» » » » Ури Бронфенбреннер - Два мира детства: дети в США и СССР


Авторские права

Ури Бронфенбреннер - Два мира детства: дети в США и СССР

Здесь можно скачать бесплатно "Ури Бронфенбреннер - Два мира детства: дети в США и СССР" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Прогресс, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ури Бронфенбреннер - Два мира детства: дети в США и СССР
Рейтинг:
Название:
Два мира детства: дети в США и СССР
Издательство:
Прогресс
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два мира детства: дети в США и СССР"

Описание и краткое содержание "Два мира детства: дети в США и СССР" читать бесплатно онлайн.



Автор книги — известный американский психолог, профессор Корнелльского университета У. Бронфенбреннер — построил свое исследование на сопоставлении двух систем воспитания детей — в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки. Его книга представляет тем больший интерес, что она написана не только на материале советских и американских работ, но также на основе личных наблюдений автора. У. Бронфенбреннер неоднократно бывал в нашей стране, изучал воспитательную деятельность дошкольных учреждений, школ, дворцов пионеров и т. п.

Книга «Два мира детства. Дети в США и СССР» переведена на многие языки мира.

При подготовке перевода книги на русский язык автор внес в текст небольшие изменения и уточнений.






Почему мы думаем, что возрастная сегрегация несет с собой социальную дисгармонию? Динамику этого процесса увидеть нетрудно. Какое бы важное значение не имели генетические факторы в детерминации человеческого поведения, совершенно очевидно, что такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству и социальная ответственность, нельзя рассматривать с точки зрения наследственности. Они приобретаются в процессе общения с другими людьми, которые такими качествами обладают, сознают их ценность и стараются привить детям. Все это, скорее, относится к области социального, а не биологического наследования. И в том, и в другом случае наследование не может происходить без активного участия старшего поколения. Если же дети находятся в контакте лишь со своими сверстниками, то они не усваивают типы поведения, обусловленные культурными традициями и основанные на взаимном уважении.

Более того, данные о функциональной зависимости между умственным развитием, с одной стороны, и нравственным созреванием — с другой, свидетельствуют, что дети, по-видимому, не способны самостоятельно выработать положительные типы поведения, они также не могут сохранить их без вмешательства взрослых или молодежи, уже овладевшей нормами социальной жизни.

Примером могут служить беспризорники, скитавшиеся по Советской стране в начале двадцатых годов. Они отличались эгоизмом, бессердечием, многие из них были настоящими преступниками. Потребовался огромный талант А.С. Макаренко, необычайное упорство его самого и работающих вместе с ним педагогов, чтобы утвердить среди этих детей тип поведения, основанный на взаимном доверии и сотрудничестве.

Необходимость ответственного участия взрослых в деятельности детских коллективов подчеркивается и в работах современных советских педагогов, например Л.И. Новиковой:

«Само понятие «детский коллектив» является в какой-то мере условным, так как в жизни и деятельности любого детского коллектива всегда предполагается участие взрослых. Коллектив, сложившийся без участия взрослых, недолговечен. Когда же он существует в течение длительного срока, то, как правило, заходит в тупик. Жизненного опыта его вожаков оказывается недостаточно для того, чтобы вести коллектив верным курсом, даже если та цель, которую поставили ребята, правильна» [7].

Но, как это часто бывает, наиболее впечатляющую картину психологических процессов и их последствий дает художественная литература. В своем романе «Повелитель мух» Уильям Голдинг красочно описывает развитие событий, в центре которых — компания подростков, попавшая на необитаемый остров. Тип цивилизованных человеческих отношений, который олицетворен в образе Пигги, усвоен остальными подростками весьма поверхностно, и он быстро рушится, как только у них пробуждаются садистские наклонности. Пигги жестоко убивают незадолго до прибытия взрослых. Примечателен их первый вопрос, обращенный к подросткам: «Есть ли с вами кто-нибудь из взрослых?». Идея произведения совершенно ясна. На наш взгляд, эта идея рождена не только проницательностью писателя, она продиктована и объективными данными социологических исследований.

Нельзя не признать, что если взрослые не станут вновь участвовать в жизни детей, то американское общество ожидают серьезные неприятности. В нашей культуре выработались новые жизненные стандарты. Один из них — мизерное участие взрослых в социализации детей. Хотя и по сей день это воспринимается как нормальное явление, есть основания полагать, что подобный стандарт наносит ущерб нашим детям и нашему обществу. Поэтому мы стоим перед необходимостью создать новый стиль социализации, который может исправить несовершенство наших современных жизненных стандартов. Надо заново научиться позитивно воздействовать на наших детей и предоставить им возможность приобрести гуманистический опыт, чего они ныне лишены. В конечном счете вопрос заключается не в том, произойдут ли изменения в характере воспитания наших детей, а в том, какое будет выбрано направление. Будем ли мы двигаться дальше по воле волн или же попытаемся четко определить наш курс? Если да, то какие подходы окажутся здесь эффективными и реальными? Надо проанализировать, какие силы детерминируют человеческое поведение и развитие и каким образом их можно использовать в конструктивных целях. Заключительные главы нашей книги мы посвятим поиску возможных ответов на эти вопросы.

Глава 5. ПРИНЦИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

В этой главе, анализируя воздействие окружающей среды, мы постараемся определить и охарактеризовать основные факторы, которые могут оказывать влияние на поведение и развитие детей. При этом мы будем опираться прежде всего на результаты исследований в области возрастной и социальной психологии, а также на концепции смежных наук, таких, как биология человека и социология. В целях удобства изложения глава делится на шесть основных разделов: «Сохранение биологического потенциала»; «Действенность примеров»; «Социальное подкрепление»; «Интенсивность общения»; «Влияние группы»; «Возвышенные цели».

Сохранение биологического потенциала

Советская действительность. Несколько лет тому назад автор имел честь находиться в составе официальной делегации по вопросам здравоохранения, посетившей Советский Союз в рамках научного обмена. Наша группа состояла из крупных ученых-медиков, врачей, представителей системы здравоохранения и одного специалиста в области социальной психологии. Благодаря любезному содействию со стороны Министерства здравоохранения СССР мы смогли ознакомиться с лечебно-профилактической работой в больницах, клиниках и даже на дому (двое из нас получили возможность посетить больных вместе с дежурным врачом районной поликлиники). В течение нескольких недель мы побывали во многих городских и сельских медицинских учреждениях пяти советских республик. Наше общее впечатление можно суммировать следующим образом: хотя качество медицинского обслуживания тогда не достигало уровня Соединенных Штатов, служба здравоохранения отвечала современным требованиям, охватывая самые широкие слои населения. Причем особое внимание уделяется маленьким детям и матерям. Все они обеспечены регулярным медицинским уходом и правильным питанием. Так, например, в каждом детском дошкольном учреждении постоянно находятся одна или несколько медицинских сестер, на помощь которым по вызову готов прийти врач. В ту зиму, когда автор жил в Москве вместе со своей семьей, апельсины продавались примерно по пятьдесят центов за штуку (в долларовом исчислении). Даже если вам везло и вы обнаруживали магазин, где были апельсины, то к тому времени, когда подходила ваша очередь, они очень часто были уже распроданы. В эту же зиму дети в яслях и детских садах каждый день бесплатно получали апельсины.

Американская действительность. Только начиная с 1968 г., после опубликования национального доклада «Голод в Соединенных Штатах», мы осознали степень недостатка питания в нашей стране. Это было наглядно подтверждено и документальными телепередачами. Конечно, недоедание наиболее отрицательно сказывается на детях и беременных женщинах. Ребенок не многому научится в школе на пустой желудок, если он скудно позавтракал и не надеется пообедать. Но недоедание наносит еще больший ущерб детям дошкольного возраста и будущим матерям, так как отрицательные последствия этого не ограничиваются текущим периодом. На карту ставится будущее физическое, духовное и эмоциональное развитие ребенка.

То же самое можно сказать и относительно пагубных последствий перенесенных болезней. Национальные исследования состояния здравоохранения, предпринятые в связи с проектом «Первый старт», выявили широкое распространение инфекционных заболеваний, физических недостатков и функциональных расстройств среди детей из обездоленных семей. Так, например, у 8 % таких детей зрение было в неудовлетворительном состоянии, 6 % детей страдали малокровием. Почти две трети нуждались в зубоврачебной помощи. Примерно одному ребенку из сорока по различным причинам требовалась специальная помощь при обучении.

Нет никаких сомнений в том, что период наибольшей уязвимости детского организма, как и наибольшей податливости с точки зрения коррективных мер, приходится на первые два года жизни человека, включая и месяцы до его рождения. Пагубное действие болезней и физических травм находит свое отражение в статистике детской смертности. Следующая выдержка из специального доклада Президенту Соединенных Штатов, озаглавленного «Развитие знаний в области национального здравоохранения» (1967 г.), дает представление о масштабах этой проблемы:

«Смертность новорожденных уже на первом году жизни вызывает растущую озабоченность в Соединенных Штатах. В первый год своего существования ребенок больше подвержен риску смерти, чем на любом другом году жизни человека до 65 лет. Однако при расширении знаний в области медицины и улучшении охраны здоровья по крайней мере 20 %, а возможно, и до 50 % смертных исходов подобного рода можно предотвратить…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два мира детства: дети в США и СССР"

Книги похожие на "Два мира детства: дети в США и СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ури Бронфенбреннер

Ури Бронфенбреннер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ури Бронфенбреннер - Два мира детства: дети в США и СССР"

Отзывы читателей о книге "Два мира детства: дети в США и СССР", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.