Мария Павлович - Сезон дождей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сезон дождей"
Описание и краткое содержание "Сезон дождей" читать бесплатно онлайн.
Популярный фотограф Александр Виноград разыскивает дневник своего деда, исчезнувшей после Второй мировой войны где-то на территории французских колоний в Азии. Получив наконец заветную тетрадь, он узнает, что дед, проживший последние годы в Камбодже, оставил тайник, который до сих пор не обнаружен.
— Ты так ничего и не понял! — Она на секунду выпустила руль и посмотрела на него. — Ответа не существует. Коан просто помогает по-другому взглянуть на мир.
Они вошли на территорию Ангкора через арку северных ворот, украшенную ликом бодхисатвы. В темноте храм Байон напоминал окаменевший песочный замок. Как будто чья-то огромная рука, пропуская мокрый прибрежный песок сквозь пальцы, играючи насыпала его на берегу бескрайнего океана. Центральный шпиль горделиво возвышался над башнями на фоне звездного неба.
Александр не ожидал, что громадные каменные изваяния бодхисатв будут казаться еще более живыми в рассеянном лунном свете. Он с неподдельным интересом разглядывал их лица с одинаковыми чертами короля Джайявармана. Днем они поразили его своей созерцательной невозмутимостью, а сейчас глаза одного из них улыбались ему.
— Не волнуйся, — Мари ласково подтолкнула Александра вперед. — В зависимости от освещения они меняются.
— Сколько их здесь?
— Двести, по четыре на каждой башне.
— Мне немного не по себе, — признался он.
— Байон считают мистическим центром кхмерской империи, он построен так, чтобы своими камнями символизировать движение звезд. Смотри под ноги, — предупредила Мари, обходя храм по узкой дорожке между разбросанных каменных глыб.
Застывшие бодхисатвы внимательно следили за двумя фигурами, удаляющимися по тропинке.
На пересечении дорог в центре Ангкор-Тхома они свернули на северо-восток. Вокруг шевелились живые джунгли. Гигантские корни исполинских деревьев прорастали сквозь стены храмов, навечно связывая их между собой.
Они молча прошли больше двух километров, наблюдая, как луч фонаря выхватывает из темноты пожелтевшую траву и куски песчаника у них под ногами.
— Пре-Хан был построен в двенадцатом веке на месте сражения Джайявармапа с армией Чампы, его называют храмом Меча. Битва с армией Чампы была кровавой, но после победы Джайяварману всегда сопутствовала удача во всех боях. — Мари замешкалась, положив руку на остывший камень у ворот храма. — Мы начнем осмотр с левой стороны. Со стороны Шивы, — сказала она, входя внутрь.
Поблизости не было ни души. Александр прислушался.
— А где все монахи?
— Они живут в монастыре за озером. Здесь никого нет.
Они шли по длинной галерее под гулкое эхо своих шагов. Пре-Хан спасали от окончательного разрушения деревья, они взяли на себя роль основных опор, поддерживающих осыпающиеся стены.
Александр случайно поднял глаза наверх, необъятный ствол дерева длиной не меньше шестидесяти метров, нависший над их головами, в темноте был похож на огромную куриную лапу с растопыренными пальцами.
Он внезапно осознал, что они совсем одни, ему стало тревожно.
— Далеко до рисунков? — Александр поежился.
— Потерпи, — прошептала Мари.
Они вошли в узкий проход. По обеим сторонам были стены, покрытые шершавым мхом. Мари уверенно двигалась вперед, ему ничего не оставалось, как следовать за ней. Не дойдя нескольких шагов до конца коридора, она остановилась и посветила фонарем прямо перед собой. Александр приблизился, ее волосы приятно пощекотали ему лицо.
Из темноты на них смотрел многорукий Шива. Мари провела лучом вдоль стены, освещая части барельефа, оживающие прямо перед ними и вновь исчезающие в темноте.
— Вот, — Мари указала на ряд почти неразличимых значков. — «Я не холоден и не злопамятен, во мне нет скотской природы, и путь мой не извилист. О Бог, несущий месяц в гребне своих волос, нельзя ли мне, подобно луне, служить Твоим украшением?» — Она села на колени и провела пальцем по надписи под изображением Шивы.
— Что здесь изображено? — спросил Александр, рассматривая похожие между собой барельефы, тянувшиеся бесконечной вереницей друг за другом.
— Танцующий бог Шива — бог очистительного разрушения. Когда он перестает танцевать, во вселенной наступает хаос. Но за периодом разрушения всегда приходит период созидания. Кстати, Шива считается создателем звука «ом».
— Что у него на шее?
— Ожерелье из змеи. Однажды, согласно легенде, Шива явился десяти тысячам мудрецов-риши и потребовал, чтобы они поклонились ему. В ответ риши его прокляли и наслали свирепого тигра. Шива ногтем содрал с тигра шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И тогда они бросились к его ногам и стали молить о прощении.
— Тут он везде танцует. — Александр опустил фонарь и посмотрел на Мари из темноты. — Ты считаешь, это как-то связано с фразой «он танцует в пустоте под звуки космоса»?
— Возможно, — неуверенно протянула Мари.
— Тогда нам надо все внимательно здесь изучить.
— Легко сказать, здесь сто восемь каран — танцевальных поз Шивы.
— Что это такое? Ты можешь объяснить доступно, что именно символизируют рисунки?
Мари выхватила лучом один из барельефов.
— На этой стене под гимном Шиве изображены сто восемь каран — канонических поз-движений, описанных в Натья-Шастре, древнеиндийском трактате о танцевальном искусстве, — пояснила она. — Посмотри сюда, все сто восемь барельефов разные, хотя и очень похожи.
— Как тут можно найти отличия? — изумился Александр.
— Вот здесь, например, ступни Шивы повернуты в разные стороны, а здесь, — Мари подвинулась по направлению к Александру, — обе вывернуты наружу. На самом деле это не статичные позы, несмотря на то что скульптуры и рисунки в храмах изображают Шиву застывшим без движения.
— Как это может быть связано с танцами между небом и землей в пустоте? — прервал ее Александр.
— Не знаю, я не помню ничего, что могло бы быть связано с Шивой и пустотой. Хотя в буддизме великая пустота в почете, она символизирует безвещественность.
— Все так сложно, — Александр присел на корточки и прислонился к стене. — Видимо, дед не имел никакого намерения как-то помочь нам с разгадками своих шарад. Неужели нельзя было оставить доверительное письмо какой-нибудь юридической фирме с приличной репутацией.
— Так было бы слишком просто, — Мари опустилась рядом с ним. — В индуизме, как и в буддизме, все имеет сакральное значение. Мы доберемся до смысла. Я не думаю, что он хотел заставить нас изучать все сто восемь каран, чтобы найти то, что он спрятал. Нужно выйти за рамки логики и посмотреть на вещи свежим взглядом.
— Отличный совет, — Александр повернул голову и взглянул на нее с улыбкой. — И коан нам поможет.
— Я улавливаю сарказм. Не ты ли втянул меня в это?
— Ты права, — он поднялся. — Пойдем, покажешь еще что-нибудь интересное, раз уж мы здесь. Ты отличный экскурсовод! — Он обвел барельефы прощальным взглядом.
Мари посветила фонарем ему в лицо.
— Ты похож на Ивана, — сказала она. — Если бы ты носил усы, вас было бы не отличить.
— У твоей бабушки был хороший вкус.
— Женщины часто делают тебе комплименты?
— Не так часто, как хотелось бы. Пошли, — он легонько взял ее за локоть.
Мари повела плечом.
— Правда, — шутливо настаивала она, — ты наверняка избалован женским вниманием: красивый, успешный, богатый!
Он замешкался, это напоминало начало не очень приятного разговора.
— Почему ты до сих пор один? — продолжила она.
— А ты?
— У меня есть Гарри!
— Теперь и у меня есть Гарри, — Александр усмехнулся. — Значит, мы оба не одиноки. Пойдем.
Он включил фонарь и зашагал дальше. Мари ничего не сказала, он слышал, как хрустит позади него песок, — она шла следом.
Странно, что она вообще решилась заговорить с ним на эту тему. К чему? Она не из тех, кто любит лезть в чужие дела. Чужие… еще час назад ему хотелось, чтобы их дела были общими. А теперь… Так всегда случалось: он мог идти вперед, только преодолевая препятствия, если сопротивление ослабевало, он начинал пятиться назад. Поэтому он всю жизнь топтался на одном месте.
Мари первой прервала затянувшуюся паузу:
— Знаешь, этот храм обслуживали 79 365 человек, включая 18 священников, 2740 должностных лиц, 2202 помощника и 615 танцовщиц.
— Впечатляет! — Александр обрадовался возможности возобновить безобидную беседу. — Как ты запоминаешь все эти цифры?
— Среди собственности, принадлежавшей храму, был набор золотых блюд, весящий более 500 килограммов, 35 алмазов, 40 620 жемчужин, 4540 драгоценных камней, 512 шелковых постелей и 523 зонтика от солнца.
Александр присвистнул:
— У тебя, наверное, нет записной книжки. Все номера ты знаешь наизусть.
Мари довольно засмеялась. Ей нравилось производить на него впечатление.
— Числа имеют огромное значение как в индуистской, так и в буддийской религии. Здесь не бывает случайностей. Весь Ангкор основан на цифрах, начиная с определенного количества башен в храмах и заканчивая архитектурной геометрией.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сезон дождей"
Книги похожие на "Сезон дождей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Павлович - Сезон дождей"
Отзывы читателей о книге "Сезон дождей", комментарии и мнения людей о произведении.