» » » » Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III


Авторские права

Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Рейтинг:
Название:
История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-905820-64-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.



Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.

Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.

Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).






Весной 580 г. самосуду со стороны простых граждан подверглись последние язычники, проживавшие в Гелиополе, о бесчинствах которых шла широкая молва. К язычникам примкнули иудеи и самаряне, и беспорядки умножились. Для усмирения бунтовщиков царь направил в этот город сановника Феофила, уже имевшего опыт подавления бунтов при св. Юстиниане Великом, и тот жестоко подавил восстание, предав многих зачинщиков смертной казни. Но в ходе расследования инцидента под подозрение в язычестве попал заместитель префекта города Анатолий и несколько архиереев, среди которых находился и Антиохийский патриарх Григорий (570–593).

Когда сведения об этом дошли до Константинополя, поднялось страшное волнение. Чтобы избежать открытого неповиновения власти и бунта, император распорядился срочно созвать специальную комиссию и назначить следствие. Однако разбор дела, по мнению толпы, затянулся, и 13 апреля 580 г. возбуждённые горожане высыпали на улицу, окружили дом, где пребывали судьи, грозили им смертью, а затем направились к покоям патриарха св. Евтихия. Дальнейшие события характерны для подобных ситуаций. Решив судить виновных лиц «судом улицы», константинопольцы прошли в тюрьму, где захватили находившихся там мужчину и женщину, по ошибке приняв их за язычников. Несчастных силой отвели к берегу, посадили на лодку, подожгли её и оттолкнули в море. Суета была такой, что в лодку к несчастным пострадавшим бросили палача, которому, правда, удалось выбраться на свободу. Затем, под крики: «Язычников власть отпускает, так зачем держать в тюрьме христиан?», восставшие разгромили темницу и освободили всех заключённых. Императора не было в этот момент в столице, но, едва узнав о происшедшем, он немедленно отправил к бунтовщикам глашатая с приказом прекратить разбой. Он обещал во всём тщательно и быстро разобраться и восстановить правду. По счастью, его авторитет был так высок, что толпа успокоилась и начала расходиться[394].

После этого в срочном порядке начали подготовку к судебному заседанию. Вина чиновника Анатолия была доказана, и его предали страшной казни: вначале бросили к диким зверям, а затем растерзанное тело любителя языческих обрядов распяли. Разобрали и вины православных, принявших участие в беспорядках. Из-за боязни новых народных волнений их оправдали или помиловали. Признали невиновным и Антиохийского патриарха Григория, хотя по городу ходили упорные слухи, будто тот подкупил судей.

Между тем раскол в лагере монофизитов расширялся. Трактат Иоанна Филопона разъединил Конона, Евгения и Афанасия на два враждебных лагеря, причём Конон остался верен старой формулировке «тритеизма», хотя многие бывшие приверженцы откололись от него. Вскоре возникла третья секта — «агноитов»(«незнающих»), главой которой стал некто Стефан. Но плевелы монофизисткой ереси уже успели пустить свои корни, в первую очередь в Сирии. Сирийские арабы-христиане, слабо разбирающиеся в догматике, но не желавшие рвать старые связи с Антиохией, целиком и полностью встали на сторону Якова Барадея, создавшего там свою монофизитскую «церковь». Но мира в среде монофизитов не было, и тогда арабский царь Мундар отправился в Константинополь, где был торжественно принят императором Тиверием 8 февраля 579 г.

Царь очень благосклонно отнёсся к своему визитеру и предоставил ему равные с собой почести, надеясь при посредничестве араба умиротворить монофизитские общины и соединить их с Церковью. Под влиянием просьб Мундара император издал указ, в котором повелевал прекратить всякие преследования инакомыслящих. К сожалению, долготерпение Константина Нового не было вознаграждено: монофизиты не только не воссоединились с Церковью, но и не желали примириться друг с другом[395]. Деятельность патриарха св. Евтихия также не принесла существенных успехов.

Он усиленно боролся с монофизитской добавкой к «Трисвятому» «Распныйся за ны…», но едва ли успешнее, чем его предшественники. На свою беду, патриарх написал трактат о грядущем Воскресении, в котором отстаивал точку зрения, согласно которой тела воскресших людей будут качественно отличаться по своей природе от нашего естества. Это учение вызвало большой соблазн в церковных кругах, его отверг папский апокрисиарий, будущий понтифик св. Григорий Великий (590–604), и предал сожжению сам император Тиверий. Но вскоре, 5 апреля 582 г., патриарх скончался, и спор затих сам собой. На его место был выбран св. Иоанн Постник (582–595).

Новый патриарх был величественной и грандиозной натурой. Будучи в молодости мастером золотых дел, он вскоре оставил мирские заботы и поселился с монахом Евсевием в одном доме. Несколько раз ему были явлены предзнаменования его грядущего сана и духовного подвига. Он прослыл замечательным аскетом и постником, зачастую по шесть дней подряд вообще не принимая никакой пищи. Спал он мало и всегда сидя и уже при жизни был известен тем, что изгонял бесов, а по его молитвам Бог неизменно даровал просимое. Когда он отдал Богу душу, в память об удивительных подвигах Святого, его похоронили в храме Святых Апостолов, прямо в алтаре[396].

К несчастью для Римской империи, клонилось к закату и царствование Тиверия. Государственные дела подорвали его силы, и он всё чаще пребывал нездоровым. Понимая, что дни его сочтены, император весной 582 г. вызвал к себе полководца Маврикия и обвенчал его со своей дочерью Константиной, а 5 августа объявил Маврикия кесарем. Вскоре наступила развязка драмы — однажды царь съел каких-то ягод, от которых у него случилась дизентерия. Чтобы обеспечить преемство власти, император объявил св. Маврикия царём и венчал того на царство.

Рассказывают, что незадолго до своей болезни Тиверий видел чудесный сон. В сновидении перед ним предстал прекраснейший по виду муж, вероятно, Ангел, наделённый божественной красотой. На нём было белоснежное одеяние, осиявшее лучами света всё помещение. Простерши руку к императору, он торжественно произнёс: «Вот что, Тиверий, возвещает тебе Пресвятая Троица: времена тирании и безбожия не вернутся в твоё царство»[397]. Царь пришёл к тому выводу, что этим знамением Господь показал Своё одобрение его предварительного выбора нового императора и окончательно утвердился в своём решении передать власть св. Маврикию. Коронация, ввиду плохого самочувствия Тиберия, была скоротечной, но оттого не менее трогательной по содержанию.

Император Тиверий приказал вынести себя под открытое небо в свою ложу в царском дворце. Призвав патриарха, высших духовных лиц, всех преторианцев, сановников и виднейших граждан, он поручил глашатаю прочитать свою речь, которую по слабости здоровья сам произнести не мог.

«Римляне! — сказал царь. — Последние великие муки забот стоят ныне предо мной. Одни из них заставляют меня оставить всё в надлежащем порядке, другие смущают меня ввиду перемены в моём существовании и побуждают дать ответ Творцу мира за всё совершенное в этой жизни. И сейчас повергает меня в страх прежняя моя беспечность и суесловие: ведь за тем, кто наделён обилием власти, естественно следуют и большие прегрешения. Но больше заботит меня, первенствуя над всеми, вопрос о государстве, не о том, на чьи плечи возложить поскорее эту тяжесть, но кто лучше всего может справиться с этой обязанностью, так как и мне она была вручена не для пышности и роскоши жизни моей и потакания телу. Вместе с высоким моим положением заботят меня и мои семейные обязанности. Государство, жена и дети равно предъявляют ко мне требования: государство желает иметь мудрого руководителя, жена — надлежащего и богобоязненного опекуна в её вдовстве, дочери — тех, кто, взяв их за руку, провёл бы через незрелую юность их и слабость женской природы.

Но под влиянием болезни не раз забывал я о естественных склонностях и избегал, как освободившийся раб, цепей законов природы. Не раз оставлял я без внимания детей и свою жену, уже собираясь умирать и тем освободиться от этих забот. И всё же неумолимые думы о державе овладели мной: ведь дело шло не только о том, чтобы сохранить доверенную мне власть, но и передать это наследие, как должно, в руки других. Ведь необходимо, чтобы последующие владыки были лучше своих предшественников, чтобы они могли внести исправление в то, что совершено неправильного теми, кто правил раньше их; иначе же, говоря немногословно, уничтожится вся государственная власть, так как слабо будет основание Империи.

Когда ум мой терзали эти сомнения, мудрая созидательница всего — прозорливость облегчила мои мучения и указала мне в качестве будущего императора, который после меня приступит к кормилу этой власти, Маврикия. Он будет наиболее полезен для Империи; во имя блага Ромейской державы он взял уже на себя многие труды, как бы некий вперёд уже возложенный задаток попечения о благе своих подданных. Отныне его вы увидите императором. И настолько я уверен в нём, давая ему столь важное поручение, что вместе с царским престолом я доверяю ему и свою дочь. Подкрепив перед вами таким залогом свои слова, я унесу это утешение в долгий путь моего нового переселения. Вы для меня самые надёжные свидетели этого прекрасного союза; с того времени как я стал вашим вождём, вы сами испытывали его в высшей степени разумное мне содействие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Величко

Алексей Величко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.