Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
F.H. Klooster (пер. Ю.Т.)
Библиография: L. Berkhof, Systematic Theology; J. Calvin, Institutes; P. Toon, Hyper-Calvinism; J.I. Packer, Evangelism and the Sovereignty of God; A. W. Pink, The Sovereignty of God.
См. также: Кальвинизм; Промыслительные установления Божьи; Избранные, Избрание; Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем; Имена Божьи; Предопределение; Реформатская традиция;Вечное осуждение; Супралапсарианство.
Власть, государственная
см.: Управление, государственное (Власть, государственная).
Вменение (в вину, в праведность)
(Imputation). Общая концепция, теологичеекое ядро крой составляет идея искупления. Лат. imputare дословно означает "зачислять", "ставить в счет", "приписывать", адекватно передавая смысл греч. logizomai. Это судебноюри-дическое понятие отчасти восходит к коммерческой и правовой терминологии грекоримского мира: тот, кому чтото "поставлено в счет", несет ответственность перед законом. Именно в этом смысле нужно понимать слова ап. Павла, к-рый обращается к Филимону с просьбой вменить ему долг Онисима: "Если же он чем обидел тебя... считай это на мне" (Флм 18). Кроме того, понятие "вменение" имеет отчетливо еврейские корни (см. hasab - "приписать", "записать на чейто счет"); оно использовалось, напр., применительно к практике жертвоприношения (см. Лев 7:18: "тому ни во что не вменится "; Лев 17:4). Важно отметить, что в ВЗ это понятие применяется даже к тем суждениям, к-рые лишены непосредственной объективной основы для такого употребления (напр., Быт 31:15: "Не за чужих ли он нас почитает?"; 2Пар 9:20).
В НЗ говорится о христианах, к-рым вменяется "чужая праведность" от Бога как "дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа" (Рим 5:15). Как Бог вменил Аврааму праведность только в силу его веры (Быт 15:6; Рим 4:3), и другие люди получают такую же милость - Бог не вменяет им совершенных ими беззаконий (Пс 31:1-2; Рим 4:7-8). Это соответствует природе Бога и обусловлено не человеческими заслугами, а Его любовью (Рим 5:6 и дал.).
Раск-рывая свою мысль о "судебной" благодати, укорененной только в Иисусе Христе, через Которого мы обретаем примирение, ап. Павел противопоставляет служение Христа греху Адама, через крого грех, вина и смерть вошли в мир (Рим 5:12-14). Во Христе мы получили искупление, в Адаме мы судимы как грешники (Рим 5:15-21; см. 1 Кор 15:21-22). О точном смысле этого сравнения спорят уже много веков. Допустимо ли считать, что человечество судят за "чужой грех"? Не будет ли такая идея иррационально, жестоко, спорно и даже фаталистически противоречить гораздо большему числу библейских свидетельств о том, что человеку предоставлена свобода воли и он сам несет за свои действия ответственность (см. Иез 18:1-20)?
В Vb. Пелагий заменил понятие "вменение" менее жестким "подражанием". Он доказывал, что, хотя все люди рождены свободными и могли не совершать грехов, они тем не менее грешат, следуя примеру Адама. Такая точка зрения противоположна той, что исходила от Августина. Ее вновь и вновь отвергала ортодоксальная Церковь(хотя она возродилась уже в наше время, - напр., в либеральном протестантизме).
Как в этом случае следует понимать вменение Адамова греха человечеству? Есть точка зрения, согласно крой сам смысл правосудия Божьего заставляет рассматривать вмененность Адамова греха как реальность, а не как образ: еели, по сути дела, все человечество согрешило с Адамом, то налицо его собственная вина, а ни в коей мере не "чужая". Но "реалисты" испытывают немалые затруднения, когда пытаются объяснить, каким же образом мы могли быть вместе с Адамом при совершении греха.
Другая концепция, крую отстаивает, напр., Вестминстерское исповедание, видит в Адаме представителя человечества: Бог, создавая человеческое сообщество, заключил с ним договорчерез главу его, Адама. В таком случае греховное решение, принятое Адамом, - и наше решение, его вина- и наша вина. Объяснение это часто называют "федералистским ", сравнивая его с понятием "федералистского правления".
Хотя в конце концов природа божественного вменения остается тайной, библейски ориентированное понимание этой концепции позволяет сделать еледующие выводы:
(1) В соответствии с формулировкой ап. Павла, "вменение" прославляет Бога за Его благодать во Христе. Вменение связано со спасением, с дарованной нам "чужой" праведностью, как если бы праведными были мы.
(2) Христос для ап. Павла не только тема обсуждения, но и отправная точка.
В контексте Божьего "да", сказанного человечеству с креста (и в законе), мы можем понять'весь ужас Его "нет" (Рим 5:13). В Адаме Бог признал виновным весь человеческий род, но только через Христа это осознается во всей полноте (см. Его возглас: "Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - Мк 15:34: см. Ис 53:4-6; 2Кор5:21).
(3) Учение о вменении греха никогда не отрицало личной свободы и вины человека. В нем,скорее, подчеркивается всеобщая сопричастность человечества греху. Понятие "вменение" не прощает грех, не объясняет его, а только судит о нем. Чтобы искоренить грех, мы нуждаемся в благодати Божьей (см. Рим 6:23).
(4) Акцент на изначально корпоративной природе человеческого греха, на солидарной вине людей - только один полюс библейского провозвестия. Социальное измерение греха нуждается в постоянном, пусть и парадоксальном противовесе в виде личностноиндивиду-альных его измерений (1 Ин 1:9-10). Будучи падшими людьми, мы живем жизнью грешников (т.е. независимо от Бога) и проявляем нашу греховность. Поскольку Бог осудил человека и отошел от него, мы способны поклоняться только творению, но не Творцу. И все же именно мы должны сделать выбор, отказавшись подчиняться и следовать нашим своевольным страстям.
(5) Аналогия между Адамом и Христом не проста и не исчерпывающа. Вменение праведности остается случайным, свободным и незаслуженным актом милосердия, а вменение вины закономерно и подтверждает наказание, крому Бог подверг человечество. Ап. Павел сам подчеркивает опасность слишком прямой аналогии, отличая "дар благодати" от "преступления" (Рим 5:15).
(6) Вменение Богом греха и вины, будучи судебным актом, не требует к.-л. предпосылок в жизни конкретного человека: "... не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем еделались праведными пред Богом" (2 Кор 5:21). Однако из библейских свидетельств, относящихся ко всем, кто наследует Адаму, вытекает, что такие предпосылки были: "...все согрешили и лишены славы Божией" (Рим 3:23). Вменение вины - не каприз, а проявление правды и милости Божьей (Иез 18:25-32). Человечество не просто объявлено виновным; его вина воочию проявилась.
R. К. Johnston (пер. Ю.Т.)
Библиография: G.C. Bcrkouwer, Sin; ?. ?. Hodge, The Atonement; ?. W. Heidland, TDNT. IV, 284-92; J. Murray, The Imputation of Adam's Sin.
См. также: Адам; Грехопадение; Грех.
Внешний человек
(Outward Man).
Эти слова (греч. ho exo anthropos) an. Павел использовал в своих посланиях. Так, христианам Коринфа он писал: "...но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор 4:16). На первый взгляд может показаться, что здесь апостол принимает точку зрения дуалистов, напр. стоиков, к-рые считали душу "истинной" частью человека, а тело - лишь скорлупой, края становится ненужной после смерти. Однако противопоставление внутреннего человека внешнему проясняется при сравнении "нового человека" со "старым" (Еф 4:22-24; Кол 3:9-10), где эти слова указывают на старый и новый образ жизни. Точно так же, по мысли ап. Павла, внешние части нашего человеческого состава принадлежат не просто физической природе, но воплощают (в буквальном смысле слова)власть греха и "плоти", крую христианин обязан учитывать в каждой части своей природы. Используя слово "человек", апостол подчеркивает, что он имеет в виду не какуюто часть нашего существа, а всего человека, в целом.
S. Motyer (пер. В. Р.) Библиография: W. D. Stacey, The Pauline View of Man.
См. также: Внутренний человек; Человек (ветхий и новый); Человек (учение о нем).
Внутреннее свидетельство Святого Духа
(Internal Testimony of the Holy Spirit). Так обозначают в теологии действие Св. Духа, в результате крого ниспосылается вера в авторитет Св. Писания. Речь идет об одном из многочисленных аспектов действия Св. Духа, просвещающего "очисердца" грешника (Еф 1:17-18), побуждающего принимать Слово Божье и отвечать на него. Согласно краткому положению из Вестминстерского исповедания, " наша абсолютная убежденность и уверенность в безошибочной истине и божественном авторитете (Св. Писания) проистекают из внутренней работы Святого Духа, свидетельствующего через Слово и со Словом в наших душах" (I.v).
Учение о внутреннем свидетельстве Св. Духа, в тех или иных формах, восходит к Августину и другим богословам святоотеческого периода. Оно составило основу общепротестантских воззрений и получило наиболее завершенное выражение в кальвиновских "Наставлениях..." (1.7-9). Со времен Кальвина внутреннее свидетельство Св. Духа становится известным под латинским названием testimonium Spiritus sancti internum•, соответствующее учение вошло в реформатские вероисповедные символы - Французское исповедание (IV), Бельгийское исповедание(V), Второе Гельветическое исповедание (I) и Вестминстерское исповедание (I, ?). В перечисленных символах, в сравнении с кальвиновскими "Наставлениями..." и проектом Французского исповедания, к-рый Кальвин лично передал синоду (в окончательном виде Французское исповедание синод принял в 1559 г.), внутреннее свидетельство Св. Духа теснее увязывается с тем, что верующий признает канон и безошибочность Св. Писания. Учение о внутреннем свидетельстве Св. Духа отражено и в Формуле согласия (2.2), в трудах Арминия (1.40), а также в ранних баптистских исповеданиях (не во всех).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.