» » » Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров


Авторские права

Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров

Здесь можно купить и скачать "Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров
Рейтинг:
Название:
«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-5803-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Описание и краткое содержание "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" читать бесплатно онлайн.



Война, торговля и пиратство без крейсерских кораблей были бы невозможны. И можно с полным правом назвать крейсера одним из орудий цивилизации. Великие географические открытия и связанные с ними уничтожения целых народов и цивилизаций были бы невозможны без крейсеров. Миллионы рабов были перевезены на крейсерских кораблях. Порабощение целых континентов осуществлялось с их помощью. В то же время человечество не смогло бы познать свой мир — не будь крейсеров.

Как развивалось крейсерство и как сформировался этот класс кораблей — об этом рассказывает очередная книга серии.






Несмотря на то что по сравнению с событиями на сухопутном фронте операции на море представляются незначительными, о некоторых из них, связанных с крейсерскими кораблями, стоит упомянуть.

9 февраля 1805 года бриг «Летун» отбил у французов захваченное русское торговое судно, положив тем самым начало крейсерским операциям в ту компанию. 17 февраля того же года отряд капитан-командора Белли захватил французскую шебеку «Азард». 6 июня 1806 года у далматинского берега два русских фрегата — «Вену» и «Автроил» — в бою с одиннадцатью французскими шебеками и канонерскими лодками потопили два и захватили три корабля. В сентябре 1806 года в течение десяти дней отряд русских кораблей, в состав которого входил фрегат «Вену», удачно действовал против французов в Каттарской бухте. В результате этих действий французы были вынуждены отступить. Русским достались десять транспортов с провиантом.

В заключение описания боевых столкновений между русскими и французскими кораблями необходимо упомянуть славное дело у острова Браццо. Застигнутый штилем русский бриг «Александр» под командой лейтенанта И. Скаловского (16 пушек) был атакован отрядом французских кораблей из пяти вымпелов с общим числом пушек в 26 стволов и сильным отрядом десантников, предназначенных для абордажа.

Некоторая символичность этого боя заключалась в том, что флагманский корабль французов носил имя «Наполеон». Бой закончился победой русского брига. Две канонерские лодки французов были потоплены, а остальные ни с чем были вынуждены отступить.

Зигзаги политики императора Александра I, вызванные неудачами на сухопутном фронте, мгновенно делали прежних союзников врагами, а врагов — союзниками. В результате в 1807 году Россия воевала, но уже с Турцией.

События на Средиземном море были в основном связаны с блокадой Дарданелл эскадрой Сенявина. Совместные операции с английской эскадрой адмирала Дукворта не состоялись. Не согласовав свои действия с русскими, английский адмирал предпринял самостоятельный рейд в Мраморное море. Для нанесения удара по Стамбулу у англичан сил недоставало, а на обратном пути через Дарданеллы они понесли значительные потери и ушли на Мальту, оставив эскадру Сенявина в одиночестве. Однако эта компания была отмечена двумя сражениями — у Дарданелл и Афона. Турецкий флот лишился трети своего состава. В боях отличился среди прочих и фрегат «Венус».

Операции на Черном море заключались в основном действиями против крепостей на Кавказском побережье. В них принимали активное участие и крейсерские корабли, в частности, фрегат «Воин», отличившийся при взятии крепости Анапа.

Следующий ряд войн, которые вела Россия: с Англией (1807 — 1812), Швецией (1808 — 1809) и Францией (1812 — 1814), не имел значительных операций с использованием крейсерских кораблей. Некоторым исключением является бой фрегата «Богоявление» с двумя шведскими фрегатами. Несмотря на более чем в два раза превосходство в артиллерии, шведские корабли успеха не имели, и с наступлением ночи противники прекратили бой.

В связи с борьбой греческого народа за свою независимость возник новый политический кризис в Средиземном море. 23 марта 1826 года Россия и Англия подписали протокол о совместном выступлении против Турции. К нему примкнула и Франция. Поскольку Турция отказалась предоставить грекам автономию, союзники предприняли совместную экспедицию. Для действий в составе объединенной эскадры был сформирован отряд контр-адмирала А Гейдена в составе четырех линейных кораблей, четырех фрегатов, корвета и четырех бригов.

5 октября 1827 года соединенная эскадра прибыла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот. Объединенная эскадра союзников под командой английского адмирала Кодринггона включала 10 линейных кораблей, 10 фрегатов, 3 корвета и 3 брига. Им противостояла эскадра турок в составе из 7 линейных кораблей, 19 фрегатов, 26 корветов и 14 бригов (Обращает на себя внимание возросший процент крейсерских кораблей, действующих в составе эскадр.)

В результате последующего боя весь турецко-египетский флот был уничтожен. Турецкие фрегаты оказались не в состоянии противостоять линейным кораблям в открытом артиллерийском бою, хотя бы в силу того, что могли «поглотить» меньше снарядов по сравнению с линейными кораблями без потери боеспособности. Сказалась также и лучшая, несмотря на почти двукратное преимущество турок в числе пушек, подготовка европейских артиллеристов.

Наваринская кампания имела продолжение, выразившееся в войне России и Турции (1828 — 1829). Эта война не была отмечена значительными боями между линейными кораблями обеих сторон, зато столкновений кораблей крейсерского назначения было множество.

6 мая 1828 года у Суджук-кале двумя русскими бригами «Ганимед» и «Сокол» были перехвачены два турецких транспорта с войсками для усиления гарнизона крепости Анапа 17 мая бриг «Пегас» (20 пушек) уничтожил в Геленджике турецкий вооруженный транспорт. 8 июля бриг «Орфей» (20 пушек) своим огнем поддержал войска, штурмующие крепость Кюстенджи. Корабль получил от ответного огня турок значительные повреждения, но содействовал удачному штурму, в результате которого крепость была взята.

28 июля фрегат «Поспешный» с помощью гребных катеров захватил одно и потопил другое турецкое судно, стоявшие под стенами крепости Мидия. Несколько позже у крепости Инада было захвачено им же еще одно судно.

17 августа крейсерский отряд из двух фрегатов («Рафаил» и «Поспешный») с 48 пушками на каждом, 14-пушечной бригантины «Елизавета» и 12-пушечного катера «Соловей» под командой капитана 1-го ранга Н. Критского с помощью десанта захватил крепость Инада. Взяв трофеи и разрушив укрепление, отряд благополучно покинул турецкий берег.

25 апреля 1829 года фрегат «Штандарт» (44 пушки) и бриг «Менгрелия» (16 пушек) перехватили девять небольших турецких транспортов. Несмотря на то что турецкие суда ушли под защиту береговых батарей, русские корабли вошли в бухту, захватили два судна, а остальные уничтожили.

4 мая бриг «Орфей» обнаружил под берегом у Кирпени три турецких транспорта и захватил их. Наиболее известным и славным было дело 14 мая, когда маленький бриг «Меркурий» (18 пушек) сумел противостоять двум турецким линейным кораблям (на обоих 184 пушки). Это дело тем более было славным, потому что незадолго до него оказавшийся в подобной ситуации русский фрегат «Рафаил» был захвачен турками. Окруженный турецкой эскадрой из 15 вымпелов (в том числе шесть линейных кораблей), командир фрегата проявил малодушие и спустил флаг. В отличие от него командир «Меркурия» капитан-лейтенант А. Казарский принял решение драться до последнего, а в случае невозможности сопротивления взорвать корабль.

Неравный бой продолжался четыре часа. Турецкие корабли стремились поставить русский бриг в два огня. Искусно маневрируя и используя кроме парусов весла, Казарскому удалось избежать гибели. Более того, прицельным огнем русских артиллеристов были сбиты некоторые паруса на турецких кораблях. Их ход уменьшился, и они вышли из боя.

Бриг получил значительные повреждения, но сумел дойти до своей базы. Мужество русского корабля было отмечено и его противником Один из турецких офицеров, участник этого боя, впоследствии писал: «Он дрался, отступая и маневрируя, со всем искусством опытного боевого капитана до того, что стыдно сознаться — мы прекратили сражение, а он со славой продолжал свой путь… Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг "Меркурий"».

Бриг получил кормовой Георгиевский флаг, и было установлено, что в составе Черноморского флота отныне должен находиться корабль под именем «Меркурий» или «Память Меркурия». В Севастополе стоит памятник с надписью, великолепной по точности и лаконичности: «Казарскому. Потомству в пример». И всё. Немногие удостоены чести получить подобную эпитафию.

Несмотря на то что война с Турцией закончилась, обстановка у берегов Кавказа оставалась весьма напряженной. Затянувшаяся Кавказская война с горцами постоянно привлекала внимание не только Турции, но и Англии. Из этих стран постоянно шло снабжение восставших оружием.

В 1830 году началось постоянное крейсерство русских легких кораблей (корветов, бригов и др.) у берегов Абхазии для предотвращения связей восставших горских племен с Турцией. Для этой цели в Суджук-кале и Геленджике были сформированы два отряда постоянно действующих кораблей. За 1832 год у побережья Кавказа было захвачено девять турецких судов с оружием и снаряжением.

В 1833 году только за один апрель — месяц русские крейсерские корабли захватили шесть и потопили три турецких судна с оружием и снаряжением, предназначенным для восставших. Подобные операции русских крейсеров продолжались до самой Крымской или, как ее называли в Европе, Восточной войны 1853 — 1856 годов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Книги похожие на "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Шавыкин

Николай Шавыкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Шавыкин - «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров"

Отзывы читателей о книге "«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.