Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
• АРИАНСТВО — одна из значительнейших ересей в христианстве IV–VI вв., утверждавшая о тварности Бога–Сына. Подробнее см. в статьях ‘кастоящей «Антологии», посвященных арианству и _ полемике с ним.
• АСКЕТИЗМ (от греч. άσκησις — упражнение) — в христианстве это понятие употребляется для обозначения форм религиозного подвижничества. К таким формам относится добровольное самоограничение в пище, отказ от имущества в пользу нуждающихся, безбрачие, целомудрие, пустынножительство. Цель христианского аскетизма — свобода от греха, «чистота сердца», бесстрастие. Под влиянием аскетизма развился институт монашества.
• АФТАРТОДОКЕТИЗМ (от греч. άφθαρτος — нетленный, δοκέω — казаться) — возникшее в монофизитской среде учение о нетленности тела Хрисга от Его рождения; обычно афтартодоке–тизм связывают с именем Юлиана Галикарнасского (см. в настоящей «Антологии» статью о Севире Антиохийском, в полемике с которым (520–527) Юлиан развил эго учение).
• БЕССТРАСТИЕ (от греч. απάθεια) — мирное состояние души, характеризующееся свободой от страстен и стойкостью в отношении зла; непосредственно предшествует обожению.
• БЛАГОДАТb — Божественный дар, Божественное действие, энергия Божия, подаваемая разумной 1вари и приобщающая, если она воспринята, Богу.
• БОГОМИЛbСТВО — еретическое движение в хрисгианстве X–XV вв., которое появилось на Балканах (Болгария) и оказало влияние на французских катаров. Основателем движения был болгарский поп Богомил. Одно из протестных, главным образом «низовых» религиозных движений, отчасти сходное с павлики–анством (для богомилов характерен дуализм, отрицание церковной иерархии и т. д.). Повлияло на катаров (альбигойцев), но также и на вальденсов и тем самым на движение Реформации. Идеи богомилов через Болгарию проникли и на Русь.
• БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (о г греч. Λειτουργία — служение) — главнейшее христианское богослужение, центр которого — таинство Евхаристии. Литургия является главным богослужением Православной Церкви.
• ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — часть Библии. Предположительно написан в IX—II вв. до н. э. Ок. 270 г. до н. э. по распоряжению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрию были приглашены 70 евреев из Иерусалима, которые перевели Пятикнижие (книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) с древнеевр. (иврита) на греч. (т. н. перевод Семидесяти, или Септуагинта).
• ВОЛЯ — одно из важнейших понятий в богословии и антропологии. Учение о воле Божией и человеческой и волевом акте в святоотеческом богословии разрабатывалось многими богословами и философами. В настоящей «Антологии» учение о воле человека представлено комментированным отрывком из трактата Немесия Эмесского «О природе человека» и «Богословско–полемическими трактатами» Максима Исповедника. О природных волях — Божественной и человеческой — во Христе см. в статьях о моноэнергизме, монофелитстве и полемике с ними.
• ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ — собрания высшего духовенства христианской Церкви, иногда с участием представителей монашества, на которых обсуждаются церковные вопросы и выносятся решения по догматическим и дисциплинарным вопросам, имеющим значение для всей Кафолической Церкви. Вселенские соборы, признанные Православной Церковью, собирались с санкции императоров, но не все санкционированные императором соборы оказывались вселенскими. Вселенский статус собора обычно определялся со временем через принятие его святыми, а затем Церковью на следующем Вселенском соборе. В Православной Церкви почитаются Вселенскими семь соборов. У римокатоликов счет Вселенским соборам продолжился и после разделения Церквей; до настоящего времени, по их счету сосгоялся 21 Вселенский собор. Нехалкидонские «монофизитские» церкви признают только первые три собора (расхождение «монофизитских» церквей с остальными христианскими церквами началось с Халкидонского собора, осудившего монофизитство); несторианские церкви признают только решения двух первых Вселенских соборов.
• ВУЛbГАТА (лат. Vulgata, подразум. editio — общераспространенный перевод) — латинский перевод Библии, сделанный в IV в. н.
э. Иеронимом по заказу папы Дамаса с использованием ранее существовавших переводов. Тридентский собор 1546 г. объявил перевод Иеронима каноническим; с внесением некоторых текстологических исправлений он до сих пор используется Католической Церковью.
• гноми (от греч. γνώμη — ум, сознание, намерение, воля, замысел) — одно из важнейших понятий в теории волевого акта у Немесия и Максима Исповедника (см. в настоящей «Антологии» комментарии к Немесию и статьи о полемике Максима Исповедника с моноэнергизмом и монофелитством).
• ГНОСТИЦИЗМ (от греч. γνώσις — знание, познание) — собирательный термин, обозначающий множество эклектических религиозно–философских течений поздней античности, выступивших одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо–философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Следует различать термины «гностицизм» и «гносис», т. к. за вторым закрепилось более широкое толкование. В христианской полемике с гностицизмом сформировалось понятие о лжеименном (т. е. псевдо-) гнозисе и гнозисе истинном. О гностицизме и гно–зисе см. в настоящей «Антологии» статьи об Ириние Лионском, Клименте Александрийском, Оригене и Евагрии.
• ДИОФЕЛИТСТВО — учение о двух природных волях во Христе.
• ДИОФИЗИТСТВО — учение о двух природах во Христе — Божественной и человеческой.
• ДИОЭНЕРГИЗМ — учение о двух природных энергиях (действиях) во Христе.
• ДИПТИХ (греч. δίπτυχος — сложенный вдвое) — списки имен, поминаемых во время литургии в древней Церкви.
• ДОБРОДЕТЕЛb (от греч. άρετη — совершенство в каком–либо деле, доблесть, храбрость, мужество, добродетель) — многозначное понятие, имеющее различный смысл у разных философов и богословов. С одной стороны, добродетели выявляют истинную природу человека, являют ее совершенство, а с другой — являются даром Божиим. Об отличии т. н. «родовых» добродетелей (мужества, целомудрия, рассудительности и справедливости), известных в античной философии, от добродетелей «богословских» — веры, надежды и любви — см. в настоящей «Антологии» в «Послании к армянам» Прокла Константинопольского. Однако у Максима Исповедника наблюдается тенденция к установлению единства добродетелей, в которых, согласно ему, воплощается в подвижниках Сам Христос.
ДОГМАТ (от греч. δόγμα — учение, постановление) в христианстве — краткое и точное изложение богооткровенных истин, исповедуемых Церковью, призванное отличить правильное исповедание от ереси. В широком смысле доплаты — это учение святых и Церкви в целом по широкому кругу вероучительных вопросов. В духовном отношении догмат — это «понятийная икона» Бога.
ДОНАТИЗМ — раскол, вызывавший раздоры в Церкви Северной Африки, начиная с правления имп. Диоклетиана (284—305) и до мусульманского завоевания. Название раскола происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран ца Карфагенскую епископскую кафедру в 312 г. в обход законного епископа Цецилиана поборниками чистоты христианства и жесткой линии в отношении отступивших во время гонений.
ЕВХАРИСТИЯ (феч. ευχαριστία — благодарение), святое причастие — главнейшее таинство, признаваемое всеми традиционными христианскими вероисповеданиями. В настоящей «Антологию) отдельные моменты учения о Евхаристии обсуждаются в статьях, посвященных Николаю Мефонскому, полемике об опресноках, а также Николаю Кавасиле и Марку Ефесскому. ЕДИНОСУЩНЫЙ — один из первых философских терминов, принятых в церковном догматическом богословии, который был призван утвердить Божественность Сына Божия и единство Его бытия с Отцом. См. подробнее в настоящей «Антологии» в статьях, посвященных полемике с арианством.
ЕРЕСb (феч. αϊρεσις — выбор, направление) — совокупность теологических или религиозных доктрин и идей, противоречащих или не совпадающих с признанными в Церкви или религиозной общине доплатами веры, и связанное с этим выделение из состава церкви новой общины.
ИДИОМА (или ОСОБЕННОСТb, СВОЙСТВО) (от феч. — ιδίωμα, ίδιότης) в фиадологии — особенность, или свойство, характеризующее ипостаси Троицы, а именно — нерожденность, рождение и исхождение (подробнее см. в настоящей «Антологии» в сгатьях о Каппадокийских отцах и спорах с фитеитами). Говорят также об особенностях, или свойствах, природ. Идиомы (природы или ипостаси) нельзя смешивать с самими природой и ипостасью, хотя в некоторых случаях эти термины употреблялись взаимозаменяемо.
ИКОНА (от феч. εικόνα — рисуцок, икона; а также: феч. είκών — образ, изображение) в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и монофизитстве) — изображение лиц священной или церковной истории, служащее духовному возведению к первообразу. Подробнее см. в настоящей «Антологии» в статьях, посвященных полемике с иконоборчеством.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.