два сосуда, наполненных кровью этой горгоны. В одном сосуде была кровь, взятая из левой части тела чудовища (эта кровь умертвляла), а в другом — кровь из правой части тела Медузы (эта кровь оживляла умершего). Но Асклепий пользовался лишь той кровью, которая оживляла, и вернул к жизни так много людей, что Зевс, обеспокоенный нарушением естественного хода событий, поразил его перуном[117].
В отместку отец Асклепия Аполлон убил киклопов, оружейников Зевса, изготовлявших перуны, и разгневанный Зевс чуть было не отправил Аполлона в Тартар, но за сына вступилась Латона (Лето), и смягчившийся Зевс повелел Аполлону прослужить год (или девять лет) пастухом у Адмета, царя города Фер. С появлением Аполлона в дом Адмета вселилось благополучие: сады стали давать невиданный урожай, кони — славиться далеко за пределами его царства, а коровы, козы и овцы — приносить неизменно двойной приплод.
Еще одним потомком Атланта была Елена, давшая повод к Троянской войне, продолжавшейся десять лет. Мать Елены, Леда, жена спартанского царя Тиндарея, родила, помимо Елены, еще несколько дочерей, включая Клитемнестру, вышедшую замуж за Агамемнона, царя Микен. А вот отец Елены, по одним источникам, — Тиндарей, а по другим — Зевс. Сама Елена (в одноименной трагедии Еврипида) не вносит ясности в этот вопрос.
…Мне
Отечество на долю не без славы
Досталось тоже — Спарта; и Тиндар
Был мне отцом… Положим, существует
Предание, что сам отец богов
Когда-то мать мою крылами обнял,
Что, лебедем прикинувшись, на лоне
Ее он скрылся, подавая вид,
Что от орла спасается… так молвят.
По преданию, о котором упомянула Елена, Леда после любовной связи с обернувшимся лебедем Зевсом снесла яйцо, из которого вылупились Елена, Кастор и Полидевк, а по другой версии мифа, Леда снесла два яйца: из одного вылупились Диоскуры, а из другого — Елена и Клитемнестра. Правда, некоторые считают отцом Клитемнестры и Кастора Тиндарея. Еще по одному варианту мифа, Елена — дочь Зевса и Немесиды. Влюбившись в Немесиду, Зевс начал ее преследовать, а она, спасаясь от его домогательств, превратилась в гусыню. Но ей это не помогло: Зевс обернулся лебедем, настиг Немесиду и овладел ею в Рамнунте, что в Аттике[118]. В результате этой любовной связи Немесида снесла яйцо, попавшееся на глаза пастуху. Пастух отнес яйцо Леде, и в положенный срок из него вылупилась Елена. Она оказалась красавицей, и Леда ее удочерила;
Елена еще в детстве стала привлекать мужчин своей красотой. По одной из версий мифа, когда Елене было семь, десять или двенадцать лет, пятидесятилетний Тесей вместе со своим приятелем Перифоем похитил ее из храма Артемиды Ортии в Лакедемоне[119], после чего они бросили жребий, кому обладать Еленой. Жребий выпал в пользу Тесея, и он поручил заботиться о Елене своей матери Эфре. По одной версии, Тесей не стал лишать Елену невинности, а по другой — она родила от него Ифигению (которая обычно считается дочерью Клитемнестры). Еще до того, как Тесей и Перифой бросили жребий, они договорились, что для обделенного жребием постараются добыть Персефону, для чего отправятся в царство мертвых. Когда они опустились в Аид, Диоскуры, узнав, где пребывает Елена, освободили ее и увели с собой Эфру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по греческой мифологии"
Книги похожие на "Путеводитель по греческой мифологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Стивен Кершоу - Путеводитель по греческой мифологии"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по греческой мифологии", комментарии и мнения людей о произведении.





















