» » » » Коллектив авторов - Журналистское расследование


Авторские права

Коллектив авторов - Журналистское расследование

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Журналистское расследование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Журналистское расследование
Рейтинг:
Название:
Журналистское расследование
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-069681-9, 978-5-9725-1860-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журналистское расследование"

Описание и краткое содержание "Журналистское расследование" читать бесплатно онлайн.



В этом учебнике на богатой фактической базе раскрываются основные вопросы методики журналистского расследования. Книга предназначена для студентов факультетов журналистики университетов, журналистов-практиков, представителей общественных организаций.

Издание третье, дополненное.






Поначалу у нас родилось предположение о связях радикалов и заказчиков митинга – конкурентов корпорации… Но, чем дальше мы занимались расследованием, тем четче стала прослеживаться связь между этим банком и националистической группировкой, которая, как оказалась, длительное время была на подряде у этого финансового института, принимая участие в различных пиар-акциях: в избирательных кампаниях, в атаках на конкурентов.

Продолжая дальше раскапывать эту тему, расследователи АЖУРа установили личные контакты в этой националистической среде. Как и в любой человеческой среде, там оказались и склоки, и конфликты, нашлись и разговорчивые люди, готовые поделиться информацией… И через какое-то время в АЖУРе уже огромное количество редакционных столов было завалено важной информацией: фотографиями лидеров группировок, «адресами-явками», специальной литературой. И на тот момент журналисты об их деятельности знали уже больше, чем правоохранительные органы или чиновники, которые, по большому счету, и должны ими заниматься.

В результате многочисленные контакты журналистов в этой среде привели к аресту так называемой «банды Боровикова». Потому что среди новых «информаторов» журналистов оказались двое, которые и рассказали о том, как готовились и осуществлялись некоторые нашумевшие убийства в Санкт-Петербурге.

На время подготовки этого издания суд продолжается. А, напомним, журналистское расследование началось с того, что один журналист очень удивился, увидев на скромном экологическом митинге и школьников, и лидера радикальной националистической группировки.

…А вот другая история. Несколько лет назад в Москве задержали машину, в которой обнаружили бомбу. За рулем «Жигулей» был бывший офицер-подводник. Что уж там с ним в милиции делали – неизвестно, только подводник этот в отделении милиции и умер. Все журналисты, естественно, ухватились именно за этот факт. А в Агентстве журналистских расследований стали копать дальше, встретились с его женой, бывшими сослуживцами, проверили его по различным базам. И через некоторое время вышли на так называемую кингисеппскую группировку, к которой он принадлежал. Эта группировка в числе прочего занималась заказными убийствами. То есть не был он простым подводником. Мало того, эта история имеет косвенное отношение к делу бывшего сенатора Изместьева, который сейчас находится под судом… То есть «дело о подводнике» – это фрагмент огромной истории, связанной с войной двух преступных группировок из Ленинградской области.

Читайте прессу

Хорошим поводом для выбора темы расследования может быть информация, опубликованная в других СМИ. Например, заметка о лопнувшем агентстве недвижимости, туристической фирме или об изменениях в составе акционеров крупной компании; иначе говоря, информация, опубликованная в открытых источниках. Очень часто наши коллеги улавливают лишь крупицу информации, не видя, что за этим стоит нечто большее.

Возможность использования для журналистского расследования такого рода информации в качестве отправной точки, в общем-то, зависит от способности журналиста увидеть интригу, скрытую за сухими строчками сообщения.

Вот простейший пример. В конце марта 2010 года все официальные источники информации бравурно сообщили об открытии в Северной столице межконтинентальной контейнерной линии «Санкт-Петербург – Эквадор» (ради чего в Питер приезжал даже премьер-министр России). Очень многие журналисты просто обнародовали эту информацию как об одном из свершившихся событий. А что должен был сделать настоящий думающий журналист? Как минимум, задаться вопросом: а зачем России столько бананов? Ведь каждую неделю по морю в Петербург теперь будет приходить этот контейнеровоз с неслыханным по объему грузом экзотических фруктов. При этом известно (и это – открытая информация), что рынок поставщиков заокеанских фруктов у нас давно сформирован: на нем работает, по большому счету, всего три крупных перевозчика, и у каждого есть зафрахтованный флот (потому что фрукты возят морем, а не воздушным флотом). Тогда что это – должен озадачиться вопросом журналист. Конкурентная борьба? Централизация рынка? А может, желание взять под контроль… весь рынок кокаина? Ведь известно же, что большая часть этого наркотика идет в Россию из Латинской Америки кораблями. В частности – фруктовозами, где контрабанду легче спрятать.

Еще раз подчеркнем: очень важно видеть интригу даже за сухими строчками информации. Например, в сообщении о смене состава директоров крупной компании. И тут могут пригодиться хорошо систематизированные архивы, о которых пойдет речь в следующих главах нашей книги.


Нелишне уделять особое внимание рекламным статьям и частным объявлениям в СМИ. Различные мошеннические компании – от всевозможных пирамидальных структур до фирм-однодневок, от мошенников на рынке труда до мошенников фармацевтов – часто ведут весьма активную рекламную кампанию. Как правило, предложение гарантированного заработка или трудоустройства за рубежом или исцеления от всевозможных болячек – безусловный повод, из которого может вырасти настоящее расследование.

К интересным результатам привело журналистское расследование, проведенное сотрудниками АЖУРа на основании опубликованного в одной из газет объявления о предстоящем выступлении руководителя «Международного университета восточной медицины» и НИИ традиционной народной медицины и музыкальной терапии Рушеля Блаво. Попробовав наудачу установить личность «французского» целителя, мы выяснили, что он имеет петербургские корни и прелюбопытную биографию, в которой уникальные экстрасенсорные способности Рушеля Эфраимовича играют отнюдь не первую роль. Получились две интересные публикации, отправной точкой для которых стало обычное рекламное объявление, вовремя увиденное и грамотно использованное сотрудником отдела расследований АЖУРа, специализирующимся на журналистских расследованиях в области паранормальных явлений.

Бывают и более экзотические примеры. Так, в Петербурге заказчик нашел киллера через раздел о найме на работу в одной из газет, где молодой человек дал объявление, что он «согласен на любую работу».

Читайте объявления. Там может быть скрыта важная тема для вашего расследования.

Изучайте сайты госслужб

Сравнительно недавний канал получения информации – это сайты органов власти. Причем канал этот постоянно расширяется, поэтому и возможностей для работы, для маневра у журналистов становится все больше. Тем более что и президент страны настаивает на том, чтобы в правительствах регионов широко и активно пользовались интернет-ресурсами.

Например, нынче все государственные закупки проходят исключительно через интернет-площадки. Информация о них должна в обязательном порядке вывешиваться в Интернете. Причем касается это не только Санкт-Петербурга, но и регионов страны. Мало того: в ближайшее время даже все муниципальные закупки будут проходить через 4 электронные площадки страны.

Так вот: эти сайты – важный источник информации для журналистов-расследователей. Поэтому репортеры АЖУРа давно взяли за правило каждый день заходить на эти сайты и отлавливать любопытную информацию.

Так, например, накануне 2010 года на сайте администрации Сахалинской области был зафиксирован новогодний заказ для праздничной вечеринки самой администрации… на ансамбль бурундийских барабанщиков. И таких «бурундийских барабанщиков» журналисты могут найти на этих сайтах немало. Это и покупка норковых шапок для обитателей дома умалишенных (каждая, между прочим, по 15 тысяч рублей). И подарочные шампуры для городской администрации по 2 тысячи рублей за штуку. И панировочные сухари (по сути – хлебная крошка) для ресторана администрации – по 2 тысячи рублей за килограмм…

В общем, надо только не лениться и внимательно изучать эти сайты.

Заглядывайте в социальные сети

Самыми популярными у жителей Интернета в последние годы стали социальные сети – «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой Мир». На начало ноября 2009 года на них было зарегистрировано более 50 миллионов пользователей (с учетом того, что одни и те же люди зарегистрированы на двух-трех ресурсах одновременно). Опросы показывают, что среди ежедневных посетителей этих порталов женщин чуть больше, чем мужчин: 63 процента против 49. Также среди тех, кто «сидит» на этих сайтах ежедневно, очень много молодых людей от 18 до 24 лет (68 процентов). И, скорее всего, это – не предел. Весьма вероятно, что включившаяся в мировое интернет-состязание Россия скоро догонит весь остальной мир, где обитателями социальных сетей являются две трети от 1,1 миллиарда всех пользователей Интернета.

(Сейчас создатели «Вконтакте» утверждают, что их сайт обходит всех российских конкурентов по количеству просмотров и входит в тройку самых посещаемых ресурсов Рунета. Порой одновременно на сайте находятся более 130 тысяч пользователей. Сайт генерирует 130 миллионов показов страниц ежедневно. Павел Дуров, один из основателей этого ресурса, в своем блоге сообщает, что «Вконтакте» занимает второе место в России по объему исходящего трафика. Однако, поскольку статистика по ресурсу закрыта, судить об источниках этого трафика и реальности его объемов достаточно сложно. Показатели Alexa, на которые нередко ссылаются основатели, вызывают сомнения, поскольку они могут «накручиваться».) Во всяком случае достоверно известно, что самые посещаемые порталы в Москве – odnoklassniki.ru и moikrug.ru, а в Петербурге – vkontakte.ru.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журналистское расследование"

Книги похожие на "Журналистское расследование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Журналистское расследование"

Отзывы читателей о книге "Журналистское расследование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.