Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социология. Шпаргалки"
Описание и краткое содержание "Социология. Шпаргалки" читать бесплатно онлайн.
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Социология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.
Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Фундаментальные теории ориентированы на изучение научных проблем, связанных с формированием социологического знания, разработку концепций, методов социологического исследования. Их интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Фундаментальные теории отвечают на вопросы о том, что познается и как познается, связаны с решением познавательных задач.
Прикладные теории ориентированы на решение актуальных социальных проблем, обращены к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков. Они связаны с преобразованием изучаемого объекта и отвечают на вопрос о том, для чего он познается. Задачи прикладных теорий: поиск средств для достижения практических целей, путей и способов использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей.
В социологии более чем в любой другой общественной науке заметно разделение на теорию и эмпирику, но это не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставлении с прикладным, но по уровню антитезой его является эмпирическое знание.
27. Основные направления современной социологии
В современной социологии существует множество направлений, школ и течений. Их можно условно разделить на две группы: приверженцы «классических теорий» социологии; сторонники поиска новых методов, способов изучения человека и общества, выработки новой теории.
Эмпирическая социология стала самостоятельным направлением в начале XX в. Л. Котле и Ф. Ло Пло считали, что социология должна быть точной наукой, собирающей и изучающей факты. Ландберг ( радикальный эмпиризм ) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Основатели умеренного эмпиризма Лазарсфельд, Стауффер разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных. В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов.
Структурный функционализм. Т. Парсонс и Р. Мортон – основатели «теории социального действия» – рассматривали жизнь общества как соединение и переплетение множества социальных структур и взаимодействий, уделяя особое внимание изучению связей личности и социальных структур и изучению факторов поведения человека. В структурном функционализме выделяется ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологических теорий ( Э. Уилсон ) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, считали социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами 3. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма .
Феноменологическое направление , продолжающее идеи Зиммеля, Вебера , рассматривает деятельность индивида, его мотивы и цели («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм( Дж. Мид ).
Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. М. Хорнхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас создали работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию ( Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), анализирующую причины формирования и развития социальных конфликтов и отмечающую их позитивные функции в жизни общества, при определенных условиях являющиеся средствами приспособления к окружающей среде.
28. Социальное действие – первичный элемент социальной жизни
Понятие социального действия ввел М. Вебер со следующим определением: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентируется в их направлении». Вебер вложил в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей, хотя опосредованное взаимодействие между индивидами тоже нельзя исключать.
По мнению Вебера, социальному действию присущи два признака:
· оно имеет субъективный смысл, т. е. связано с субъективным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;
· совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, ожидая ее.
Следующие признаки социального действия выделял Т. Парсонс :
· нормативность (зависит от общепринятых норм и ценностей);
· волюнтаристичность (связана с волей субъекта, в некоторой степени независимой от окружающей среды);
· знаковые механизмы регуляции.
Анализ действия в концепции Парсонса предполагает два подхода: 1) действие рассматривается как единичный акт и связано с выделением автора и среды, включающей физические объекты, культурные образы и других индивидов; 2) действие – открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой и связанная с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций, каждой из которых соответствует определенная подсистема: адаптивная – ей соответствует биологический организм; личностная – ей соответствует усвоение ценностей и норм; социальная, т. е. совокупность социальных ролей (образцов поведения); культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.
Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, позволяющие создать объективную картину социального процесса.
Семья, нация, государство и армия не имеют живого организма и не обладают мышлением, волей и мотивами. Понятия «коллективное сознание», «воля государства» нельзя рассматривать как реальные вещи, а только в метафорическом смысле. Их необходимо изучать иначе, чем отдельного индивида. Стремясь познать общество, социолог должен начинать с индивида, изучая совершаемые им действия, а не душу и эмоции. Действия следует считать социальными, если они имеют осознанную цель и мотивацию.
29. Социальные взаимодействия и социальные отношения
Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем многие социологи ( П. А. Сорокин, Г. Зиммель, К. Маркс и др.) исходным называют социальное действие, которое может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает и испытывает на себе влияние поведения других людей и так же воздействует на них.
Рассматривая мотивы социального взаимодействия, М. Вебер создал «понимающую социологию» и теорию социального действия. Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей в виде краткосрочного социального контакта (пассажиры в лифте) и в виде социального взаимодействия. Социальные взаимодействия – это действия, являющиеся причиной и следствием ответных действий других людей, когда люди постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга, что обычно приводит к изменению их социальных отношений.
Социальные отношения – это отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе и имеющих разное влияние на экономические и политические отношения (межнациональные, межгрупповые).
П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия по:
· количеству субъектов;
· характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);
· деятельности (длительные, кратковременные);
· организованности (организованные – семья, партия; неорганизованные – толпа);
· сознательности (сознательные и нет).
Социальное взаимодействие – сложное явление, без которого невозможно существование общества, – можно разделить на простые элементы: ожидание, реакция, действие.
Многие социологи считали социальное взаимодействие отправной точкой исследования общества ( Маркс, Бухарин ). К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как человек является частью определенных взаимодействий в обществе.
Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсонса о превосходстве социального действия, которое предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других, которая и влечет за собой социальное взаимодействие. Категория социального взаимодействия на современном этапе развития социологии является фундаментальной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Шпаргалки"
Книги похожие на "Социология. Шпаргалки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Оринэ Фидорович - Социология. Шпаргалки"
Отзывы читателей о книге "Социология. Шпаргалки", комментарии и мнения людей о произведении.