Геше Джампа Тинлей - Сутра Сердца

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сутра Сердца"
Описание и краткое содержание "Сутра Сердца" читать бесплатно онлайн.
Введите сюда краткую аннотацию
Тот факт, что нечто приходит к существованию, делает возможным и действительно необходимым прекращение этой вещи. Ее происхождение это первичное условие для её конечного прекращения. Так что, когда мы поймем непостоянство всех вещей, то поймем, что они каждый момент находятся в процессе прекращения. В этом — смысл первой аксиомы буддизма, гласящей, что все составные феномены непостоянны ”.[85]
Вторая скандха — это совокупность чувств [tshorba’i phun ро][86], таких, как удовольствие, неудовольствие, радость, горе, печаль и т. д. Совокупность чувств также входит в объектную основу, на которую накладывается ярлык «я». Когда мы испытываем какое-либо удовольствие, то мы говорим: «Я счастлив, я такой счастливый сегодня» и т. д. А когда появляется чувство боли, страдания, то мы говорим: «Я так страдаю», «Я так расстроен» и т. д. Но совокупность чувств также не является нашим «я», это всего лишь объектная основа для наименования «я».
Третья скандха — это совокупность различения, или распознавания [‘du shes kyi phun ро]87. Когда вы узнаете кого-либо или что-либо, то вы говорите «я его знаю» или «я это узнаю», то есть ваше собственное «я» узнает или распознает кого-либо или что-либо. Но на самом деле распознавание производит ваше вторичное сознание, а не ваше «я».
Вторая и третья скандхи — это суть вторичное сознание.
Четвертая скандха — это так называемые композитные, или формирующие, факторы [‘du byed kyi phun ро]88, известные также под своим санскритским названием “самскара-скандха ”. Это такие импульсы, как любовь сострадание и пр. Эта скандха также относится к вторичному сознанию и называется часто «волевыми импульсами». Волевые импульсы включают в себя все виды вторичного сознания, кроме сознания чувств и сознания различения.
Пятая скандха — это совокупность первичного сознания [mam par shes pa’i phun ро], называемый также обычно просто “агрегат сознания”.
Если сказать в краткой форме, то получается, что тело и сознание — это есть объектная основа для называния «я». Иначе говоря, существует одна физическая и четыре психических совокупностей, или скандх. Сознание, или психика, это очень сложный объект, к нему относятся четыре составляющие, четыре скандхи.
2.12. Что такое сознание, первичное и вторичное сознание?
Нам следует также различать первичное сознание и вторичное сознание. Существует 6 видов первичного сознания [rnam shes ра] и 51 ментальный фактор [sems las byung ba] вторичного сознания. О первичном и вторичном сознании я расскажу немного позже, а более подробно об этом можно узнать из моей книги «Ум и Пустота». Для того, чтобы глубже познать свое собственное «я», необходимо знать классификацию первичного и вторичного сознания.
В заключение наставления о пяти скандхах можно сказать, что пять скандх — это совокупность формы {тело) и четыре совокупности сознания. Из них вторая, третья и четвертая совокупности, или скандхи, это — вторичное сознание, а пятая совокупность, или скандха, это — первичное сознание. Обо всем этом необходимо знать, так как эти пять совокупностей (скандх) не находятся где-то вне нас, это не карта звездного неба, не Марс и не Юпитер. Это то, что находится в нас самих. Если мы будем знать, как вращается Марс или Юпитер, то это, конечно, хорошо, но если мы этого не будем знать, то ничего страшного в этом нет. А вот если мы не будем знать, что представляют собой в действительности наше тело и наше сознание, то мы можем совершить очень много ошибок и из-за этого создать очень много трудностей.
Материальное развитие происходит посредством материальных открытий и познания материального мира. Мы используем эти знания, и у нас происходит материальное развитие — технический прогресс. Дверью, ведущей к прогрессу техногенной цивилизации, является познание материи. Аналогичным образом можно сказать, что дверь, которая открывает путь к духовному развитию — это раскрытие и познание своего собственного сознания.
Буддизм утверждает, что если сравнивать материальное и духовное развитие, то развитие духовное имеет более значимую роль, и поэтому буддийская философия делает упор на духовное совершенствование.
Наши предки знали, что материальное развитие не сможет решить всех проблем, как бы оно ни прогрессировало. А духовный прогресс и достижение духовного совершенства способны разрешить все проблемы. Поэтому наши предки делали упор на духовное развитие.
Что такое ум, сознание? Есть известный и очень авторитетный текст, принадлежащий перу одного из Панчен-лам [89], в котором объясняется природа ума, а также способы медитации на относительную природу ума и на абсолютную природу ума. Я очень много изучал текстов по Махамудpe [phyag chen][90] и Дзогчену [rdzogs chen][91], среди них я не встречал трудов лучше этого текста, который написан Панчен Ринпоче. Текст Панчен- ламы является подробным и систематическим учением о природе ума. Его отличает четкость изложения, и он опирается на коренные тексты и труды индийских махасиддхов — Сарахи, Наропы, Тилопы. Каждое его положение подкреплено цитатами из первоисточников. И это поистине вдохновляющее учение.
Итак, Панчен-лама дает определение сознания через указание трех его базовых характеристик: «Первая характеристика: ум — это то, что существует, но не имеет ни формы, ни цвета. Вторая характеристика: по природе своей ум ясен, или чист [od gsal]. Третья характеристика: по функции своей ум обладает способностью познания [rig ра]».
Нельзя сказать: «Я постиг Ясный Свет моего ума, он имеет белый цвет и т. д.», так как это будет ошибкой. Ум не имеет цвета. Также нельзя сказать: «Мой ум имеет форму — он квадратный» и т. п. (смех) Из-за того, что ум не имеет формы, его нельзя разделить на части, а также невозможно собрать воедино ум всех людей и создать на его основе некий единый универсальный ум. Нельзя собрать ум всех бурят и создать на его основе универсальный бурятский ум.
Ум обладает способностью познавать: «это — такое, а вот это — такое», «это — красивое, а вот это — некрасивое», «это — круглое, а вот это — квадратное». И так далее. Когда нам кто-либо что-нибудь говорит, то наш ум также обнаруживает эту функцию познания. Эта спосбность осознавания, или функция познания и называется ригпа [rig ра]. Понятие ригпа постоянно встречается в текстах Махамудры и Дзогчена. Мы должны узнать в себе того, кто является познающим, и познать свой ум в функции познания — ригпа. Самое сложное состоит в том, что ум является как субъектом познания, так и объектом познания. Ум должен познать самого себя. Это — трудно. Поэтому Его Святейшество Далай-лама говорит, что практика медитации — это нелегкое занятие, так как тренером здесь является наш ум, и объект, который он будет тренировать — это тоже наш ум. Прежде чем научиться использовать сознание на уровне Ясного Света [od gsal] для познания абсолютной природы реальности, Пустоты, необходимо прежде узнать ригпа и научиться пребывать в ригпа, развить бдительность, “новую внимательность”, как говорит Его Святейшество Далай-лама [92]
Познавательная способность нашего сознания сама по себе обладает созидательной функцией, творческим потенциалом.
Предположим, например, что мы что-то говорим чашке, которая стоит на столе. Что бы мы ей ни говорили, она ничего не поймет, так как у неё нет познавательной способности. Также и компьютер, самый совершенный компьютер, если он не предназначен для распознавания произносимых слов, то, что бы мы ему ни говорили, он тоже ничего не поймет, потому что у него нет познавательной, творческой, способности. Его система — это счетная машина для совершения математических операций и сама по себе она не способна познавать, а можно только совершенствовать программу, заложенную в ней.
Человеческий же ум не нуждается в программе и в программировании, ибо он сам по себе обладает созидательной способностью. И эта созидательная функция заложена в любом сознании, и ум каждого живого существа способен познавать все феномены. Такова потенция, заложенная в природе сознания.
Ум по природе ясен, чист. Как бы ни был загрязнен и омрачен ум, природа его чиста. Точно так же, как вода. Какой бы грязной вода ни была, по природе своей она чиста. Потому что в природе воды нет грязи. Вода — это Н20. И грязи нет в природе Н20. Взяв грязную воду и с помощью специальных методов очистив ее, мы получаем чистую воду. И эта чистота не была привнесена в воду откуда-то извне, она всегда была в ней, ведь вода по природе своей чиста.
Буддизм говорит, что точно так же и наш ум чист по своей природе с безначального времени, но временно загрязнен клешами — аффектами и прочими загрязнениями [nyon mongs]. “Временно загрязнен” — это не значит, что когда-то наш ум был чистым, а потом «замарался» и стал грязным. С безначального времени наш ум был загрязнен омрачениями. Но эти омрачения имеют временный характер, так как они не являются природой нашего ума. Так же, как грязи нет в формуле воды Н20, нет грязи и в природе нашего ума. По это му-то и говорится, что омрачения являются временными.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сутра Сердца"
Книги похожие на "Сутра Сердца" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геше Джампа Тинлей - Сутра Сердца"
Отзывы читателей о книге "Сутра Сердца", комментарии и мнения людей о произведении.