» » » » Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия


Авторские права

Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Просвещение, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Камень, глина и фантазия
Издательство:
Просвещение
Год:
1991
ISBN:
5-09-001735-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Камень, глина и фантазия"

Описание и краткое содержание "Камень, глина и фантазия" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о различных природных и искусственных материалах, используемых при строительстве, отделке и украшении архитектурных сооружений с древности и до наших дней (известняке, мраморе, кирпиче, бетоне и др.). Читатель узнает об их происхождении, добыче и производстве, физических и эстетических свойствах, художественных особенностях и способах обработки, разнообразном применении.

На примерах наиболее известных архитектурных сооруже-' ний автор показывает взаимосвязь утилитарного, технического и художественного начал при использовании того или иного материала.

Книга рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Может быть полезна при подготовке к урокам и факультативным занятиям по изобразительному искусству, истории, географии. Представляет интерес и для широкого круга читателей.






В старину у туфа была еще одна необычная служба. Его применяли как фильтр для очистки воды. В некоторых районах, бедных чистой питьевой водой, приходилось пользоваться замутненными источниками. В этом случае воду наливали в кувшины, вырезанные из черного или желтого туфа. Под кувшины подставляли сосуды, не пропускавшие воду, куда она просачивалась такой чистой, что ее можно было пить даже сырой.

А теперь несколько слов об одном из чудес природы — о яшме. Эта горная порода обязана своим рождением также вулкану, но еще и морю, и огромному давлению и температуре в недрах Земли. Миллионы лет скапливались на дне моря останки морских обитателей, ил, песок. Море отступало, осадки уплотнялись и растрескивались. При извержении вулканов они пропитывались пузыристой лавой и пеплом. Непрестанно происходило преобразование разнородных осадков, лава спаивала их, и из некогда рыхлых осадков образовалась плотная яшма.

По разнообразию окраски яшма не знает себе равных. Все оттенки красного — кроваво-красные, коричневатые, вишневые, розовые яшмы, желтые, оранжевые, зеленые, серые, черные, серо-фиолетовые и голубовато-зеленые. Лишь чисто синей яшмы не встретить в природе.

Из-за своей декоративности яшма пользовалась большой популярностью у камнерезных мастеров. Да и сейчас она незаменима во внутренней декоративной отделке помещений.

Первое свидетельство о зеленоватой русской яшме относится к 1717 году. Камень добыли на реке Аргунь в Забайкалье. Петр I специально направлял «рудознатцев» за яшмой на Урал и в Сибирь. Камнерезными изделиями из яшмы особо славилась Колыванская фабрика на Алтае. Там за сто лет, с 1802 по 1902 год, изготовили около 250 крупных ваз для украшения интерьеров дворцов, 74 колонны, достигавшие четырех метров, несколько десятков каминов, канделябров, торшеров.

Самая большая в мире овальная чаша высотой 2,6 метра и диаметром чуть более 5 метров находится в Эрмитаже. Каменный монолит добыли для нее неподалеку от Колывани в 1829 году, и весил он 200 тонн. 400 рабочих трудились над вазой свыше 14 лет.

В одном из залов Эрмитажа в середине прошлого столетия установили 4 великолепные колонны из яшмы. Они были выполнены на Екатеринбургской гранильной фабрике. Колонны отличаются живописными раздувами и сужениями темно-красных и густо-зеленых полос. Высоко ценятся любителями прекрасного так называемые пейзажные, или рисунчатые, яшмы. Полированные пластины камня оформлйют в виде картин. На них деревья, облака, поляны, реки, волны так естественны, что не сразу веришь в их «каменное» происхождение.

И еще очень широко используется яшма при создании мозаичных картин.

Искусство каменной мозаики пришло в Россию из Италии и к середине прошлого века достигло своего совершенства. Русские мастера сумели превзойти своих учителей-итальянцев. На всех всемирных выставках их произведения были «вне сравнения» с подобными изделиями из других стран.

Особенным спросом пользовались в то время каменные мозаичные столы, а точнее — столешницы. Техника изготовления мозаики довольно трудоемка и сложна. Изображение или узор выполняется из тщательно шлифованных и плотно пригнанных друг к другу кусочков цветных камней различных пород.

Сначала готовили каменную подставку, в которой делали углубление и в нем по эскизам размещали пластинки мрамора, порфира, лабрадорита, лазурита, малахита, яшмы и других поделочных декоративных камней. Разные по цвету, фактуре, размерам, они позволяли создавать удивительной красоты картины. Пластинки крепились на специальной мастике. Затем готовое изделие еще раз шлифовалось и полировалось. Подлинным чудом каменной мозаики является искусно выполненная малахитовая комната в Эрмитаже. Широкие пилястры от пола до потолка, выложенные из малахитовой мозаики, создают впечатление, будто бы попали внутрь настоящей малахитовой шкатулки.

В современной архитектуре каменная мозаика используется при оформлении станций и наземных вестибюлей метро, внутренней и наружной отделки дворцов культуры, музеев, театров. Грандиозное панно площадью 220 квадратных метров из цветных мраморов, оникса и других камней, выполненное В. К- Замковым, украшает культурный центр Олимпийской деревни.

ТВОРИТЬ ИЗ КАМНЯ ЧУДЕСА

Одним из красивейших камней, с глубокой древности используемых архитекторами, строителями и, конечно, скульпторами, является мрамор. Что же это за камень? Мрамор — горная порода, рожденная как бы дважды.

Сначала образовалась мягкая осадочная порода — известняк. Затем в глубинах нашей планеты под влиянием высоких температур и большого давления известняк видоизменился, перекристаллизовался, и таким образом родилась новая горная порода — мрамор. Подобные перерождения происходят и с другими горными породами, такими, как песчаники, гнейсы, глинистые сланцы, яшма, нефрит и др. Их называют метаморфическими. Одни из них повторяют состав прародителей, другие заметно отличаются от них. Они обладают иной текстурой, измененным минералогическим, а иногда и химическим составом.

Мрамор, как и его прародитель известняк, обладает достаточной прочностью, но он мягок и легко поддается обработке, к тому же еще исключительно декоративен.

Как правило, в одном месторождении добывают мрамор только определенного цвета. Белый мрамор добывают на Урале в Коелгинском месторождении, желтый с узорчатой коричневой паутинкой — в Фо-минском, также на Урале, пятнистый палево-коричневый — в Карелии, черный с белыми полосками — в Грузии.

Мрамор отличается не только цветовым многообразием, но и причудливой текстурой, неповторимостью рисунка и узорчатостью. Рисунок на камне зависит не только от строения, но и от направления, по которому производят распиловку породы.

Надо сказать, что декоративность любого камня определяется не только цветом и рисунком. Повысить его декоративные качества может фактурная отделка. Она еще более выявляет цвет, рисунок и создает рельеф поверхности, вызывающий игру светотени.

«Этот цвет бархатистый, этот слишком холодный, а этот — стальной», — говорим мы. Если потрогать камень рукой, то окажется, что бархатистый цвет имеет шероховатую поверхность, а стальной — гладкую. Один и тот же цвет может казаться бархатистым или стальным, и это зависит от фактуры камня. Полированием ему придают зеркальную гладкость. Иными способами обработки получают рельефные точечные или бороздчатые поверхности. Весьма живописной, с сильной светотенью является фактура камня с рельефом обработки под названием «скала». Такими грубо околотыми, как бы естественно выломанными кусками гранитной скалы обычно облицовывают нижние этажи административных, общественных и некоторых жилых зданий.

Поскольку мрамор — камень мягкий, его чаще всего полируют до зеркального блеска. Не случайно и название камня «мрамор», по-гречески оно означает «блестящий».

Достоинства этого благородного камня, обладающего уникальными пластическими возможностями, оценили еще античные мастера.

Брал человек

Холодный, мертвый камень,

По искре высекал

Из камня пламень,—

написал Николай Рубцов. И это удивительно точно. Холодный камень обладает замечательной способностью становиться под руками скульптора «теплым». Изваяния из мрамора, действительно, кажутся живыми и теплыми. Ощущение такое, будто кровь пульсирует в каменном теле статуи. Это связано с особенностями строения мрамора. От того, как ориентированы оптические оси кристаллов кальцита, из которого состоит камень, зависит его светопроницаемость. У лучших сортов мрамора она достигает четырех сантиметров. При прохождении света возникают оптические эффекты, создающие легкий светящийся ореол вокруг скульптуры, подобный отражению света от человеческого тела.

У древних греков появился даже миф о Пигмалионе, влюбившемся в изваянную им и ожившую мраморную статую Галатеи.

К числу мировых шедевров принадлежит античная статуя Венеры Таврической. В 1720 году Венеру, с большим трудом приобретенную в Риме, установили в Летнем саду Петербурга. Ученые определили, что статуя была создана в III веке до н. э. талантливейшим, но, увы, неизвестным автором. Сейчас статуя украшает собрание античной скульптуры Государственного Эрмитажа.

В Летнем саду при Петре I постепенно была собрана великолепная коллекция итальянской мраморной скульптуры. Она насчитывала 250 статуй. Почти три столетия скульптура находилась в саду под открытым небом. А оно, как выяснилось, не лучшая крыша для мрамора. При всех его достоинствах мрамор имеет один существенный недостаток. Он плохо сопротивляется выветриванию. Перепады температур, повышенная влажность, ветры губительны для него. В последние годы принято решение экспонировать уцелевшие скульптуры Летнего сада в закрытом помещении, а в саду показывать их копии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Камень, глина и фантазия"

Книги похожие на "Камень, глина и фантазия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Данилова

Людмила Данилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия"

Отзывы читателей о книге "Камень, глина и фантазия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.