Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Библейский теизм состоит не только в том, что мы, в отличие от пантеистов и панентеистов, верим в единого живого Бога, абсолютное бытие, отдельное от мира, но и в том, что Бог в соответствии со своим промыслом постоянно действует в мире (здесь мы отличаемся от деистов). Бог не отрешен от нашего мира; Он может знать его, любить и соотносить свои законы с законами природы. Библейское учение о божественном промысле показывает, что Бог поддерживает и направляет все, что Он сотворил. Воспевая начало Божьего творения, плодородие земли, питающей многочисленных животных и растения, псалмопевец размышляет над деятельным участием Бога во всей жизни мира (см. Пс 103). Бог сохраняет и направляет нашу человеческую историю, творя суд над неправедными социальными системами и ниспосылая на правых и неправых блага, имеющие временный, преходящий характер, - солнечный свет, дождь, пищу и питье. Только благодаря универсальной промыслительной деятельности Бога наша вселенная не распадается на части, а действием всеобщей благодати исполняются Его мудрые замыслы.
Но Бог имманентно присутствует в жизни всех верующих в Него, кающихся в грехах и живущих по вере, чтобы исполнились цели Его искупительной благодати. "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис 57:15). Один человек может в различной степени осознавать присутствие другого человека; вот и присутствие Бога нечестивый ощущает одним образом, а праведный - совсем подругому, гораздо полнее и ярче. Можно чувствовать, что ктото едет с тобой в автобусе, а можно ощутить присутствие Божьей Матери, постоянно молящейся за нас. Бог - со всеми новообра-!ценными христианами, к-рые примирились с Ним, будучи искуплены и избавлены драгоценной кровью Христа. Они стали Его народом, Он стал их Богом. Бог обитает в них, как в своем святом храме. Соотносительное единство мыслей, желаний и намерений созидается много лет. Это единство разделяют все члены Тела Христова, к-рые имеют дар назидать и созидать друг друга, чтобы все более уподобляться Богу, Которому они поклоняются, не в метафизическом смысле, а в интеллектуальном и этическом, а также эмоционально и экзистенциально.
Выводы. Итак, Бог- это живой, личностный Дух, обладающий многочисленными и всесовершенными атрибутами; достойный того, чтобы Ему доверяться и любить Его всей душой; имеющий абсолютное бытие, отдельное от мира, но постоянно проявляющий деятельное участие в судьбах мира.
Бог, не ограниченный пространством, сотворил вселенную, крую продолжает оберегать и сохранять вместе с действующими в ней природными и научными законами, географическими и политическими границами.
Будучи вне времени, Бог деятельно сопричастен всему, что пребывает во времени, каждой человеческой жизни, дому, городу, роду и человеческой истории в целом.
Бог,трансцендентный дискурсивному знанию и истине, выраженной в понятиях, посредством своего высочайшего разума имеет отношение к нашей мысли и словесному общению, объективной достоверности, логической последовательности, фактуальной надежности, связности и ясности, а также субъективной подлинности и экзистенциальному достоинству.
Не ограниченный физическим телом, Бог промыслительно связан с физическими силами природы и общества (индустриальными, сельскохозяйственными, социальными и политическими). Он знает и судит то, как человек распоряжается природными ресурсами.
Бог выше всех попыток обрести справедливость в этом мире, но Он со всей справедливостью относится к добродетельному поведению своих созданий и оказывает им поддержку во всех сферах жизни - личной, экономической, социальной, академической, политической и религиозной.
Не подвластный всем недостойным и неуправляемым эмоциям, Бог отечески заботится о бедных, несчастных, одиноких, скорбящих, больных, а также о жертвах предрассудков, несправедливости и отчаяния.
Человеческое существование часто кажется бессмысленным и бесцельным, но Бог придает смысл и цель даже самой бессмысленной (на наш, человеческий взгляд) жизни.
G.R. Lewis (пер. В. Р.) Библиография: Н. Bavinck, The Doctrine of God; D. Bloesch, Essentials of Evangelical Theology; J.M. Boicc, The Sovereign God; E. Brunner, The Christian Doctrine of God; J. O. Buswell, Jr., A Sys-tematic Theology of the Christian Religion; L. S. Cha-(cr, Systematic Theology; S. Charnock, The Existence and Attributes of God; C. F. H. Henry, God, Revela-tion and Authority, 4 vols.; J. Lawson, Comprehensive Handbook of Christian Doctrine; G. R. Lewis, "Cate-gories in Collision ?" in Perspectives on Evangelical Theology, ed. K. Kantzerand S. Gundry; G. R. Lewis, Decide for Yourself: A Theological Workbook and Testing Christianity's Truth Claims; J. I. Packer, Knowing God; W. W. Stevens, Doctrines of the Christ-tan Religion; A. H. Strong, Systematic Theology; H.Thielicke, The Evangelical Faith, 2 vols.; O.C. Thomas, Introduction to Theology; A. W. Tozer, Know-ledge of the Holy; ?. O. Wiley, Christian Theology, I.
См. также: Бог, учение о Нем; Откровение, общее; Откровение, специальное; Троица; Бесстрастие Бога.
Бог доказательства бытия
(God, Arguments for the Existence of)•
Доказательства бытия Бога представляют собой одну из наиболее смелых попыток человеческого разума вырваться за пределы мира и чувственно воспринимаемой и феноменальной сферы.
Для философии вопрос о бытии Бога обладает первостепенной важностью. Он затрагивает человеческую жизнь в целом (при этом человек рассматривается либо как существо, занимающее высшую ступень в иерархии прочих живых существ, населяющих вселенную, либо предполагается, что над ним стоит верховное существо, по отношению к кро-му он должен проявлять послушание или оказывать сопротивление).
Бытие Бога можно доказывать тремя путями. Вопервых, доказательство a priori, смысл крого заключается в еледующем: понятие Бога содержит представление о столь совершенном существе, что невозможно мыслить Его иначе, как существующим. Вовторых, доказательство a posteriori, когда, исходя из наблюдаемого эмпирического мира, делают вывод о том, что без Бога не объяснимы нек-рые свойства космоса. Втреть-их, возможен экзистенциальный подход к доказательству бытия Бога, когда исходят из того, что на Его бытие указывает непосредственный опыт, к-рый дан как личное откровение. Последний подход нельзя назвать доказательством в строгом смысле слова, ибо то, что дано в непосредственном опыте, не нуждается в к.-л. доказательствах.
Доказательство a priori. Именно на нем основано знаменитое онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского, хотя в общих чертах такое доказательство намечено у Августина. Оно, прежде всего, определяет Бога как бесконечного, совершенного и необходимого.
Ансельм полагал, что Бога невозможно представить себе иначе, чем "такое бытие, выше которого нельзя помыслить ничего прочего". Даже глупцу понятно, что он подразумевает под словом "Бог", когда говорит: "нет Бога" (Пс 14:1). Но если бы самое совершенное существо обладало бытием лишь в мысли, а не в реальности, то оно не было бы самым совершенным, поскольку обладающее реальным бытием более совершенно. Отсюда Ансельм делает вывод: "Ни один человек, уразумевший, что такое Бог, не может помыслить Его небытия ". Иными словами, было бы противоречием, если бы мы сказали: "Я могу помыслить совершенное существо, которое не существует". Ансельм полагал, что понятие совершенства должно включать в себя понятие существования. Нелепо утверждать: "Я могу помыслить нечто более великое и совершенное, чем то, совершеннее чего я не могу помыслить".
У онтологического доказательства - долгая и бурная история. Его принимали многие выдающиеся умы Зап. Европы, причем многие из них были математиками, как Декарт, Спиноза и Лейбниц. Тем не менее с ним не согласны те, кто разделяет критическую установку Кантовой философии. Кант убедительно доказывал, что "безусловная необходимость суждений не есть абсолютная необходимость вещей". Действительно, поскольку "бытие- не реальный предикат ", то суждение может быть необходимым, не имея никакого отношения к реальности.
Доказательство a posteriori. Оно пользуется большей популярностью, поскольку исходит из практически ориентированного здравого смысла. Онтологическое доказательство не нуждается ни в каком чувственном материале, а космологическое и телеологическое доказательства требуют вдумчивого отношения к миру. Первое исходит из понятия о причине вселенной, второе подчеркивает ее целесообразность.
Космологическое доказательство. Существует несколько видов этого доказательства. Самые ранние из известных нам в истории философии обнаруживаются у Платона ("Законы", кн. X) и Аристотеля (" Метафизика ", кн. VIII) и связаны с необходимостью объяснить причину движения. Исходя из того, что покой - естественное состояние вещей, а движение - неестественное, эти мыслители пришли к понятию о Боге как необходимом Перводвигателе всех вещей. Фома Аквинский тоже обращался к проблеме движения для своего первого доказательства ("Сумма теологии", вопр. 2, ст. 3). Все движущееся приводится в движение чемлибо другим. Такой ряд не может продолжаться до бесконечности (это - ключевое положение). Поэтому мы с необходимостью приходим к понятию первого двигателя, а это, заключает Фома Аквинский, "есть Бог, как всякий может уразуметь".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.