Людвиг Вольтман - Политическая антропология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая антропология"
Описание и краткое содержание "Политическая антропология" читать бесплатно онлайн.
Эта книга известного немецкого философа, антрополога и социолога (1871–1907) является одной из лучших классических работ по расовой теории. Написанная 100 лет назад живым доходчивым языком, она до сих пор актуальна, ибо поднимает важные вопросы. Из-за личной неприязни Ленина имя Вольтмана было вымарано из русской культуры, в которой немецкие интеллектуалы находили свою реализацию подчас раньше, чем у себя на родине. Настоящее издание в условиях новой подлинно демократической России исправляет этот досадный пробел. Книга предназначена для антропологов, историков, политологов, психологов, ученых других направлений, студентов, молодежи, а также для семейного чтения.
Из сословия юристов, богословов, медиков, филологов происходят:
Переход занятия от отца к сыну, согласно этой таблице, всего чаще наблюдается у юристов, затем у медиков, духовных, менее всего — у учителей. Что эта передача занятия покоится не на унаследовании специфических умственных способностей, а на традиции и привычке — уже было указано раньше.
Было бы ошибочно заключать на основании подобных статистических данных о меньшей средней одаренности рабочего и крестьянского сословий, как это делает Декандолль, так как тот относительный процент талантов (10 % и 23 %), который дает рабочее сословие, указывает, скорее, на сравнительно большую одаренность.
Тут надо учесть, что социальное возвышение в большинстве случаев отнюдь не имеет внезапного и индивидуального характера, но совершается постепенно и семейным путем, так что предки людей из второй и третьей групп зачастую были простыми крестьянами и рабочими. Но даже крестьянское и рабочее сословия отнюдь не представляют однородной группы семей и индивидуумов, и поэтому ошибочно приписывать им, при статистических сравнениях, все малоценные элементы, которые остаются на дне общества или опустились туда из более высоких слоев. Наконец, оба эти сословия в разные времена бывали в различной степени богаты умственными талантами. Путем эмиграционного потока и посредством процесса городского отбора крестьянское и рабочее сословия безвозвратно теряют в течение веков, многочисленные выдающиеся таланты, и это тем более важно, что образовавшиеся пробелы заполняются путем иммиграции преимущественно малоценными элементами.
Наиболее замечательные гениальные люди Германии конца средних веков вышли из низших сословий. Отец Лютера был рудокоп, отец Канта — седельный мастер, отец Фихте — ткач; но с другой стороны, Микель-Анджело, Леонардо да Винчи и другие произошли из знатных и благородных семей. Органическое возникновение великого гения не связано безусловно с определенным социальным состоянием, но только с расой. Если в низших слоях общества сохранились семьи даровитой расы, то их них могут явиться выдающиеся гении. Поэтому мы видим также, что в прежние века из низших слоев гражданского общества Европы выходило больше значительных людей, нежели в последние времена, хотя условия, благоприятствующие развитию, во всяком случае не ухудшились. Низшие слои путем непрерывной отдачи лучших своих индивидуумов высшим социальным сословиям сами все более и более истощаются физиологически.
Глава восьмая
Политическое развитие народов
1. Политический характер обществ — 2. Политическая способность рас — 3. Процесс образования государств — 4. Правовая история общественных властей
1. Политический характер обществКода человека называют политическим существом, то это должно означать, что он — не только живущее в общении, но и обладающее стремлением к господству животное. Общество нельзя рассматривать только как механическое соединение многочисленных отдельных существ — оно обладает внутренней организацией, т. е. разобщения и соединения деятельностей управляются одним или многими центрами сил и направляются к общим целям, причем в нем существуют силы, которые вследствие своего превосходства имеют централизирующее значение и выдаются над единицами или группами.
Стремление к господству есть социальное проявление физического самосохранения и размножения. Оба они согласуются первоначально, естественно и инстинктивно, с жизненными интересами вида. Внутренняя организация животного стада является необходимым средством к поддержанию и усовершенствованию вида в борьбе за существование. Не иначе обстоит дело и с первыми общественными состояниями людей. Борьба с животными, как естественными конкурентами человека, принуждает, при общих охотах, к своего рода правлению руководящих лиц; эта борьба принуждает также, из тактической необходимости, во время предприятия, носящего одновременно военный и экономический характер, одних — приказывать, других же — повиноваться.
Еще более, нежели внешняя борьба, способствует возникновению одной центральной власти конкуренция между человеческими группами. Лишь только более сильное размножение начинает вызывать недостаток в средствах прокормления или же естественные события приводят к эмиграции, происходит столкновение различных социальных групп, и естественным следствием этого являются вражда и борьба. Внешняя солидарность и внутреннее дифференцирование выражаются резче, и борьба требует уже более твердого и напряженного руководства — с одной стороны, и дисциплины и подчинения — с другой.
Где существует постоянное военное состояние, там это руководство, носившее сначала временный характер, становится постоянным, а затем уже, путем привычки и предания, оно превращается в санкционированное господство.
Если же военное состояние бывает только временным, то узы господства и подчинения ослабляются в периоды мира, и выступают экономические задачи и искусства. Напряженная организация удерживается, однако, там, где нужна все-таки организация защиты в интересах социального сохранения.
Таким образом война, включая охоту и грабеж, делается важнейшей причиной политической организации. Всякая политика бывает сначала внешней и является продуктом военной тактики.
Во время процесса политического дифференцирования из естественных сил физического самосохранения и размножения вытекают, в пределах того же социального союза, противоположности интересов различных индивидуумов и групп, которые и приводят к внутренним трениям и к политическому подчинению физически и политически более слабых слоев.
Или, как это большею частью случается, другие племена той же или чужой расы попадают в подвластное положение и включаются как служащий член в социальную общину, из чего происходят внутренние противоречия и увеличиваются расстояния, которые еще обостряют борьбу групп. Тогда становится необходимой воинственная политика, направленная внутрь, против восстаний и возмущений. Однако хорошо понятые интересы отдельных групп, как и внутренние перемещения сил и общий интерес внешней обороны, побуждают борющиеся силы к уравнивающему распределению общественных прав и обязанностей. Таким путем возникает внутренняя политика, которая имеет своей задачей — сначала только интересы господствующих лиц, но потом начинает сознательно и целесообразно заниматься интересами индивидуумов и групп, стараясь по возможности согласовать их друг с другом.
Между тем как в стаде животных, а первоначально и в человеческой орде, власть и авторитет представляли только чувственный факт, вызывающий подчинение на основании чувственных восприятий, борьба за господство в прогрессе просвещения и цивилизации принимала все более интеллектуальный характер. Г. Ратценгофер делает следующее остроумное и глубокое замечание, что политика — это лишь одна из форм развития борьбы за существование, и что борьба за существование, ставшая политикой, получила у человека интеллектуальное содержание.[262]
Самый первоначальный источник политической силы и деятельности надо искать, как это уже было указано, в семье, причем в основании его заложено физиологическое развитие полов и возрастов. Власть мужчины над женщиной и родителей над детьми, в особенности отца или дяди, является самой примитивною формой политического господства, которое находит свое выражение в различном степенях семейном праве.
Большим политическим значением обладают в более первобытных обществах тайные союзы взрослых, способных к ношению оружия, мужчин, на что впервые указал Г. Клемм. Так, многие североамериканские индейцы предоставляют ведение своих общественных дел этим «союзам» и вождям, которые совещаются с ними и в надлежащее время объявляют племени о результатах своих совещаний. Недавно Шурц указал на мужские союзы и возрастные классы как на первые внутриполитические организации племени. Дома для мужчин служат средоточием общественной жизни. Как это доказывает Шурц, мужские союзы в особенности важны с точки зрения военной организации и возникновения предводительства.[263]
Дальнейшим источником политической силы и деятельности служит дифференцирование внутри собственного племени, естественное неравенство физических, хозяйственных и умственных способностей. Старость, обладающая опытом и упражнением, как и традиционным достоинством, сила и ловкость, ум и красноречие возвышают отдельных индивидуумов или группу индивидуумов, делая их представителями реальной общественной силы и ответственности. Где путем обыкновения и традиции общественные должности и звание становятся наследственными в семьях и родах, и последние замыкаются в особые сословия, обладающие привилегиями, там и сословные права становятся вместе с тем частью общественно-политических прав.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая антропология"
Книги похожие на "Политическая антропология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людвиг Вольтман - Политическая антропология"
Отзывы читателей о книге "Политическая антропология", комментарии и мнения людей о произведении.