» » » Андрей Кашкаров - Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря


Авторские права

Андрей Кашкаров - Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря

Здесь можно купить и скачать "Андрей Кашкаров - Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Либеря-Бибинформ, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Кашкаров - Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря
Рейтинг:
Название:
Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-81-67-00
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря"

Описание и краткое содержание "Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря" читать бесплатно онлайн.



На страницах книги рассматривается организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания ребенка школьного возраста – посредством его приобщения к чтению и мотивации личностного интереса. Даются опытные методические рекомендации со стороны родителя и педагога дополнительного образования. Главы, написанные отцом девочки-подростка, понятным и практическим языком побуждают читателя открыть глаза на своего ребенка, реальность интересов маленькой личности, даже в то время, пока реформы образования пока не достаточно располагают к этому.

Автор – психолог детского чтения, закончивший ГУКИ (Санкт-Петербург, кафедра Детской литературы, школа Ирины Ивановны Тихомировой) и магистратуру РГПУ им. Герцена по программе «Социально-педагогические аспекты развития культуры чтения», член Российского психологического общества, советник Российской Академии Естествознания, действительный член АРСИИ (Академии русской словесности и изящных искусств) им. Г. Р. Державина, участник многочисленных дискуссий и публикаций по проблематике чтения в семье, докладчик международной конференции (г. Монс, Бельгия 31.07–03.08.2011). Автор учебной программы «Организация чтения в семье и школе». Его работы по мотивации личностного интереса ребенка заслужили высокую оценку экспертов в научном сообществе.

Книга адресована широкому кругу читателей, родителям, библиотекарям, воспитателям, педагогам, и, конечно же, самим школьникам, которые почерпнут из нее много нового.






На этом этапе родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок, достигнув некоторых успехов, требует к себе с их стороны другого отношения – как к равному, он может сказать вам «нет» в ситуациях, где раньше молчал, может попросить привести аргументы и обосновать вашу позицию по любому вопросу. Вы готовы? Как бы это не казалось пугающим (для вас) – сие очень хороший промежуточный признак развития личности.

Все это помогает стать детям успешными в жизни и гармонично воспитать своих детей.

Теперь давайте подумаем, как применить возникшую мотивацию ребенка к самому непростому вопросу современности (пойдем «узкими вратами») – приобщению к чтению.

1.7.1. Вариативность способов приобщения к чтению

Итак, в центре всей нашей работы ребенок с его возрастными потребностями, познавательными интересами, индивидуальными способностями. Он не просто субъект образовательной деятельности (наряду с родителем, учителем), а главный, основной ее субъект. Роль родителя, учителя, воспитателя вспомогательная.

Проблемное поле связано с соотнесением двух сущностных компонентов гармонизации детской личности (субъектности): «личностных интересов» и «способов эффективного взаимодействия». В недостаточном взаимодействии между двумя этими факторами причины отсутствия интереса маленькой личности к чтению. Поддержать мотивацию ребенка в освоении новых знаний – важнейшая задача родителя: будет в этой части личностный интерес – будут и хорошие результаты.

При выборе книжки многих детей пугает неумение разделить большой объем текста на мелкие части; здесь вполне помогает тактика помощи – показать, как «огромное и непонятное» делится на маленькое и посильное. При наличии уже оформленного личностного интереса предложите ребенку небольшие кусочки текста для прочтения и последующего анализа (пересказа). Вначале приобщения к чтению всегда более важно не количество, а качество учебного материала или внимания к конкретной теме. Предлагайте не тексты, а абзацы.

Приведу пример лагеря летнего отдыха под Лугой (Ленинградской обл.).

Воспитатель интересуется: сколько и что именно 9-ти летняя девочка желает освоить за трехнедельную смену? План записывается в двух экземплярах (один у воспитателя) и выполняется.

По мере того, как дети приобретают навыки уверенного чтения, у них возрастает интерес, и они сами предлагают увеличивать объем осваиваемого текста. Построить работу разумно по следующему плану:

• намечается конкретный индивидуальный план подготовки (самостоятельного прочтения текстов): что, как и когда будем читать?

• дается облегченный текст и аудиозапись к нему;

• совместно с ребенком вырабатывается план через вопросы: «что, как ты думаешь, нужно делать, как в какой последовательности, что сможешь прочесть сама, для чего требуется помощь воспитателя?»

Девочка самостоятельно реализовала согласованный план – читала текст, слушала аудиодиск, выписывала в отдельную тетрадку непонятные слова, термины, выражения, записывала свои вопросы; консультировалась раз в неделю. Воспитатель своевременно отвечает на вопросы, формирует задания для тренировки, тестирует пройденный материал. Таким образом, интерес ребенка к чтению поддерживается и даже усиливается.

Тем не менее, личностно ориентированное обучение в большинстве основных школ скорее имитируется, чем реально осуществляется. Массовая школа, провозглашая учет индивидуальных особенностей детей, использует их только для того, чтобы повысить эффективность социализации в рамках классно-урочного воспитания.

«От человека к человеку можно передать только значение; смысл же нельзя передать по определению» (М. М. Бахтин). Смысл – личностная характеристика, личностный феномен. Однако можно создать некоторые условия – когда смыслы возбуждаются в другом сознании, мышлении, и идет активный процесс смыслополагания, который неизбежно приводит к текстопорождению, созданию текста, облечением смыслов в новое значение для читающего. Можно понимать свой предмет, быть носителем мудрости и отдельных, подчас душещипательных, историй из жизненного опыта, но если мы не поймем систему ценностей ребенка, не сможем наладить личностный диалог – все наши знания никогда не понадобятся; что и происходит сегодня почти повсеместно. И это хорошо описано как проблема отцов и детей. Не поэтому ли ни количество книг в домашней библиотеке, ни разговоры-влияния-рекомендации родителей не оставляют и следа на современных детях (массовое явление; имеются, конечно, и исключения).

Современные дети не опосредованы; в течение всего ХХ века (тенденция сохранилась и в нынешнем) заметно упрощение коммуникативного общения. Прямота и краткость выражения чувств является прямым следствием отсутствия чтения книг классической художественной литературы. Приглядитесь, и вы увидите, что речь лишь редкого современного ребенка опосредована культурой, разнообразна метафорами, сравнениями, деепричастными и развернутыми предложениями. Даже объяснения в любви сегодня похожи (их копируют), односложны и являют собой компиляцию из интернета. Спросите у своего ребенка про романтизм, и вам ответят, что речь идет о романтическом ужине, включающем непременные атрибуты – один или несколько цветов и набор свечей. Теперь представим читающего ребенка, имеющего понятие о романтизме, донесенное через классическую литературу из «мохнатого» XIX века… Он уже выигрывает среди сверстников (противоположного пола, особенно, если этот объект – мальчик) «умом и сообразительностью».

Навыки применения полученного знания могут и должны дать ребенку родители. Личностная мотивация (как уже рассмотрено выше) прямо связана с интересом объекта. Интерес же мотивируется перспективным результатом в виде собственной успешности по факту применения полученного из книги знания. На этих понятиях разумно строить образовательные концепции в отношении непрерывного образования, проносимого через всю жизнь, где доминантой для личности может служить востребованность (для собственной успешности и результативности) новых (хорошо забытых старых) знаний, получаемых из книг, посредством добровольного и желанного «впитывания» содержательной составляющей художественной литературы, переносящей через века обычаи, традиции, мировоззрения, переживания героев, непреходящие духовные ценности.

Личностный интерес прямо связан с инициативностью. Уместно рассмотреть три наиболее перспективных варианта развития личностного интереса ребенка:

• ребенок обращается за помощью и получает ее от взрослого;

• помощь предлагает взрослый, постепенно передавая инициативу в руки ребенка;

• помощь первоначально предлагает взрослый, и такое положение дел сохраняется лонгэтюдно, перерастая в длительные отношения «потребителя» и «специалиста по сопровождению».

Полагаю, что для развития гармоничной личности наиболее перспективен второй вариант развития отношений. Ибо первый – не является массовым явлением, а третий – слишком массовый, развращающий потребителя, ориентирующегося, в конце концов, на легкие удовольствия, на так называемого избирательного «нехочуху». В данном случае факторы виктимизации связаны с условием возрастного развития: нездоровый образ жизни родителей и неудовлетворительные психоэмоциональные состояния, отрицательное влияние сверстников, формирование негативных привычек образа жизни. Нельзя не отметить, что несвоевременное или некачественная помощь (отсутствие таковой вообще) в первом варианте часто оборачивается значительным сокращением и (как частный случай) полным отсутствием личностного интереса ребенка к чтению, получению и анализу информации.

Первый этап отклика на инициативу и предоставление помощи – самый важный. Именно на этом этапе – когда взрослый наставник принимает на себя координационные функции – необходимо помочь маленькому читателю почувствовать «вкус успеха». В этой связи важны три фактора:

• комплексный, междисциплинарный подход к решению проблемы инициативности ребенка в вопросах интереса к книге;

• гарантия непрерывного сопровождения и помощи ребенку в удовлетворении запросов его личностного интереса;

• взрослый, родитель, наставник априори находится «на стороне ребенка», воздействуя личным примером и опытом, «учит не уча».

Совершенно очевидно, что такую работу вряд ли можно эффективно вести в группе 2–3 десятка человек. Зато с бОльшим успехом – индивидуально с 1–2 детьми, что под силу семейному патронажу над собственным ребенком.

В данном случае имеют место быть несколько проблемных точек:

Точка пассивности. Характеризует отсутствие и непроявленность интересов ребенка, прямую пассивность и безынициативность, сопровождается осознанным избеганием взаимодействия со взрослым в части интереса к чтению (к книге), либо заметна фиктивная деятельность показного желания, дающая безжизненный псевдопродукт. Имеющиеся условия обычно используются в качестве «заслона» для любой деятельности по обучению чему бы то ни было.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря"

Книги похожие на "Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Кашкаров

Андрей Кашкаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Кашкаров - Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря"

Отзывы читателей о книге "Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.