Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Для древних евреев вообще была характерна моногамия, и только в нек-рые периоды имела место полигамия, что было отчасти обусловлено экономическими причинами. По закону разрешалось иметь двух жен (Втор 21:15-17), однако это часто вызывало ссоры между ними (1 Цар 1:6) и прочие нежелательные последствия (Суд 8:29-9:57; 2 Цар 11:13; 3 Цар 11:1-8). Особенной склонностью к многоженству обладали цари. У Ирода было девять жен (Иосиф Флавий. "Иудейские древности", xvii.1.3), у Давида - шесть жен и несколько наложниц(2ЦарЗ:2-5; 5:13-16), ау Соломона - семьсот жен и триста наложниц (3 Цар 11:1-3), причем вполне вероятно, что многие царские браки заключались из политических соображений.
Брак по закону левирата. Когда еврей умирал, неоставив наследника, считалось необходимым, чтобы сохранилось и его родовое имя, и наследство. Даже если после него оставались дети, его ближайший родственник был обязан позаботиться о них и о вдове. Обычно брат умершего женился на вдове по закону левирата (Втор 25:5-10). Если от первого мужа у нее не было детей, то первенец, рожденный ею в браке с братом умершего, считался сыном последнего и носил его имя. Браки по закону левирата были распространены и среди других народов Ближнего Востока- хананеев, ассирийцев и хиттов. Самый известный пример левиратного брака в ВЗ - в Книге Руфь. Руфь надеялась на то, что ближайший родственник ее умершего мужа женится на ней, чтобы "восстановить имя умершего в уделе его" (Руфь 4:5) и чтобы земля и имущество перешли к ее детям. Однако ближайший родственник мужа не захотел купить землю у Руфи и взять ее в жены, зная, что ее первенец не будет даже носить его имя. Поэтому младший брат, В003, вступил с ней в брак по закону левирата (Руфь 2:20-4:10). Точно так же Фамарь должна была стать женой Онана (Быт 38:8).
Образное использование слова "брак". Понятия "жених" и "невеста" часто используются в ВЗ для того, чтобы передать особые отношения между Богом и еврейским народом (Ис 62:4-5; Иер 2:2). В Ос Бог обличает Израиль как жену, упрекая ее в неверности (2:2), но готов простить ее и принять, если она будет верна Ему (2:19-20). Пророк Иеремия противопоставляет картину ужаса и запустения, к-рые грозят Иудее и Иерусалиму, радости и веселью брачного пира (Иер 7:34; 16:9; 25:10). ВИЗ к этой символике впервые прибегает Иоанн Креститель, сравнивая свои чувства с той радостью, крую испытывает на свадьбе друг жениха (Ин 3:29). Притча о мудрых и неразумных девах (Мф 25:1-12)- самый известный пример описания приготовлений к торжественному шествию по случаю бракосочетания. Представление о Церкви как о невесте Христовой углубляется в посланиях ап. Павла, а также в Откр.
В раннюю христианскую эпоху, когда на брак еще смотрели как на договор и не считали его таинством, девственность признавали высшим и наиболее угодным Богу состоянием. Еслиженщина после смерти мужа отказывалась от повторного брака,то считалось, что она избрала второй по благочестию и высоте путь христианской жизни, тогда как жизнь в браке занимала на этой шкале ценностей лишь третье место. Т.о., довольно долго ранняя Церковь отдавала предпочтение безбрачию в ущерб семейной жизни, вопреки тому, что институт брака одобрял сам Иисус Христос.
Н. W. PERKIN (пер. В.Р.) Библиография: W. R. Smith, Kinship and Маг-riage in Early Arabia: E. Westermarck, History of Human Marriage, ?-111; R.H.Kcnnctt, Ancient Hebrew Life and Social Custom, M. Burrows, The Basis of Israelite Marriage; L.M. Epstein, Marriage Laws in the Bible and the Talmud and Sex Laws and Customs in Judaism; E. Neufeld, Ancient Hebrew Marriage Laws; A. Van Selms, Marriage and Family Life in Ugaritic Literature; L. Kohler. Hebrew Man; D. S. Bailey, The Man-Woman Relation in Christian Thought; P.H.Goodman, The Jewisch Marriage Anthology; W. Lacey, The Family in Classical Greece.
Брака, теология
(Marriage, Theo-logy of)• Библейское учение о браке воплощено в положении " Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт 2:24). На это же положение ссылаются наш Господь(Мф 19:5)и ап. Павел (Еф 5:31) как на основу их учения о браке. Ключевые слова здесь- "одна плоть" (basar ehad), где под "плотью" понимается особая близость, достигаемая через тело человека и определяющая "брак как глубочайшее телесное и духовное единство мужчины и женщины". Перед сотворением женщины Бог замечает: " не хорошо быть человеку одному" (Быт 2:18). Тем самым Он указывает на то, что жизнь мужчины и женщины неполна друг без друга, и учреждает брак, к-рый дает им возможность достигнуть полноты.
Неповторимость брака. Брак предполагает исключительные, неповторимые отношения супругов. Абсолютное единство личностей - физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное, - воплощенное словосочетанием "одна плоть", исключает какую бы то ни было полигамию. Нельзя одновременно отдаватьсебя нескольким людям.
Из слов Господа "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф 19:6) ясно следует, что брак заключается на всю жизнь. Только в исключительных обстоятельствах можно отойти от принципа нерушимости брака.
Исключаются и случайные связи, поскольку их нельзя счесть неповторимыми и нерушимыми. Более того, связи эти нарушают святость, края присутствует в библейском браке. Бог учредил брак таким образом, чтобы мужчины и женщины могли дополнять друг друга и соучаствовать в созидательном труде Божьем через деторождение (безбрачие, восходящее корнями к греческому дуализму, а не к Библии, не является высшей и наиболее святой формой жизни). Духовное значение брачного физического союза состоит в том, что в таком союзе воплощается абсолютное единство мужа и жены, преимущественно выражающее союз духовный. Именно эта мысль лежит в основе употребленного ап. Павлом образа брачного союза для характеристики отношений Христа с Церковью (?? 5:22-33). Чтобы сохранить свою святость, такой союз должен воплощать нерушимые и неповторимые отношения. Незаконные половые связи предосудительны, поскольку они временны и предполагают лишь телесный союз (1 Кор 6:16), при кром партнеры не имеют надлежащих намерений и обязанностей. В этом случае акт, имеющий духовное значение, преследует негодные цели - один человек служит эгоистическим запросам другого. Средство глубинного межличностного общения при беспорядочных связях становится разрушительным. Поэтому Господь видел в супружеской измене основания для расторжения брака (Мф 5:32).
Определение брака. Когда мужчина и женщина считаются состоящими в браке? В чем, собственно, его смысл? Есть точка зрения, опирающаяся на 1 Кор 6:16: человек в глазах Бога считается женатым на лице противоположного пола, если впервые вступил с ним в сексуальные отношения. Половой акт рассматривается как средство, через крое Бог осуществляет брачные отношения (ср. учение о духовном возрождении в крещении).
Согласно другой точке зрения,брак считается заключенным, когда оба партнера, в присутствии выбранных свидетелей, объявили о своем желании вступить в брак и дали взаимные обязательства постоянной и нерушимой верности, ответственности друг за друга, опирающиеся прежде всего на самоотверженную любовь. Данная точка зрения не отрицает законности брака, в кром невозможна физическая близость супругов. Крометого, она предполагает, что брак не может считаться делом лишь самой супружеской пары: это следует, напр., из приоритета общественных законов, запрещающих инцест и ограничивающих возможность родственных браков. Поскольку семья обеспечивает рождение и воспитание детей, Церкви и обществу отводится важная роль в поддержании ее стабильности и успешного существования.
Брак отодвигает прочие человеческие связи на второй план. Духовное и эмоциональное удовлетворение, первоначально получаемое от отношений с родителями, муж и жена ищут в отношениях друг с другом. Выход изпод опеки родителей и вступление в пожизненный союз с человеком, крого ты раньше не знал, требует достаточной степени зрелости, края выражается в самоотверженной любви, эмоциональной стабильности и способности понять, что означает полное посвящение своей жизни другому. Словом, брак предполагает зрелость. Поэтому в него не могут вступать дети, умственно отсталые и даже те, кто в данный момент страдает психическими и психопатическими расстройствами.
Брак и НЗ. Главный вклад НЗ в библейскую концепцию брака состоит в том, что в НЗ подчеркивается исходный принцип нерушимости брака и равное достоинство женщины (Гал 3:38; 1 Кор 7:4; 11:11-12). Возвышая личное достоинство женщин до уровня мужского, брак превращается действительно в "одну плоть": единство, крое подразумеваетэто выражение, непременно предполагает, что каждому человеку дана возможность развивать заложенный в нем или в ней потенциал. Возможность эта неосуществима в социальной системе, в крой мужчинам или женщинам отказано в подлинном человеческом достоинстве.
Не противоречит ли это библейскому учению о подчиненности замужней женщины мужу (Еф 5:22-23)? Ни в коей мере, поскольку это учение связано с иерархией функций, а не достоинств или личностных оценок. В библейском учении ничего не сказано о преимуществе мужчины перед женщиной: Бог обозначил иерархию ответственности, а отсюда- и власти внутри семьи, и сделал так в соответствии с последовательностью творения. Однако высокое достоинство женщины сохраняется не только в силу того, что женщина имеет равное с мужчиной отношение ко Христу, но и потому, что заповедь подчиниться мужу обращена к ее свободной воле. Она должна подчиниться сама, в знак духовной верности (Еф 5:22), а не по внешнему принуждению. Нужно это потому, что Бог возлагает основную ответственность за благополучие супружеских отношений и семьи в целом на супруга. Мужчине принадлежит ведущая роль в Церкви отчасти в силу того опыта, к-рый даст ему "пастырство" в рамках семьи (1 Тим 3:4-5).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.