» » » » Олег Анисимов - О воле и «свободе воли»


Авторские права

Олег Анисимов - О воле и «свободе воли»

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Анисимов - О воле и «свободе воли»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
О воле и «свободе воли»
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О воле и «свободе воли»"

Описание и краткое содержание "О воле и «свободе воли»" читать бесплатно онлайн.








Еще более высоким типом бытия является «социокультурная динамика», в котором возникает применение надиндивидуальных критериев согласования. Для их применения необходимы способности к соответствию критериям, их различаемости, подчинению их содержательности в ходе согласования, что невозможно вне развития психических механизмов мышления, сознания, самосознания, рефлексии. Для критериев содержание версии договоренности предстает как внешний материал.

Еще более высоким типом бытия выступает «деятельность», в которой основанием предстает норма преобразования чего-либо, созидаемая управленцем, что оттесняет согласование и отчуждает отношение к норме.

Для нормы деятельности сам человек предстает как фактор ресурса деятельности, как подчиняющееся норме «внешнее». Поэтому и отношение к норме предполагает не только понимание и принятие, но и субъективное отождествление с содержанием нормы, отношение к себе с точки зрения нормы как таковой, взятой «извне». Самоотношение предполагает идентификацию с создателем нормы не по согласованию, а «формально». Все деятельностно-нормативные согласования в рамках демократического стиля управления являются вторичным и необязательным возвратом к социокультурной динамике.

Не раскрывая более сложные типы бытия — «культурное», «духовное» и т. п., можно уже более точно охарактеризовать особенности тех отношений, которые связаны с идеей «свободы». Если считать свободным самопроявление жизнедеятельностного типа, то волевые явления будут неотличимы от естественного самовыражения. Волевые явления опознаются лишь в контрасте между эгоцентрическим самовыражением и следованием норме, замыслу вопреки внутренним и внешним факторам отхода от следования фиксированному замыслу, норме.

Специфическое для воли появляется в реагировании на препятствия в реализации замысла, нормы. Поэтому с волей непосредственным образом связана самокоррекция.

Поскольку нормативное содержание появляется в социодинамике, то в ней и возникает предпосылка появления воли. Но в социодинамике препятствия к реализации договоренности могут снизить субъективную значимость договоренности. Поэтому потенциал волевого проявления становится более высоким и определенным в социокультурном взаимодействии. В нем договоренность опирается на надиндивидуальный критерий, применение которого ведет к устойчивости выработанной договоренности.

Понятно, что в мире деятельности невозможно обойтись без воли, так как норма «появляется» извне и не может подвергаться обсуждению в исполнительской позиции. Тем более что нормы преобразования реализуются в приложении к жестким исходным материалом и различным условиям, мешающим следованию нормы. Поводов для проявления воли как самокоррекции в реализации норм возникает много.

Однако как проявление воли в деятельности, в профессиональной деятельности связано со «свободой воли»? В исполнительской позиции, в силу отчуждаемого характера порождения и предъявления нормы, свободы нет. Исполнитель должен отказаться от свободы в трактовке норм, чтобы оставаться исполнителем по функции.

Управленец более свободен по реальным процессам порождения норм. Но его «свобода на начальных уровнях профессионализма либо с его некомпетентностью, либо с большим количеством зон неопределенности, оставляемых вышестоящим руководителям (Деркач 2000, 2001). Уже в условиях четко определяемого заказа, задания, задачами, которые ставятся вышестоящим руководителем степень свободы сокращается.

С другой стороны, чем более обеспечена деятельность управленца множеством ориентиров, обобщенных рамок, концептуальных оснований, модельными аналогами, чем более она насыщена деятельностными, социокультурными, научными, культурными, духовными критериями, тем меньше управленец может положиться на случайность своего самовыражения.

Ему необходимо лишь разобраться с типами критериев, с типами бытия, с целостностью бытия, в котором особое место занимает мир деятельности и управленческий слой деятельностного мира. Кроме того, он должен не только различать все это, но и применять в ходе разработки решений, а за реализации решений (см. подробнее: Анисимов: 2004 в, 2005). Поэтому главным условием увеличения неслучайности решений и их реализации становится для него рефлексивная культура, рефлексивная самоорганизация в управленческой деятельности.

Но вместе с тем управленец начинает различать в своей деятельности «низкое» и «высокое», случайное и неслучайное, неоправданное и доказанное и т. п. Управленец понимает, что жизнедеятельность, социодинамика, социокультурная динамика существуют в мире деятельности лишь как ресурс, как обслуживающие слои и в меру их оправданности они полезны и необходимы, а вне этих пределов они вредны. Поэтому он и приступает к борьбе с «низменным» в указанном аспекте, соотнося его с поставленными целями, задачами, проблемами.

Управленец «насыщает» понятие воли новым содержанием, в сравнении с исполнителем. Вместе с внесением в его рефлексивное сознание и самосознание профессиональной критериальной базы у него появляется основание для самокоррекции в реализации норм его деятельности, которые он сам и созидает. Отчужденность норм в этих случаях отсутствует и, в меру его субъективного отождествления с критериальной базой на основе профессионального развития, воля управленца становится «свободной». Он самокорректируется «от себя», а не формального следования критериям.

Мы видим, что преодоление формальной свободы в проявлении воли исполнителем возможно за счет идентификации с управленцем, заимствовании его критериальных оснований в рефлексивной самоорганизации. Таким же образом и управленец может осуществлять реализацию норм вышестоящего руководителя формально, отчужденно, если не отождествляется с ним и его основаниями проявления воли.

Профессиональная «совесть» заключена в критериальной базе нормирования, если она воспринимается субъективно и в отождествлении. Но вместе с этим появляется переход и к культурным слоям профессиональной деятельности. Тем более что в критериальном обеспечении могут существовать высшие критерии как познавательного оценочного типа. Они имеют прототипы в научных, теоретических основаниях, этике, но выводятся в зону всеобщих критериев именно в философии, в мировоззренческих и мироотношенческих системах. Чтобы пользоваться ими как критериями управленцы должны проходить путь «возвышения», субъективного развития. Те же пути проходятся и при вхождении в мир духовных оснований.

Отличия состоят в том, что в мире духовности возникают и становятся главными вопросы о первооснованиях всего, о созданности всего, включая общество, человека и т. п., о предназначении и служении предназначению и первооснованиям.

Тем самым, чем менее случает человек в своих поступках и чем больше сил прилагает для сохранения неслучайности, в том числе прилагает силы для преодоления внешних и внутренних препятствий к этому, тем он более свободен. Свободен от случайностей и предопределяющей роли помех к реализации замысла.

Рассматривая природное самовыражение как «естественное», а неслучайность, неслучайное поведение как «оискусствленное» и «искусственное», противостоящее естественному мы видим «свободу» в мире оискуствленного. Но и здесь различается статическая неслучайность, неслучайное и динамическое.

Можно ли «освободиться» от статичности неслучайного и этим внести свободу в слое динамики оснований? Можно. Так же как решение задач имеет неслучайную основу в абстрактных «формулах», но может быть переопределение задач и проблематизация. Однако и здесь переопределение может быть стихийным, сближающимся с докультурным неопределенным и случайным самовыражением, и неслучайным, имеющим более фундаментальные основания.

При повышении уровня неслучайности, качества профессионализма сама процедура постановки проблем перестает опираться на зыбкую почву индивидуального опыта и самовыражения и обретает надежную помощь и опору в виде фундаментальных оснований, представлений по теме, философско-онтологические или хотя бы прочные научно-предметные основания. От их имени идет реагирование на поставленные вопросы и сама постановка вопросов. Именно этот тип самоорганизации является преддверьем духовного поведения (см. также: Анисимов 200а, 2004 г).

Высшие основания, если они выражены в строгом языке, касаются по своему содержанию первопричин и способов существования как универсума, так и единиц в универсуме. Если в религии акцентируется непознаваемость первопричин, что открывает перспективу непосредственного и доверительного отношения с носителем первопричин или его представителем, то в философии, онтологическом мышлении предполагается та или иная версия первопричинного мышления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О воле и «свободе воли»"

Книги похожие на "О воле и «свободе воли»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Анисимов

Олег Анисимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Анисимов - О воле и «свободе воли»"

Отзывы читателей о книге "О воле и «свободе воли»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.