» » » » Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты


Авторские права

Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Наука, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты
Рейтинг:
Название:
Секты, сектантство, сектанты
Издательство:
Наука
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Секты, сектантство, сектанты"

Описание и краткое содержание "Секты, сектантство, сектанты" читать бесплатно онлайн.



В книге дан критический анализ современного сектантства в СССР. В ней рассказывается о тех процессах, которые происходят в сектантских объединениях под влиянием советского образа жизни, социального и научно-технического прогресса. Приводятся данные конкретных социологических исследований, подвергаются критическому анализу сочинения сектантских идеологов. Намечаются пути повышения эффективности атеистической пропаганды.






Антисоветский характер этого течения был обусловлен тем, что в период его возникновения русская православная церковь встала на лояльные позиции по отношению к советскому строю. Многие ее иерархи поняли пагубность того пути, на который толкал верующих бывший патриарх Тихон. Да и сам патриарх в конце жизни признал свои заблуждения и призвал паству к лояльному отношению к Советской власти.

Наиболее реакционные деятели православия продолжали упорствовать. Они не могли смириться с мыслью о потере былых привилегий. Объединившись с ушедшими в подполье недобитыми белогвардейцами и кулаками, они решили продолжать борьбу с Советской властью под религиозным флагом. Так возникли первые группы ИПЦ, в состав которых попали и верующие, поддавшиеся на уловки пропаганды главарей секты.

Советская власть в проповедях главарей этой группировки предстает как порождение сатаны, власть антихриста. Тот, кто признает ее, идет с ней на компромисс, будто бы заранее обрекает себя на гибель. Отсюда — требование полностью игнорировать эту власть, посвятить жизнь подготовке к «страшному суду», замаливать грехи, предаваться молитвам. Руководители ячеек ИПЦ запрещают верующим работать в колхозах, совхозах, на предприятиях страны, молят господа о восстановлении монархического строя, ибо «только монархия является богоугодной фермой государственного управления». Особым почитанием у последователей ИПЦ пользуется «святой» Серафим Саровский — образец бескорыстного служения императорской власти, монархическому строю.

Порвав с официальным православием, главари секты создали сеть «домашних монастырей», церквушек, часовен, где они отправляют свой культ, таясь от окружающих. Живут они обособленно, в основном доходами со своего личного хозяйства. Их молитвенные собрания связаны с антисоветской проповедью, с молебнами за русскую монархию. Запугивая рядовых верующих, чаще всего людей малограмотных и безграмотных, адскими мучениями на «том свете», рисуя им жуткие картины «страшного суда», главари ИПЦ делают их слепым орудием в своих руках.

ИПЦ не имеет никакой почвы в условиях советской действительности, никаких перспектив на будущее. И это подтверждается жизнью. За годы Советской власти секта растеряла многих своих приверженцев, которые в условиях социалистического и коммунистического строительства поняли свои заблуждения, преодолели страх перед грядущими «карами небесными», освободились от тлетворного влияния духовных пастырей, использовавших религию для возбуждения оппозиционных настроений в среде своих приверженцев. Значительная часть бывших членов ИПЦ порвала с религией, а те, которые не, смогли вырваться из-под ее власти, перекочевали в другие секты. Некоторые, в частности, оказались в рядах ИПХ.

Сейчас правильнее говорить уже не о секте ИПЦ, как таковой, а об отдельных локальных группах ее последователей, которые продолжают цепляться за старое, стремясь продлить жизнь давно потерявшей почву веры. Не находя поддержки даже среди самых темных верующих, главари ИПЦ, быть может и без особых надежд, все еще пытаются склеить воедино осколки разбитого вдребезги. Но тщетность подобных попыток очевидна.

Схожа с ИПЦ секта истинно-православных христиан, объявившая себя наследницей «заветов» патриарха Тихона, того Тихона, который возглавил церковную контрреволюцию, а не того, который публично признал несостоятельность антисоветской борьбы. ИПХ возникла в 30-х годах.

В рядах секты объединились приверженцы распавшихся контрреволюционных группировок — иоаннитов, федоровцев и др. Как уже говорилось, в ее состав вошли и отдельные члены ИПЦ.

Говоря о различиях между ИПЦ и ИПХ, А. И. Клибанов пишет: «Течение ИПХ, имеющее идеологические и генетические связи с ИПЦ, есть в свою очередь не что иное, как затянувшаяся агония тихоновщины. Есть и отличия между ними. ИПЦ являлась осколком старого мира как по возрасту своих участников и былой принадлежности их к паразитическим сословиям царской России, так и по идеологии.

Истинно-православные христиане по своему возрастному составу в основном относились к поколению, родившемуся после Великой Октябрьской социалистической революции. По большей части они выходцы из семейств единоличников, принадлежавших к средним слоям трудового крестьянства.

Выросшие в среде относительно обособленной (единоличники), уступавшие другим категориям населения по богатству общественных связей, уровню материальной и культурной жизни, обремененные с детства привитыми религиозными предрассудками, эти люди в условиях бедствий и горя, причиненных народу войной, не устояли перед пропагандой эпигонов тихоновской контрреволюции»[57].

Антиобщественный характер ИПХ виден уже из тех требований, которые предъявлялись каждому, кто, подвергшись предварительной обработке «ловцов душ», высказывал желание вступить в секту. В их числе были требования уничтожить все документы, оставить работу на государственных предприятиях, в колхозах и совхозах. Посещение школ детьми допускалось лишь до четвертого класса[58].

Главари группировки стремились довести рядовых ее членов до состояния крайнего фанатизма. Им, например, удалось убедить группу фанатиков в знак неприятия окружающей действительности принять на себя обет молчания, дабы полностью порвать связи с «миром». Эта дикость рекламировалась как образец «святости». Участники одной из научных экспедиций Института истории АН СССР, исследовавшие состояние христианского сектантства в Тамбовской области, имели возможность наблюдать за жизнью молчальников, хотя вступить с ними в контакты оказалось невозможным. Возглавлявший экспедицию А. И. Клибанов пишет: «Мы видели жилища молчальников. Оконные проемы заложены. Двери глухо закрыты. Оборваны провода электропередачи. На всех четырех стенах мелом начертаны кресты. По „идее“ это должно уберечь дом и его обитателей от проникновения нечистой силы. Так люди поставили крест на самих себя»[59].

Наибольшую активность истинно-православные христиане проявили в годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, спекулируя на трудностях, которые выпали на долю людей. По мере ликвидации последствий войны, подъема материального и духовного уровня народа главари ИПХ все более теряли почву под ногами, ряды их приверженцев таяли, а проповеди «разрыва с миром», полного аскетизма не находили отзвука в сердцах верующих.

Исследователи отмечают ярко выраженные черты глубокого кризиса ИПХ в последние годы. Так, экспедиция Института истории АН СССР, побывавшая в Тамбовской области в 1971 г., смогла констатировать факты быстрого упадка группировок ИПХ, имевшихся в этом районе страны. Он виден уже из возрастной характеристики состава ИПХ. Если в 50-х годах среди последователей секты лица до 30 лет составляли 53 %, то в 1971 г. их было всего лишь 1,4 %. А вот члены секты в возрасте от 50 лет и выше составили 87,4 %[60]. Цифры достаточно красноречивы.

Но есть и другие, не менее убедительные факты, свидетельствующие о процессах, происходящих среди приверженцев истинно-православного христианства. Так, в Воронежской области доля лиц, занятых в общественном производстве, составляет среди последователей ИПХ более 20 %. Если же исходить из общего количества верующих, считающих себя членами ИПХ и способных к труду по возрасту и состоянию здоровья, то доля лиц, участвующих в общественно полезном труде на государственных предприятиях, в колхозах и совхозах, достигает 43 %[61]. И это в сектантской организации, одним из основных требований которой является отказ от любого участия в контактах с Советским государством, полный разрыв с окружающей действительностью. Приведенные данные показывают, как рядовые верующие вступают в конфликт с устоями секты, с предписаниями и наставлениями ее идеологов…

В среде последователей ИПХ появляются группы верующих, которые «начали подвергать сомнению свои религиозные взгляды и даже религиозное мировоззрение в целом». По Воронежской области выявлено около 12 % таких сектантов. Причем в возрастной группе от 26 до 30 лет они составляют 55,5 %. В большинстве своем это лица более или менее грамотные.

Так, если среди неграмотных всего лишь 3,4 % сомневающихся, то среди имеющих семиклассное образование их уже 47,7 %[62].

Это ли не красноречивое свидетельство того, как углубляется кризис в истинно-православном христианстве, как разлагается эта антиобщественная группировка? Процесс ее умирания необратим.


Разумеется, мы не сумели в этом кратком очерке охарактеризовать все сектантские объединения, имеющиеся в нашей стране, да в общем и не ставили перед собой такой цели. Мы попытались лишь дать характеристику тех объединений сектантского типа, которые наиболее отчетливо выражают разные направления в религиозном сектантстве, играли и подчас играют и в настоящее время более или менее заметную роль. Можно было бы назвать еще десяток сектантских группировок, продолжающих свое существование в наши дни. Но, во-первых, буквально все они находятся на грани отмирания, не имея практически сколь-нибудь заметного влияния на верующих, во-вторых, в них протекают те же процессы, что и в наиболее крупных сектантских объединениях, разве что только с большей интенсивностью. И вряд ли есть смысл останавливать на них свое внимание. Ведь прежде всего интерес представляют общие закономерности, характеризующие процессы, протекающие в недрах христианского сектантства, общие тенденции, выявление которых очень важно для определения путей повышения эффективности атеистического воспитания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Секты, сектантство, сектанты"

Книги похожие на "Секты, сектантство, сектанты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Белов

Анатолий Белов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты"

Отзывы читателей о книге "Секты, сектантство, сектанты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.