» » » » Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия


Авторские права

Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Просвещение, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Камень, глина и фантазия
Издательство:
Просвещение
Год:
1991
ISBN:
5-09-001735-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Камень, глина и фантазия"

Описание и краткое содержание "Камень, глина и фантазия" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о различных природных и искусственных материалах, используемых при строительстве, отделке и украшении архитектурных сооружений с древности и до наших дней (известняке, мраморе, кирпиче, бетоне и др.). Читатель узнает об их происхождении, добыче и производстве, физических и эстетических свойствах, художественных особенностях и способах обработки, разнообразном применении.

На примерах наиболее известных архитектурных сооруже-' ний автор показывает взаимосвязь утилитарного, технического и художественного начал при использовании того или иного материала.

Книга рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Может быть полезна при подготовке к урокам и факультативным занятиям по изобразительному искусству, истории, географии. Представляет интерес и для широкого круга читателей.






В России применение мрамора в строительстве и архитектуре началось в первой половине XVIII века, когда Петр I замыслил построить новый город на пустынном месте в устье Невы.

…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

(А. Пушкин)

16 мая 1703 года на Заячьем острове застучали топоры — начали рубить Петропавловскую крепость, вокруг которой на островах должна вырасти будущая новая столица. Первые дома в ней строили из дерева, спустя два-три года начали возводить здания посредством фахверка. При этом деревянный каркас заполнялся глиной или известковым раствором. Такие здания еще называли мазанками. Снаружи их раскрашивали под каменные строения.

Но Петр I задумал построить настоящий каменный город, который должен был поднять престиж, показать мощь и богатство России. Новый город решено было украсить многоцветными заграничными мраморами и гранитами. Из многих европейских стран везли в обозах дорогие камни для Петербурга. В 1714 году Петр издал указ, запрещающий каменное строительство в других городах России. В Санкт-Петербург были вызваны на работы каменщики и кирпичники со всей страны. Из Европы приглашены лучшие строители, зодчие, ваятели, резчики по камню. Началось строительство дворцов, соборов, монументальных общественных и государственных зданий.

Работать с твердыми породами камня русским мастерам до этого времени доводилось не часто, и теперь на строительстве столицы они по ходу дела учились резать, тесать, полировать камень. Без этого не изготовить грандиозных каменных колонн, не покрыть целые стены дворцов блестящими мраморами, не одеть в гранит берега Невы.

В 1725 году в Петергофе построили мельницу на 40 рам для обработки и полировки самоцветов и стекол. Это производство положило начало гранильной фабрике, которая в течение двух столетий являлась своеобразной школой художников и мастеров по обработке камня.

Покупать камни за границей было довольно дорого, и потому в начале XVIII столетия предпринимаются попытки отыскать месторождения у себя в России. В 1735 году пригласили из-за границы опытного каменных дел мастера Якова Стейна для изучения и использования отечественных богатств. Одновременно изысканиями скульптурных и архитектурных каменных материалов занимались Петергофская гранильная фабрика и Екатеринбургские горные заводы. В 1765 году была организована особая экспедиция по «розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале», которая вскоре превратилась в крупную государственную организацию для поисков и разведок минералов и горных пород по всей стране — первую минералогическую экспедицию.

С каждым годом открывали все новые и новые месторождения. Декоративный мрамор впервые в России начали разрабатывать в Карелии и Приладожье. Особую известность получили мраморы из сел Рускеала в Приладожье и Тивдии в Прионежье. Окраска рус-кеальских мраморов меняется от белоснежной до темно-серой и от светлой желтовато-зеленой до темно-зеленой. Неповторимые узоры создают разноцветные полосы, тонкие прожилки и крупные отдельные зерна кварца. Именно рускеальский мрамор наряду с заморским завозили в 1766 году в Петербург для украшения знаменитого Мраморного дворца, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. С его строительством начинается расцвет камнерезного дела в Петербурге.

Дворец называется мраморным потому, что «и снаружи и внутри все здание, кроме первого этажа, было облицовано различными сортами мрамора, оттенки которого подобраны с большим искусством. Мраморная облицовка дворца — одна из интереснейших его особенностей. На сером фоне стены четко вырисовываются белые пилястры, а мягкие тона мраморных плит с тончайшими прожилками красиво выделяются рядом с темной гранитной облицовкой цокольного этажа. Мрамор для отделки доставлялся из Финляндии, с Урала, из Италии и других мест за тысячи верст. Одетый в мрамор дворец стал одним из самых богатых зданий города»*. Исследователи творчества Антонио Ринальди отмечали, что он использовал природный камень так, чтобы его цвет и фактура гармонировали не только с архитектурными формами дворца, но и сливались с северной природой, невской водой и бледным небом.

Цветные узорчатые камни особенно ценились архитекторами и использовались в облицовке дворцов Петербурга и его пригородных ансамблей. Из Финляндии ввозили красный и розовый гранит — рапакиви, из Италии — белый и цветные мраморы. Применяли для украшения зданий и интерьеров аспидный сланец из Прионежья, афганский лазурит, уральский малахит и яшмы.

Мраморами облицовывали фасады и интерьеры дворцов, использовали их для оформления садовых и парковых павильонов. Из цветных камней вытесывали изящные капители, колонны, тумбы, вазы, различную скульптуру.

Венцом каменного зодчества в Петербурге явился Исаакиевский собор, возведенный в 1818–1858 годах про проекту архитектора А. Монферрана. Там впервые для наружной облицовки всего стилобата и 112 цельных колонн» в огромном количестве использован темно-розовый полированный гранит-рапакиви. Стены собора одеты в светло-серый рускеальскии мрамор, из него же высечены резные портики дверей с бронзовыми рельефами. Для внутренней отделки, наряду с отечественными камнями, взяты итальянские и французские мраморы. Иконостас собора сделан из белого мрамора. Его колонны и пилястры выполнены из малахита и украшены золочеными капителями. Из малахита сделаны также вставки-медальоны и узкие плиты в боковых арках алтаря. Две центральные колонны иконостаса облицованы темно-синим лазуритом. Карниз венчающий декор всего интерьера, а также ступени к алтарю и широкая лента окаймляющая пол по периметру собора, вытесаны из темно-красного кварцита или порфира. Пол выложен из плит темно-серого и светло-серого русекальского мрамора. Нижняя часть облицована плитами черного аспидного сланца. Выше стены покрыты изумительным белым мрамором и отделаны  пилястрами и колоннами светло-розового и вишнево-красного мрамора. Кроме того, в углублениях между  пилястрами в стены вставлены плиты из зеленого, красного и желтого мрамора,

В 19 веке камень на некоторое время отошел в. уступив место штукатурке. Твердые породы камня, безусловно, применялись как конструктивный материал, а вот в отделке зданий господствовала штукатурка. Разделывая плоскость стены под руст, ей придавали вид каменной. Резные каменные декоративные детали заменяли лепными.

Новый расцвет каменной архитектуры связан с Москвой, когда с 1935 года началась ее реконструкция. Современный город «должен решаться в светлой, радостной гамме. Он должен при помощи цвета создавать иллюзию солнечности даже осенью и зимой. Нельзя забывать, что в красивых домах людям веселее работается и уютнее живется»*,— писал известный советский архитектор И. В. Жолтовский. Перестройка старых и возведение новых городов требовали много камня. Он, как нам известно, создает не только архитектурное оформление, но и защищает стены от разрушающего влияния времени. Предстояло одеть в каменные одежды общественные и административные монументальные здания, построить мосты и набережные, благоустроить городские скверы и сады.

Наряду с традиционными гранитами и песчаниками стали широко применять белый мрамор Коелгинского месторождения из Челябинской области. Он придал праздничный и торжественный вид наиболее значительным зданиям нашего времени. Этим камнем облицован даже Дом Всемирной организации здравоохранения в Женеве. В Москве в коелгинский мрамор одеты здание Верховного Совета РСФСР, Кремлевский Дворец съездов, другие современные здания и многие станции метрополитена. Московский метрополитен стал своеобразным музеем природного декоративного камня. На его коллекции можно изучить все строительные и декоративные камни нашей страны.

Московскому метро уже более 50 лет. В 1935 году перед открытием первой очереди метрополитена И. Ильф и Е. Петров писали о предстоящем событии: «Они увидят распределительные вестибюли — блестящие фойе метрополитена, со стеклянными кассами, широкие, превосходно освещенные коридоры и неожиданно громадные сияющие залы подземных станций.

«Станция» — здесь слишком скромное слово. Это — вокзалы. Тринадцать вокзалов, одетых в мрамор, гранит, медь и разноцветные кафели.

Вокзалы открываются необыкновенно эффектно — сверху, с высоты виадуков, откуда по широким лестницам вправо и влево спускаются на перрон пассажиры.

Да и «перрон» здесь — слово, определяющее лишь назначение места, где люди садятся в поезд. Внешность его совсем не перронная. Это скорее дворцовая зала. Высота, чистота, блеск нежно-серых, или розоватых, или красных с прожилками колонн, ровный молочный свет строгих люстр, полированные стены»*.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Камень, глина и фантазия"

Книги похожие на "Камень, глина и фантазия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Данилова

Людмила Данилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия"

Отзывы читателей о книге "Камень, глина и фантазия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.