» » » » Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества


Авторские права

Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство АО «Х.Г.С.», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Рейтинг:
Название:
Размышления о разуме, Боге и будущем человечества
Издательство:
АО «Х.Г.С.»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5—7588—0408—8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Описание и краткое содержание "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать бесплатно онлайн.



Дорогое мои друзья, все то, о чем я буду здесь писать, возникло в троллейбусно-автобусных раздумьях, которым я люблю предаваться в пути, и долгих беседах с Вами. Время этих бесед я отношу к счастливейшим минутам моей жизни и очень хочу, чтобы след, который они оставили в моей душе, не затерялся. Я попробовал привести в порядок все вопросы, сомнения, догадки, откровения, посещавшие и волновавшие нас. Может быть, и Вам будет интересно кое-что вспомнить.






Сначала необходимо определить смысл, вкладываемый мной в это понятие — идеология. Это необходимо, так как преодоление царствовавшей в СССР в течение 70 лет коммунистической идеологии вызвало стойкое негативное отношение к этому социальному феномену. Идеология использовалась как инструмент диктатуры власти, внедряющей в общество единомыслие, ведущее к жестокому преследованию всякого, думающего иначе. И вот, снова предлагается идеология. Естественно услышать: — Хватит! Мы хотим жить и думать не как нам велят, а как мы сами считаем нужным и правильным.

Поэтому объяснимся.

Идеология — это система идей, представлений, правил поведения, традиций, следование которым обеспечивает всем людям нормальнoe взаимодействие в совместной жизни. Без такой системы, обеспечивающей взаимодействие, не может устойчиво, бесконфликтно существовать никакая, ни большая, ни малая группа объединенных и жизни людей. Можно говорить об идеологии семьи, клана, идеологии круга знакомых, идеологии творческого сообщества, профессиональной идеологии, конфессиональной идеологии верующих, то есть религиозной идеологии, даже идеологии секты, и, конечно, об идеологии национальных, этнических и государственных формирований людей.

Разные интересы, разный подход к жизни, разные условия объединения — различие идеологий, по содержанию и масштабу. Эти различия неизбежны и даже желательны и всегда будут сохраняться. Однако во всех «малых» и «больших» идеологиях есть то, что необходимо всем, то, что становится стержнем идеологии общего. А здесь речь идет именно об идеологии общего, так как это идеология для всего мирового сообщества.

Таким образом я рассматриваю идеологию не только как продукт интеллекта, обеспечивающий интересы власти, но, и, главным образом, как продукт интеллекта социума, обеспечивающий его устойчивость. Иначе, речь идет об идеологии, которая, возникнув на базе всего накопленного человечеством в его «моральном универсуме», включала бы лишь то, что объединяет всех людей на земле, сохраняя их разнообразие в остальном.

Полагаю, что предложение обществу обрести такую идеологию не должно встретить возражений даже у самых негодующих моих соотечественников.

Религиозные идеологии объединяли и объединяют громадные массы людей. Однако большинство религиозных и политических лидеров использует исповедуемые массой идеи для укрепления и расширения своей власти. Этносы, нации, государства и выделившиеся обособленные разноплеменные сообщества, не оформившие в силу исторических условий свою государственность, противостоят друг другу. Научная, в первом приближении, идеология — Марксизм с идеей объединения сочетала идею борьбы, которую Ленинизм довел даже до обоснования и практики уничтожения части общества.

Существующие до сих пор идеологии объединяли и объединяют сейчас лишь часть людей, консолидируя эти части (группы, сообщества) и одновременно препятствуя их объединению друг с другом.

Идеологии, которые исповедовались на уровне Веры, иначе на уровне религии, как следует из анализа всего исторического процесса, совершенно необходимы человечеству. Идеология — основа морали, нравственности и права, играет в обществе колоссальную консолидирующую роль. Вне идеологии нормальное общество не может жить и развиваться. Маркс правильно оценил роль идеологии, сказав: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами».

Среди множества проблем, решение которых в совокупности составляет генеральную задачу интеллигенции, одной из важнейших становится проблема создания и распространения единой нравственной общечеловеческой идеологии, может быть, не уверен, удачнее говорить об идеологии нравственности (см. ниже). Единая нравственная идеология, коренное изменение социальной психологии суть первое, начальное условие развития мирового сотрудничества, возможности мирового объединения, возникновения общей семьи землян и в перспективе образования мирового координирующего органа (правительства) из наиболее просвещенных представителей народов всего мира.

Кстати и между прочим. Сейчас, в 1995 году, в России и других осколках развалившегося Советского Союза почти все пишущие и размышляющие вслух люди вопиют по поводу потери, но главное, отсутствия объединяющей идеи, усматривая в этом великие сложности выхода из кризиса. Согласен с этим вполне. Мечущиеся власти, усвоив эту ущербность нынешнего российского бытия и будучи не в состоянии предложить народу хотя бы мало-мальски привлекательную идею, обращаются, как к спасательному кругу, к православию и другим верованиям. Это совсем не смешно, горько и грустно это.

Наиболее просвещенная и честная часть российской интеллигенции выдвинула идею создания интернационального правового демократического общества, которая, к сожалению, постепенно дискредитируется борьбой тех, кто ее вначале выдвигал. В обществе все более и более укореняется реакционная, разделяющая людей идея русской исключительности и даже особой предназначенности русской нации, и даже просто русских. Создается ситуация вероятного дальнейшего развала и наведения «порядка» через диктатуру и может быть фашистскую. Скажем вслед за многими: «Дай Бог этому не случиться!». И все же, если говорить об идее, которую, действительно, можно было бы считать соответствующей задачам XXI века и которая, действительно, подняла бы достоинство России как интеллектуального и нравственного лидера мира, то такой идеей могла бы стать идея нравственного оздоровления российского общества и всего человечества на пути к взаимному уважению и единству, на пути к всеобщей мировой интеграции. Но, конечно, не традиционный консерватизм Православия, которым заслоняются нынешний российские власти в своем следовании, желают они этого или нет, старому волчьему принципу эгоизма, хотя и украшенному псевдоблагостями: чем богаче, тем достойнее и чем богаче, тем полезнее обществу.

Для провозглашения и отстаивания такой идеи именно Россией имеются глубокие основания, коренящиеся в исторически сложившихся традициях русской интеллигенции с ее стремлением к справедливости и даже жертвенностью ради справедливости.

Все последнее — просто крик души и не имеет прямого отношения к рассматриваемой проблеме.

Время для решения задачи крайне ограничено

Успеет или не успеет человечество объединить усилия, организоваться в своих совместных действиях и предотвратить преждевременную гибель цивилизации? Подчеркну. Я говорю здесь об объединении усилий, действий, но саму проблему объединения не рассматриваю. Ее сложность, даже каждой ее составляющей (экономики, культуры, языки, религии, идеологии, государственности, права, местных условий и традиций, пищи и т. д.) может охладить жар любого энтузиаста. Я говорю здесь лишь о необходимости объединения как задаче и о важнейшей предпосылке возможности ускорения этого процесса — обретении человечеством единой нравственной идеологии, возможно, идеологии — религии.

Так успеет или не успеет?

Ответ совсем не очевиден.

Хорошо сказал Каутский: «…ни одна религия не создавалась путем логического мышления одного человека» (а я, вроде бы, собираюсь это сделать, нет, конечно). «…Всякая религия есть продукт разнородных общественных влиянии, действие которых продолжалось столетиями, отражая при этом различные общественные течения.» В этом выражении слово религия вполне может быть заменено словом идеология, учитывая значительное совпадение общественного значения этих понятий, а в ряде ситуаций и исторических периодов и их тождество. Заметим, что сейчас в распоряжении интеллигенции столетий нет.

При поверхностном взгляде может показаться, что это утверждение Каутского не соответствует действительности. Так, сотворение, пусть изустное, ветхозаветной библии приписывается в простодушии Моисею, основ Нового завета — Иисусу Христу. Сотворение Корана и Ислама — Магоммету. Сотворение Буддизма — Сиддхартхе Гуатаме Шакья-муни, получившему имя Будда (просветленный). Сотворение Марксизма — Марксу. И сотворения эти происходили почти в одночасье, во всяком случае в течение нескольких лет озарения великих личностей.

В действительности же прав Каутский. Учение Моисея (Ветхий завет) впитало в себя представления, обычаи и религиозные мифы, возникшие на протяжении тысячелетий в Мессопотамии на берегах Тигра и Ефрата. Христианская религия создавалась в течение пяти веков после рождения Христа. Учение Магоммета, аккумулировавшее все, что было подходяще для самости, из иудаизма, христианства и арабских преданий, превращалось в Ислам также в течение веков, расщепляясь на десятки ветвлений, которые противостояли друг другу, объединялись и снова расходились. Буддизм из доктрины, принятой небольшой общиной монахов, превратился в широко распространенную религиозную систему лишь спустя два — три столетия. Марксизму предшествовали, конечно, со своими, предшественниками, Адам Смит, Гегель, Фейербах и другие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Книги похожие на "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Яхнин

Евгений Яхнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Яхнин - Размышления о разуме, Боге и будущем человечества"

Отзывы читателей о книге "Размышления о разуме, Боге и будущем человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.