Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Секты, сектантство, сектанты"
Описание и краткое содержание "Секты, сектантство, сектанты" читать бесплатно онлайн.
В книге дан критический анализ современного сектантства в СССР. В ней рассказывается о тех процессах, которые происходят в сектантских объединениях под влиянием советского образа жизни, социального и научно-технического прогресса. Приводятся данные конкретных социологических исследований, подвергаются критическому анализу сочинения сектантских идеологов. Намечаются пути повышения эффективности атеистической пропаганды.
Именно в силу этого в молитвенных домах евангельских христиан-баптистов очень доброжелательно встречают тех, кто заходит туда из любопытства. Верующие легко идут на контакты с инаковерующими или вообще неверующими, ставя перед собой вполне определенные цели. И вместе с тем они действительно стремятся к определенной самоизоляции, замыкаясь в кругу узких интересов своей общины.
Формы миссионерской работы в баптизме, как отмечает Л. Н. Митрохин, самые разнообразные. «Порой баптисты долго присматриваются к человеку, находят общих знакомых, прежде чем решаются завести разговор о Христе или пригласить человека на молитвенное собрание. Иногда же они открыто в расчете на первого попавшегося ведут агитацию за религиозную веру в поездах, на базарах, по месту работы, рассылают людям письменные приглашения посетить „дом молитвы“ и т. д. Их внимание прежде всего привлекают люди, так или иначе выбитые из привычной жизненной колеи, столкнувшиеся с несчастьем, с трудностями. „Христос любил хижины плача, — говорят баптисты, — и мы должны следовать за ним“. Нередко члены общины не только окружают вниманием попавшего в беду человека, но и оказывают ему материальную помощь, помогают в работе и т. д.»[67].
Конечно, гораздо успешнее сектантским миссионерам удается вести обработку людей, принадлежащих к другой конфессии, чем людей неверующих. Поэтому по большей части члены сектантских общин контактируют с инаковерующими. И не является случайностью то, что их общины пополняются именно прозелитами, выходцами из других религиозных объединений.
Разумеется, основная миссионерская работа возлагается на пресвитеров и проповедников, к которым предъявляются особые требования, изложенные в разного рода памятках, наставлениях, инструкциях, имеющих хождение в общинах. Такие памятки разработаны в разное время евангельскими христианами-баптистами, адвентистами седьмого дня, «Свидетелями Иеговы», пятидесятниками. В них даются, рекомендации и по подготовке проповедей, и по изучению психологии рядовых верующих, и даже по нравственному поведению руководящих лиц. Так, в общинах адвентистов седьмого дня в 50-х годах распространялся специальный документ «Моральное положение служителей евангелия», в котором указывалось, что «ради церкви» необходимо заменять скомпрометировавших себя проповедников другими, пользующимися авторитетом среди верующих.
В документах, имеющих хождение в общинах, пресвитерам рекомендуется постоянно наблюдать за жизнью паствы, бывать в семьях верующих, выявлять тех, у кого возникают те или иные сомнения, помогать разрешить их и т. д. Таким образом, можно говорить о тщательно продуманной системе духовной обработки людей, являющейся одним из очень важных субъективных факторов религиозности, пополнения сектантских общин новыми членами.
Культ в объединениях, которые принято относить к сектантским, значительно отличается от православного и католического. Это в первую очередь относится к объединениям протестантского типа. Как известно, протестантизм (за исключением некоторых течений, в частности в англиканской церкви) предельно упростил обрядность, отказавшись и от церковных таинств, и от традиционных христианских празднеств, и от института монашества, и от культа святых, и от поклонения иконам, мощам, реликвиям. Все это отрицается и последователями объединений протестантского типа — евангельскими христианами-баптистами, пятидесятниками, «Свидетелями Иеговы», адвентистами седьмого дня, меннонитами, методистами.
В сектах русского происхождения сохраняется гораздо больше элементов традиционного православного культа, хотя сплошь и рядом их интерпретация отличается значительным своеобразием, а богослужения и молитвенные собрания очень специфичны. Так, например, в духоборчестве, отказавшемся от церковных таинств, поклонения иконам, отвергнут институт священников и монашество, дается свое толкование обряду крещения, который интерпретируется как восприятие божьего учения, а причащение — как «вкушение божьего слова».
Своеобразно обожествление некоторых руководителей сект. Так, основатели христововерческих течений объявляли себя «живыми Христами», воплощением «духа святого». Такими «живыми Христами» почитались основатель постничества Аввакум Копылов, его преемник Перфил Катасонов, основатель секты «Новый Израиль» Василий Мокшин и другие. Обожествлен своими последователями был основатель секты скопцов Кондратий Селиванов.
Широко поклоняются своим «духовным вождям» и в некоторых объединениях протестантского типа. Достаточно, например, упомянуть Елену Уайт, каждое поучение которой воспринимается беспрекословно всеми членами церкви адвентистов седьмого дня. Но это не обожествление, а в лучшем случае признание того или иного «духовного вождя» пророком, через которого бог передает свои повеления «избранному народу». Старое же русское сектантство зачастую рассматривало основателей сект именно как «живое воплощение» божества на земле.
Бытует подчас мнение, что сектантство, значительно упростившее свою обрядность, придает ей гораздо меньшее значение. Вряд ли с этим можно согласиться. Отказ от ряда традиционных обрядов и ритуалов отнюдь не означает умаления роли культа в глазах руководителей сектантских объединений. Об этом можно судить хотя бы по тому, с какой тщательностью они разрабатывают порядок молитвенных собраний, как используют свою обрядность для усиления эмоционального воздействия на верующих. Практически речь идет не об отказе, а о модификации культа в соответствии с новой интерпретацией христианского вероучения. В данном случае следует признать правомерными взгляды Л. Н. Митрохина, который, анализируя особенности баптистского культа, пишет: «Общая идея баптистов о единоспасающей личной вере и характере ее воздействия на человека находит свое отражение в определенной интерпретации смысла и роли обрядов. Сами по себе обряды, говорят баптисты, — спасение только для людей, „возрожденных свыше“, и служат высшим выражением этого факта. Иными словами, они не заменяют и не создают личной веры — это прерогатива святого духа, но служат ее результатом и высшим свидетельством»[68].
В соответствии с этим такой обряд, как крещение, в объединениях протестантского типа совершается над совершеннолетними людьми после соответствующей подготовки посвящаемого к принятию этого акта. При этом крещение толкуется не как таинство, а как своего рода символический обряд, знаменующий принятие человека в лоно церкви. А это в свою очередь требует сознательного к нему отношения, сознательного принятия новой веры, чего, естественно, нельзя требовать от младенцев.
Адвентисты седьмого дня отвергают православное и католическое учение о том, что крещение является таинством, в результате которого люди освобождаются от первородного греха. В одном из адвентистских сочинений говорится: «Через крещение человек не получает прощения грехов. Оно не есть таинство, посредством которого человек обновляется или возрождается… Согласно ясных выражений слова божьего, крещение есть сознательный акт верующей души, которым она выражает свою веру в Иисуса…».
Один из видных баптистских проповедников А. В. Карев рассматривал крещение не только как акт, связанный с принятием того или иного лица в лоно церкви, а следовательно, с рядом обязательств, которые берет на себя человек, вступающий в ряды евангельских христиан-баптистов. Он писал, что, принимая крещение, человек дает «обещание богу» умереть для греха и «жить для Христа». По его словам, «жизнь для Христа — это ежедневная отдача ему наших сил, нашего свободного времени, наших способностей и особенно нашего сердца и нашей любви»[69].
Упрощение обрядности в объединениях протестантского типа, как можно видеть на этом примере, отнюдь не означает недопонимания ее роли. Напротив, буквально каждое обрядовое действие возлагает на верующего ряд серьезных обязанностей, и руководство общин внимательно следит за тем, чтобы никто не уклонялся от этих обязанностей. Если, например, в православной церкви верующие не видят ничего предосудительного в том, чтобы пропустить одно-другое богослужение, то в объединениях сектантского типа это считается серьезным нарушением установленного в общинах порядка. Именно «ежедневная отдача сил», по выражению А. В. Карева, является необходимым фактором сохранения и углубления религиозности членов общий.
Важное место в культе объединений протестантского типа занимает обряд «святого преломления», как именуется модифицированное таинство причащения. Согласно баптистским представлениям, он служит «средством благодати, но не средством к возбуждению веры, когда ее еще нет, а средством к укреплению ее, где она уже есть».
Именно в силу этого данному обряду отводится столь значительная роль в культе. Адвентисты седьмого дня считают, что «собрание святого преломления» (оно совершается четыре раза в год) «очень торжественное и важное, а посему в нем нужно принимать участие всем верующим». В адвентистской интерпретации сущность обряда состоит в том, что каждый, кто принимает в нем участие, свидетельствует, что «принимает Христа своим спасителем». В «Руководстве для проповедников» адвентистов седьмого дня подчеркивается, что обряд следует совершать как можно торжественнее, в сопровождении музыки, дабы он мог оказать сильное эмоциональное воздействие на всех присутствующих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Секты, сектантство, сектанты"
Книги похожие на "Секты, сектантство, сектанты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты"
Отзывы читателей о книге "Секты, сектантство, сектанты", комментарии и мнения людей о произведении.