» » » Евгения Блискавка - Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика


Авторские права

Евгения Блискавка - Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика

Здесь можно купить и скачать "Евгения Блискавка - Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Банковское дело. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Блискавка - Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
Рейтинг:
Название:
Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика"

Описание и краткое содержание "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика" читать бесплатно онлайн.



Сборник посвящен вопросам повышения финансовой грамотности населения в России и в мире. Приводятся результаты исследований уровня финансовой грамотности населения и анализ сложившейся ситуации в этой сфере. Дано краткое описание международного опыта, а также рекомендаций ОЭСР по организации программ финансовой грамотности населения, приведены примеры из российской практики. Отдельное внимание уделено роли защиты прав потребителей финансовых услуг.

Будет интересен работникам государственных структур, региональных и муниципальных администраций, формирующих и реализующих мероприятия по повышению финансовой грамотности, разработчикам образовательных и информационных программ и проектов в этой области, представителям образовательных институтов, общественных организаций и финансовых компаний, а также всем, кто интересуется вопросами повышения финансовой грамотности населения.

Книга опубликована при поддержке Visa.






• в настоящее время основными целевыми группами являются дети и молодежь;

• из каждых трех схем (программ) две предлагают свои услуги через посредников;

• каждая вторая программа использует широкий круг инструментов и каналов, среди которых наиболее важным становится Интернет;

• каждая шестая схема (программа) осуществляется частным поставщиком финансовых услуг, который стремится охватить как потребителей финансовых услуг, так и тех, кто ими не пользуется; при этом содержание схемы в основном остается объективным;

• как показывает опыт, программы просвещения взрослого населения – потребителей в области финансовых услуг оказываются эффективными при их осуществлении в моменты, доступные для обучения, например, когда гражданин впервые берет ипотечный кредит или начинает планировать выход на пенсию.

Несмотря на общее согласие в том, что программы ФО необходимы, не все образовательные программы оказываются эффективными. В ряде эмпирических исследований выявлена положительная корреляция между финансовым образованием и финансовой грамотностью [35] . С другой стороны, в некоторых исследованиях сообщается о неоднозначных результатах или об отсутствии корреляции между ФО и ФГ или, в конечном итоге, признаках изменившегося финансового поведения [36] . Долгосрочный характер программ ФО, влияющих на финансовое поведение граждан, налагает ограничения на исследование их эффективности в этой сравнительно новой области, тем не менее некоторые выводы сделать можно.

Программы финансового образования, проводимые среди школьников в Польше [37] , показывают, что уровень финансовых знаний повышается на 20–40 % в зависимости от вида программы и возраста целевой группы. Программа «Школа финансовой грамотности», осуществляемая в Австрии [38] , демонстрирует, что дети и молодежь в возрасте от 10 до 18 лет очень хорошо реагируют на программы ФО и легко схватывают базовые знания о финансовых понятиях. Результаты проведенного ОЭСР исследования эффективности финансового образования в США [39] позволяют предположить, что среди работников, прошедших данные программы, наблюдается повышение нормы сбережений и снижение уровня просроченных кредитов. Также ФО, по всей видимости, оказывает положительное воздействие на сокращение гендерного неравенства по уровню финансовых знаний [40] .

Опыт осуществления программ финансового образования для взрослых показывает следующее:

• взрослых трудно обучать, если у них нет конкретной потребности в получении образования в области финансовых услуг (если нет «момента, доступного для обучения»);

• несмотря на то, что характер финансовой психологии зачастую мешает – даже образованным потребителям – выбирать оптимальное поведение, ФО может предупредить обучающегося о таких опасностях и предложить обходные пути;

• усиление защиты прав потребителей и развитие ФО является более предпочтительным, чем ограничение выбора для потребителей;

• ФО не может заменять собой регулирование сферы защиты прав потребителей [41] .

В Великобритании национальная программа по финансовой грамотности реализуется по семи приоритетным направлениям:

• молодые родители (New parents: Money Box);

• школы (Schools: Learning Money Matters);

• молодежь (Young Adults: Helping Young Adults Make Sense of Money);

• программа на рабочем месте (Workplace: Make the Most of Your Money);

• информирование потребителей (Consumer communications);

• интернет-инструменты (Online tools);

• финансовые советы (Money advice).

Опрос 5300 британцев [42] , проведенный в 2005 г., показал, что многие не в состоянии заранее планировать свои финансы, не понимают природу возможных финансовых рисков и в случае экономического спада с высокой вероятностью окажутся в тяжелой финансовой ситуации.

Правительство США также в 2003 г. создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию и специализированный интернет-ресурс [43] . В июле 2010 г. Конгресс Соединенных Штатов принял Закон о защите прав потребителей и создал Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau (CFPB)) [44] . Наряду с другими задачами Бюро должно содействовать финансовому образованию.

Организация экономического сотрудничества и развития начала межправительственный проект в 2003 г. с целью разработки общих принципов и стандартов финансового образования и финансовой грамотности.

В 2008 году ОЭСР создала международный портал по ФО [45] , который выступает в качестве координационного механизма реализации образовательных, информационных и исследовательских программ.

Главные цели портала:

• стать глобальной информационной службой по ФО для сбора всеобъемлющей информации: данных, ресурсов, исследований и новостей по вопросам финансового образования и информации о программах во всем мире;

• повышать информированность и осведомленность по вопросам ФО во всем мире и обеспечивать распространение результатов исследований, передовой практики и инструкций по ФО;

• обеспечить доступ и обмен информацией, знаниями, опытом и навыками в области ФО;

• поддержать создание Международной сети ФО за счет создания сетевого сообщества и обмена практикой участников сети;

• стимулировать разработку передовой практики и принципов повышения ФГ под эгидой ОЭСР.

Международная сеть финансового образования (INFE) также была создана ОЭСР в 2008 г. с целью:

• улучшать и расширять информированность о важности ФО во всем мире;

• способствовать обмену информацией и взглядами на программы, инициативы, проблемы, исследования и полученные результаты, связанные с ФО;

• содействовать обмену, разработке и развитию передовой практики и эффективных инструментов;

• обсуждения аналитической работы членов Международной сети, членов ОЭСР и других организаций, работающих в области ФО;

• обсуждения международных принципов и практики, разработанных под эгидой ОЭСР. В рамках официальных встреч два раза в год, постоянного взаимодействия между

членами Международной сети и создания специальных подгрупп экспертов INFE существенно расширила географию партнерства и тематические рамки по вопросам ФГ, в частности:

• созданы программы ФО в школах;

• разработаны методики для оценки эффективности программ ФО;

• в настоящее время насчитывается более 150 институтов из 75 стран, которые являются членами INFE ОЭСР.

Накоплен разнообразный международный опыт по повышению финансовой грамотности. В программы ФО вовлечены государственные организации, некоммерческие общественные организации, частные компании. В зависимости от функциональных особенностей указанных организаций и поставленных перед ними целей их деятельность охватывает различные аспекты информационно-образовательных программ, поддержки и защиты прав потребителей финансовых услуг.

В международной практике существуют программы, ориентированные на различные категории населения и целевые аудитории. Большая часть из них ориентирована на систему школьного и высшего образования. Другие – на экономически активное население, начинающих предпринимателей и представителей малого бизнеса. Отдельным направлением деятельности является повышение финансовой грамотности категории граждан с низким доходом или без высшего образования. Акцент для данной целевой группы сделан на ежедневном управлении личным бюджетом и финансовом планировании (например, Stay positive в Нидерландах и MoneyHelp в Великобритании) [46] .

Повышение ФГ осуществляют как коммерческие, так и некоммерческие организации: профессиональные и общественные ассоциации или ассоциации по защите прав потребителей. Некоторые проекты разработаны для отдельных социальных групп, в частности программы управления финансами для молодых домохозяек (например, Financial literacy: Women understanding money) [47] .

Различается и практика донесения информации до аудитории по способам и каналам информирования.

В ряде программ основным каналом повышения ФГ является Интернет (например, программа Dolceta [48] , действующая на территории ЕС).

В сотрудничестве с бюро «Помоги советом» была разработана программа для студентов 16–18 лет «Деньги имеют значение». Она включает базовые финансовые вопросы, такие как открытие банковского счета, кредитные и дебетовые карты и др. Эта программа использует интернет-технологии с разработанными интерактивными сценариями ролевых игр, описывающими разные аспекты управления личными финансами, и предназначена для онлайн-участия в малых группах. Участники получают специальные задания – «дилеммы» на свои компьютеры. Работая в малых группах, они изучают дилеммы, используя образовательную информацию, находящуюся на веб-сайте Talkingshop. Студенты общаются онлайн с советником по личным финансам из бюро «Помоги советом», который помогает студентам разобраться в коллизиях жизненных финансовых ситуаций. Эта же технология может быть использована и для обучения в школе, веб-сайт Talkingshop предлагает большой выбор опций для использования игр в образовательном процессе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика"

Книги похожие на "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Блискавка

Евгения Блискавка - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Блискавка - Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика"

Отзывы читателей о книге "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.