Михаил Курушин - Стальные гробы рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стальные гробы рейха"
Описание и краткое содержание "Стальные гробы рейха" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о подводной войне, развязанной нацистской Германией против западных союзников и СССР. В ней рассказывается о подводных силах военно-морского флота Германии, немало внимания уделено «серым волкам» — подводникам и судьбам «стальных гробов» — субмарин, ставших безжалостным орудием убийства. Все персонажи книги — реальные лица, большинство которых нашло свою смерть на океанском дне.
В книге впервые в России публикуется уникальный справочный материал обо всех германских подводных лодках Второй мировой войны.
Пока шли дебаты, яхтсмены уже начали действовать. К удивлению многих обнаружилось, что эффективность их усилий достаточно высока. Яхтенный флот быстро подвергся многочисленным преобразованиям, в результате чего был создан отряд, совершенно официально носивший название «пиратского флота», вскоре окрещенный «хулиганским».
Командовал «хулиганским флотом» 60-летний яхтсмен, профессор Гарвардского университета, которому срочно было присвоено звание старшего боцманмата. Через несколько месяцев в состав прибрежного отряда включили прогулочные катера. Позднее была разработана специальная директива, в которой определялись требования к малым судам, выделяемым для патрульной службы. Один из пунктов директивы гласил, что судно должно быть способно выйти в море в хорошую погоду на 48 часов, имея достаточную крейсерскую скорость. «Хулиганский флот» пополнился парусными и моторными яхтами, рыбачьими шхунами и катерами, патрулирование которых началось по всему побережью. Суда вооружались четырьмя 300-фунтовыми глубинными бомбами, одним пулеметом и рацией, команды их проходили короткую специальную подготовку. Нельзя, конечно, сказать, что действия «хулиганского флота» были особо эффективными, однако он просуществовал до октября 1943 года.
Слишком медленное наращивание немцами сил в западной части Атлантики дало возможность американцам осуществить некоторые мероприятия по оборудованию театра военных действий: установить противолодочные сети и боновые заграждения у основных портов и оборонительное минное заграждение из 365 мин у входа в Чесапикский залив, создать в Ки-Уэст один из пунктов формирования конвоев и оградить здесь большой район стоянки транспортов минным полем из 3460 мин.
В сентябре 1942 года высокие результаты, обусловленные внезапностью появления группы германских субмарин в Карибском море, практически свелись к нулю. Лодки были оттянуты назад, к Тринидаду и в прибрежные воды Гвианы. Здесь еще до конца сентября им удалось добиться большого успеха: в этих районах было потоплено 29 судов общим тоннажем 143 248 брт.
Вскоре лодкам этой группы приказали переместиться к юго-западу от Фритауна, где их снова ждала удача: субмарины встретили несколько судов противника и четыре из них потопили.
За период с июля по сентябрь 1942 года союзники потеряли 302 торговых судна общим тоннажем 1 505 888 брт, из которого 1 298 000 брт оказались на счету подводных лодок. За эти же три месяца подводный флот Германии потерял 32 субмарины.
В сентябре 1942 года американцы несли ощутимые потери только в Карибском море, в остальных же зонах действия немецких лодок почти полностью прекратились.
В ноябре немецкие субмарины потопили в Карибском море 25 судов, но с началом высадки англичан и американцев в Северной Африке они были отозваны в район Гибралтара.
Дениц высылал «волков» и в устье реки Ориноко, и в открытое море на расстояние 300–400 миль от устья, и в район западнее Тринидада вплоть до Арубы. И каждый раз действия лодок оказывались успешными. С 1 октября по 7 ноября они потопили там 25 судов противника. Немцы в свою очередь потеряли при налете авиации подводную лодку U-512, несколько субмарин также было повреждено в результате бомбовых ударов.
Явно повезло во время авианалета субмарине U-505. Самолет атаковал ее на бреющем полете, и первая же сброшенная им бомба взорвалась при ударе о кормовую 37-миллиметровую пушку всплывшей на поверхность лодки. Субмарина, разумеется, тяжело пострадала, но и противник не ушел: от взрыва собственной бомбы самолет упал в море. Лодка после этого ушла в отдаленный район, где экипаж сумел ее отремонтировать.
Всего за 1942 год было потоплено 8245 судов и потеряно 85 немецких субмарин. Предвоенная теоретическая разработка Деница, с трудом пробивавшая себе дорогу, получила еще одно практическое подтверждение. Сумма потопленного тоннажа не только поддерживалась на уровне прошлых лет, но и достигла в ноябре 1942 года почти 750 000 брт. В период с декабря 1942 года по февраль 1943 года показатели сократились до 300 000 брт, хотя причиной тому были не действия союзников, а зимняя штормовая погода.
В первые месяцы 1943 года на линии Кюрасао — Аруба — Великобритания стали регулярно ходить сквозные быстроходные конвои танкеров, и действия «волчьих стай» против них почти не имели успеха.
В марте выяснилось, что в Карибском море, к юго-востоку от острова Тринидад, благодаря использованию радиолокации противолодочная оборона стала более эффективной. Лишь «двойка» U-150 обер-лейтенанта Германа Шульца сумела использовать благоприятный случай: 8 марта у побережья Гвианы она обнаружила конвой, следовавший к Тринидаду. В ходе двухдневного преследования подводная лодка потопила три судна общим тоннажем 18 240 брт и нанесла повреждения торпедами еще пяти судам общим тоннажем 35 890 брт. Похоже, сказывалось отсутствие у торпед надежного неконтактного взрывателя.
Еще в Первую мировую войну для охраны конвоев использовались дирижабли. Если верить статистике, то наименьшие потери несли именно те конвои, которые прикрывались дирижаблями. И все же с развитием авиации аппараты легче воздуха воспринимались как второстепенная противолодочная сила, поскольку потопить субмарину дирижабль мог только точным и неожиданным ударом глубинных бомб. Чтобы его произвести, требовался целый ряд условий, соблюсти которые было очень трудно. Одна-единственная за всю Вторую мировую войну дуэль «волка» с дирижаблем произошла в июле 1943 года у побережья Флориды. Этот из ряда вон выходящий случай назван «инцидентом во Флоридских проливах».
Американский аппарат К-74 из 21-й эскадры мягких дирижаблей, построенный фирмой «Гудьер», 18 июля 43-го года нес патрулирование у южной оконечности Флориды. Пилотировал его лейтенант резерва флота США Нельсон Г. Гриллс. Примерно в полночь дирижабль обнаружил вражескую субмарину, подкрадывавшуюся к проходящим недалеко транспорту и танкеру.
По инструкции Гриллс не имел никакого права вступать в бой с субмариной и должен был только наводить на нее противолодочные корабли и самолеты. Однако он засомневался, как действовать дальше, видя, что немцы не заметили К-74. Лодка была как на ладони, и Гриллс отважился на роковую для него атаку. Дирижабль начал совершать пикирование, готовясь нанести удар в самый центр субмарины.
Субмариной U-134 командовал капитан-лейтенант Ханс-Гюнтер Брозин, ничего не подозревавший до последнего момента, когда тень опускавшегося гиганта нависла над боевой рубкой. Однако немцы не растерялись и живо открыли огонь из зенитного автомата. Гриллс также обстрелял субмарину из пулемета, после чего приступил к бомбометанию. Но американцам не повезло. Неопытный бомбардир не смог совладать с двумя бомбами, и обе они зависли на внешней подвеске. Пришлось идти на другой заход, предварительно обрушив шквал огня на палубу лодки. Бомбы зависли и во второй раз. Когда дирижабль оказался впереди лодки, немцы сумели подбить его правый двигатель. Через несколько минут дирижабль с высоты 200 метров спикировал в океан неподалеку от лодки.
К счастью, никто из экипажа Гриллса не пострадал. Но, опасаясь взрыва глубинных бомб, имевшихся на борту К-74, американцы, надев спасательные жилеты, вплавь поспешили прочь от места падения дирижабля. Однако он не тонул, и тогда Гриллс с командой вернулся обратно, чтобы уничтожить сигнальные книги, шифры и другую документацию, которая могла попасть в руки противника.
На рассвете Брозин подошел к месту падения дирижабля и сфотографировал его. Затем немцы высадились и обследовали плавающие обломки, так ничего и не найдя. Удивительно, но ни американцы, ни немцы все это время друг друга не видели.
Тем временем командир 21-й эскадры дирижаблей уже вылетел на амфибии «Грумман» на поиски пропавшего К-74. Примерно в 07.45 по местному времени были обнаружены остатки дирижабля и плавающие вокруг них люди. Океан был неспокоен — сесть американскому пилоту не удалось. Тогда он вызвал на помощь эсминец «Даблгрин». Продолжая кружить над местом падения К-74, командир из кабины амфибии увидел, как в 08.45 дирижабль затонул окончательно.
Подошедший эсминец сумел подобрать восемь человек. Это был весь экипаж воздухоплавателей, за исключением авиационного механика, утонувшего прямо на глазах у моряков, и Гриллса, который еще раньше поплыл к рифу, находившемуся в 40 милях. Вечером его подобрал охотник за подлодками РС-65.
Позже командир дирижабля оказался в госпитале из-за переохлаждения.
На следующий день патрульный самолет атаковал глубинными бомбами немецкую субмарину, однако та, получив повреждения, сумела уйти. Но жить экипажу U-134 оставалось недолго.
23 августа у испанской бухты Виго лодку потопил английский «веллингтон» из 179-й эскадрильи берегового командования. Все подводники погибли, так и не успев рассказать о первом и последнем в истории Второй мировой войны поединке дирижабля с субмариной.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стальные гробы рейха"
Книги похожие на "Стальные гробы рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Курушин - Стальные гробы рейха"
Отзывы читателей о книге "Стальные гробы рейха", комментарии и мнения людей о произведении.