» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






И в том, и в другом случае единая нравственная общечеловеческая идеология должна стать религией человечества и восприниматься и признаваться людьми, как нечто безусловное, не требующее объяснений, непреложное, чему должно следовать, во что следует верить.

Сейчас можно забежать вперед и прочитать параграф «Ген — императив веры» во втором письме, а можно поступить наоборот: вернуться сюда после прочтения этого параграфа с тем, чтобы принять тезис — новая идеология должна стать религией человечества.

Необходимо пояснить смысл такого тройного сочетания определений в названии предполагаемой идеологии, особенно определения «нравственная», так как практически все бытовавшие в давние времена и существующие сейчас идеологии (и атеистические и религиозные) можно считать нравственными, конечно, исключая человеконенавистнические. Нравственность — главный позитивный и единственный ограничительный признак идеологии, о которой должна идти речь, идеологии, обеспечивающей добродетельность и отвергающей зло — бескомпромиссную конфликтность между людьми; исключается все, что определяет экономику, государственность, социальную иерархию и т. п. Такой признак, такое качество человеческой сущности.

Oбщечеловеческий Разум уже нашел и выразил его в христианском учении как Любовь. Поэтому можно было бы говорить об идеологии любви. Но мне по многим причинам представляется более правильным говорить об идеологии нравственности, хотя написал я выше о нравственнной идеологии. Это позволяет основывать идеологию не на любви к Богу, объединяющему в себе всех людей, а на естественно-научном понимании биологической природы нравственности, как феномене, обеспечивающем социальную устойчивость и развитие вида Homo sapiens.

Требование быть общечеловеческой следует из планетарной масштабности обсуждаемой проблемы, требование быть единой, то есть признаваемой всеми, определяется задачей исключения конфликтности между составными частями человеческого сообщества с различиями в нравственности.

Итак, речь идет о единой нравственной общечеловеческой идеологии, которая в определенном смысле может считаться новой и которая, безусловно, должна быть основана на тысячелетнем опыте взаимодействия людей.

Единая нравственная общечеловеческая идеология. Предварительные соображения

Единая общечеловеческая идеология не должна отринуть, отвергнуть целиком содержание прошлых и ныне царствующих идеологий, религий. Она должна впитать, вместить в себе все важное, все признаваемое и пестуемое верующими.

Это естественно, разумно и исторически многократно имело место быть. Вероятно, впервые попытку создать всеохватывающую религиозную систему предпринял в III веке Мани. Его учение (Манихейство) вобрало в себя наиболее существенное из Брахманизма, Буддизма, Христианства и даже греческой философии. В VI веке, когда начинался процесс крещения в Европе, умный римлянин Папа Григорий I, решил не разрушать старые храмы, а оснащать их алтарями и новыми реликвиями. Вообще, Христианство не уничтожало язычество, впитывая его в себя, хотя в ряде стран, в частности, в Греции, в России, наблюдались противоположные тенденции. В середине XIX века Мирза Хосейн (прозванный Баха-Уллой, «Божественное сияние») предложил не уничтожать предшествующие религии, а объединить их в идеальном учении. Он говорил, что все религии хороши и пророки не отменяют один другого.

Аналогичная преемственность и даже прямое развитие предшествующих идей характерны для Иудаизма, всех стадий и разветвлений Буддизма и, конечно, Марксизма.

При создании единой нравственной общечеловеческой идеологии необходимо учесть и использовать идеи объединения человечества не только на религиозном уровне. Единая идеология должна стать результатом коллективных усилий интеллектуального слоя человечества не только критического XX века, но и всех предшествующих тысячелетий.

В предварительном рассмотрении это:

а) Всемогущество некоторой субстанции, адекватной Богу,

б) Бессмертие индивидуума,

в) Отношение к добру и злу,

г) Воздаяние за праведность и греховность,

д) Духовность, как атрибут социальности,

е) Мораль, нравственность на уровне заповедей,

ж) Отношение к свободе и необходимости, долгу и труду, равенству и братству, старикам и детям,

з) Ритуальность,

и, к, л, м, н…) Принципы организации движения за внедрение в человеческий социум единой нравственной общечеловеческой идеологии.

Письмо второе

Императив веры

Это письмо будет посвящено биологической обусловленности появления в обществе живых существ, наделенных интеллектом и языком, идеологии на уровне веры — религии.

Написание мной этого «биологического» письма должно показаться странным всем моим друзьям, которым хорошо известно, что мои научные интересы всегда находились в сфере коллоидной и физической химии, а не в биологии. Действительно, я никогда серьезно не занимался никакими биологическими вопросами и не опубликовал ни одной биологической работы. В оправдание могу лишь сказать, что еще в школьные годы я проводил в институте генетики опыты с дрозофилами и проверял справедливость законов Грегора Менделя о передаче наследственных признаков. С тех пор у меня не пропадал интерес к биологии и в особенности к генетике. Поэтому я могу считать себя в этой области интересующимся любителем и, может быть, чуть-чуть дилетантом.

Однако размышления над 4- и 5-ым вопросами, поставлеными в первом письме (Почему в наше время образованные люди, убежденные атеисты ранее, приходят к Богу? Почему религия не уступает науке и по-прежнему властвует над умами огромного числа людей?), заставили меня задуматься над проблемой социального поведения в мире живого.

В настоящее время это все еще не только биологическая, но и философская проблема, что позволило мне более свободно обсуждать все ее аспекты. Я разрешил себе даже некоторый полет фантазии, хотя и не считаю написанное несерьезным.

Законы, по которым живет биологический мир и, следовательно, во многом человек, необходимо было сопоставить и по возможности согласовать с современными научными представлениями об окружающем нас универсуме, где появление «живого вещества» суть естественный результат непрерывных, бесконечных по времени и разнообразию изменений, превращений материи. Это должно было помочь мне понять материальные истоки индивидуальных психологических и, что особенно важно, социально-психологических проявлений жизни, к последним я отнес феномен веры.

По сути я написал это письмо для того, чтобы пояснить, почему идеология нравственности, в перестановке — нравственная идеология, необходимость которой обосновывалась в первом письме, должна восприниматься на уровне веры, стать новой религией. Логика рассуждений этого письма должна привести читающего именно к этому заключению.

Я подобрал примеры генетически запрограммированного поведения самых различных представителей животного мира и попытался проиллюстрировать тезис, согласно которому поведение человека в своей основе не отличается от поведения животных, в нем лишь исключительно сильно выражен фактор переработки информации через интеллект. Для биолога сказанное звучит тривиально, но большинство из нас не имело времени задуматься над биологической сущностью нашей психологии, нашего поведения, поэтому я и решился немного поразмышлять на это тему.

Может быть, я перегрузил это письмо большим числом примеров, которые я выбирал в основном из двух монографий о поведении животных двух известных этологов Шовена и Дьюсбери. Но эти примеры меня настолько поразили и показались такими интересными, что я не мог удержаться и не воспроизвести здесь хотя бы некоторую их часть.

Если все же примеры поведения каких-то там червячков, жучков и прочей «гадости» покажутся Вам лишними и знакомиться с ними будет скучно, опустите их и читайте сразу текст после подзаголовка: «Поведение человека повторяет поведение животных» на странице 40.

Опережая события, скажу, что ответы на поставленные вопросы я нашел в предположении о существовании у человека гена императива, социально-психологический результат действия которого я вынес в заголовок письма.

Мне очень хочется убедить Вас в том, что это предположение и связанные с ним идеи достойны внимания. Поэтому совершите над собой насилие и дочитайте письмо до конца, даже если что-то покажется Вам сомнительным и будет вызывать раздражение.

Животные взаимодействуют и объединяются

Постоянное или временное объединение живых существ в семейные группы, стаи, стада и даже в многотысячные и миллионные скопления — широко распространенная форма их существования в природе. Хорошо изучены и описаны: группы крупных млекопитающих, слонов, львов, гиен, а также стаи, волков, диких собак, крыс; стада антилоп, северных оленей; косяки сельди, лососей и других рыб; птичьи стаи; наконец, скопления саранчи, бабочек. Не забудем общественных насекомых: пчел, ос, муравьев, термитов. Не забудем и человека, нормальное существование которого в изолированном состоянии, вообще, абсурдно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.