» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






Ну, чем не инсайт?

В ряду примеров, безусловно, должны присутствовать действия бобров. Разнообразные проявления их способностей при строительстве плотин и решении других задач столь общеизвестны и так хорошо описаны, что подробно на них останавливаться нет нужды. И само строительство, и починка дыр, при которой сначала отыскиваются и используются длинные палки и лишь потом короткие, и затыкание трубы, через которую экспериментатор понижал уровень воды (бобр всегда затыкал трубу на входе воды, а не на выходе), и многое другое не может привести к мысли, что бобр в состоянии воспринимать связь между явлениями и предметами.

Совершенно неожиданные и мало известные широкой общественности способности проявляют птицы при определении числа предметов, сигналов, действий.

Гак, попугай Жако, описанный в 1959 году Леглером, сумел понять, что 4, 6 или 7 зажженных лампочек означают: выбирай 4, 6 или 7 зерен, беспорядочно разложенных в нескольких коробках. Замена одновременно светящихся лампочек последовательными звуками флейты, разной высоты при различном ритме, не потребовала дополнительного обучения, он решал задачу так же успешно. Он мог также правильно воспринимать комбинированные сигналы, предъявляемые вместе или последовательно. Услышав две ноты флейты, открывал крышку коробки, на которой было две точки.

Речь идет не о дрессированной птице, демонстрируемой дрессировщиком на арене цирка, когда считает не птица, а сам дрессировщик, птица же лишь исполняет приказ хозяина по усвоенному сигналу: кивает головой, бьет в бубен лапой или клювом, издает крик и т. п.

Келер считает, что здесь, при таком сложном виде поведения можно говорить о способностях, общих для человека и животных, — несформулированно мыслить (без слов).

Вспомним, наконец, о приматах, которых принято считать самыми умными животными. Шимпанзе, которого его опекуны, супруги Гарднеры, назвали нежным именем Уошо, научился разговаривать с ними, правда на языке глухонемых (Амслен) при помощи пальцевой и кистевой жестикуляции. Воздадим должное прозрению естествоиспытателей Гарднеров, которые сообразили, что вопрос о доступности овладения животными языкового (сигнального) общения надо решать на уровне той сигнальной системы, которая биологически воспроизводима данным животным. Шимпанзе Уошо овладел 800 словами, выражал свое настроение и желания, строил фразы из трех членов речи: существительного, глагола, прилагательного.

Таким образом, поведение животных запрограммировано, и реализация программы осуществляется не только в виде инстинкта, то есть прямым механизмом путем передачи исполнительным органам строгой последовательности нервных имульсов в соответствии с фиксированной последовательностью событий во внешней среде, но и в виде инсайта, когда возникает изменение последовательности действий в ответ на изменения во внешней среде, благодаря включению обратной связи. Наконец, реализация программы может осуществляться с вариабильностью действий при переработке поступающей информации в структурах центральной нервной системы, мозге, то есть действий, обусловленных зачаточным, слабым или выраженным «интеллектом». На всякий случай я заключил последнее слово в кавычки, поскольку не всем приятно признавать наличие интеллекта у обезьян, собак, крыс, тараканов и прочая.

Но дело, конечно, не в словах, не в различном понимании смысла, сущности интеллектуальных способностей животных. Важно другое: поведение животных, даже самое сложное (интеллектуальное), определяется генетической программой, включая общественное поведение, которому будут посвящены следующие страницы.

Итак, рассмотрим генетическую предопределенность и выгодность объединения животных в группы.

Консолидация животных в группы генетически обусловлена и выгодна

Существуют экспериментальные доказательства генетической обусловленности и выгодности группового существования.

Мальки цихлидовых рыб, сформировавшись из икринок, сразу собираются в стаю, хотя стремлению собираться в стаю их никто не мог научить. Это врожденный вид поведения. Малек стремится присоединиться даже к бусинкам воска, нанизанным на проволоку.

В гигантских косяках рыб все особи движутся в одном направлении и на одинаковых и определенных расстояниях друг от друга, что создает оптимальные гидродинамические условия для движения каждой рыбы, аналогично велосипедистам, двигающимся в пелетоне. Впрочем, это, вероятно, не единственная и не главная выгода концентрации рыб в косяках.

Определен феномен, названный «Социальным облегчением», состоящий в том, что одно лишь присутствие или поведение другой особи повышает вероятность, степень проявления или частоту какой-то формы поведения данной особи. Так, было показано, что рыбы в группе сохраняют приобретенные навыки лучше, чем изолированные рыбы, у крыс и у домашних кур проявление пищевой реакции заметно облегчается при виде другой особи, поедающей корм, цыплята в группе быстрее вырабатывают реакцию клевания.

Пример с пчелами демонстрирует прямую связь между врожденным поведением, определяемым генетической записью, и жизнестойкостью пчелиной колонии.

Птицы группируются в стайки, и это повышает их безопасность. Так, при появлении совы вьюрки объединяются и в бешеном кружении вокруг хищника «окрикивают» его и заставляют ретироваться. Широко известны крики тревоги у птиц, при этом интересно, что акустические характеристики таких криков идеальны с точки зрения затруднения их локализации хищником. Групповое нападение на появившегося врага характерно, например, для поведения гусей и наших городских ворон и галок.

Большинство травоядных копытных животных группируется в стада, что, безусловно, снижает опасность нападения хищника.

Этологи по разному объясняют генетический механизм стремления животных к объединению. Так, некоторые этологи, рассматривая каждое травоядное животное как потенциальную жертву хищника, обращают внимание на окружающую животное зону опасности. Если хищник проник в эту зону, то есть приблизился слишком близко, дело плохо, убежать не удастся. Животное, сближающееся с другим животным, закрывает часть своей опасной зоны зоной другого животного, то есть подставляет хищнику соседа вместо себя. Поэтому в процессе естественного отбора получили преимущество те особи, у которых оказались гены, определяющие стремление животных сближаться и группироваться в стадо. Иначе говоря, тенденция к объединению обусловлена эгоистической психологией каждой особи, и к этому сводится генетический механизм стремления животных к объединению. Известно, однако, и другое: объединение для активного защитного действия. Крупные парнокопытные животные, вооруженные рогами или клыками (свиньи), при появлении хищника объединяются и нападают на него. Попомним и «художественный вымысел» Д. Р. Киплинга о стаде буйволов, растоптавшем тигра. Здесь уже должны действовать гены кооперации, а не эгоизма.

Определенную роль играют и сигналы опасности. Так, газель Томсона, первая из стада заметившая хищника, начинает совершать особенно высокие прыжки, которые служат сигналом опасности всем другим газелям, пасущимся по соседству, и это можно рассматривать как запрограммированное альтруистическое поведение, обуславливающее выгодность животным группироваться в стадо. Однако эти прыжки носят настолько демонстративный характер, что производят впечатление откровенной провокации. Это позволило трактовать такие прыжки не как сигнал опасности другим членам стада, а как демонстрацию хищнику своей резвости, недосягаемости: все равно ускачу — лови не меня, лови других; опять генетическая программа эгоизма.

В нашем обсуждении, однако, неважно, какое объяснение верно (сигнал опасности или демонстрация резвости), важно, что такое поведение могло быть отобрано естественным отбором только при существовании газелей, сгруппированными в стадо.

Волкам и гиенам выгодно охотиться стаей, иначе не одолеть крупное животное, хотя и приходится делиться добычей.

Королевские пингвины Антарктиды объединяются в тесные сообщества по другой причине, в тесной группе лучше сохранять тепло.

Проводились опыты и с человеком в группе. Установлен факт зависимости выделения у человека стероидов (которые оказывают определенное влияние на поведение) от наличия «согласия в группе».

Таким образом, групповое существование животных, возникшее в результате естественного отбора, благодаря соостветствующим мутациям в генном наборе отдельных особей, обеспечило повышение выживаемости вида, то есть оно было и продолжает быть выгодным и каждой особи и виду. Вместе с тем групповое существование оказывает также влияние на каждую отдельную особь в группе, вызывая изменения в ее поведении в соответствии с условиями существования группы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.