» » » Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников


Авторские права

Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников

Здесь можно купить и скачать "Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников
Рейтинг:
Название:
Система экологического воспитания дошкольников
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система экологического воспитания дошкольников"

Описание и краткое содержание "Система экологического воспитания дошкольников" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлено теоретическое (философское, естественно-научное и психолого-педагогическое) обоснование методики экологического воспитания дошкольников.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов и колледжей.






Важным фактором развития и совершенствования допонятийных форм мышления детей является речь, управляющая и планирующая функция которой сначала исходит от взрослого, а по мере овладения ею ребенком и от него самого. При этом следует иметь в виду, что высказывания дошкольника при решении практических задач могут выполнить планирующую функцию лишь в том случае, если значения слов отражают опыт действия с предметами.

Высшая форма мыслительной деятельности человека – понятийное мышление. По данным отечественных психологов, формирование научных понятий возможно у детей 6 – 7 лет. Как показали исследования С. Л. Рубинштейна, А В. Запорожца и др., даже у детей младшего дошкольного возраста в отдельных ситуациях появляются логически правильные суждения. Исследователи указывают, что факты проявления логического мышления у дошкольников, как правило, возникают при условии реального знакомства ребенка с теми связями и отношениями явлений, которые становятся предметом его суждения. А В. Запорожец утверждает: «Там, где нам удается создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной и близкой ему задачей, где он может опереться на наблюдения доступных его пониманию фактов, мы можем наблюдать возникновение простейших видов логически правильного рассуждения»{Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М. – Л., 1948. – С. 91.}.

Исследования, выполненные в 90-е годы XX века, демонстрируют акселерацию не только физического, но и интеллектуально-личностного развития детей в первые семь лет жизни. Значимым для проблемы развития интеллектуальной сферы ребенка и его способности воспринимать и усваивать систематизированные знания является феномен пяти лет. О нем говорили еще Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, но именно сейчас он стал очевидным. Исследователи обращают внимание на скачок в развитии детской психики, на ряд сдвигов в пятилетнем возрасте: интенсивно развивается речь и становится регулятором поведения; все психические процессы начинают обретать произвольность; рассудочность начинает преобладать над импульсивностью; заметно повышается обучаемость, целенаправленность поведения; ребенок начинает активно выражать свое отношение к событиям и людям. Заметны сдвиги в личностном развитии: интенсивно развиваются эмоции и чувства; возникает новая позиция в межличностных отношениях – признание достоинств ровесника, развивается содержательное общение, сопереживание, взаимопонимание, признание авторитета.

Исследования психологов демонстрируют психологическую способность интеллекта дошкольников усваивать адаптированную систему знаний, отражающую объективные закономерности окружающей действительности.

Другим психолого-педагогическим пластом, значимым для системы экологического воспитания, являются особенности развития эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции – это особые психические состояния человека, связанные с его потребностями; чувства – это уже устойчивые эмоциональные состояния, выражающие отношение человека к различным явлениям окружающей действительности. Эмоции, – пишет В. Е. Дружинин{Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М., 2003.}, – непроизвольны и неотделимы от всей психической деятельности человека – его мышления, сознания, мировоззрения. В отличие от восприятия, которое всегда дает образ предмета или явления, «эмоции, хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, модификации внутреннего состояния индивида и его отношение к окружающему»{Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., М., Харьков, Минск, 2002. – С. 571.}.

Чувства (эстетические, моральные, интеллектуальные) относятся к сложным эмоциональным проявлениям, они отражают духовную сферу человека. С. Л. Рубинштейн подчеркивает: чувства человека как сложные целостные образования имеют свое содержание, они организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Ценность чувств всегда зависит от содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл. Идеологическое содержание чувства, представленное в виде переживания, и определяет его ценность. Рубинштейн обращает внимание на то, что связь чувства с предметом особенно ярко проявляется в эстетических переживаниях. «Это заставляло некоторых говорить применительно к эстетическому чувству, что оно является "вчувствованием" в предмет. Чувство… как бы входит, проникает в него, оно по-своему познает его сущность, а не только как бы извне относится к нему, и притом познает с какой-то интимной проникновенностью. Когда произведение искусства, картина природы или человек вызывают у меня эстетическое чувство… я познаю специфически эстетическое качество – их красоту. Это их специфическое качество… может быть познано только через посредство чувства»{Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., М., Харьков, Минск, 2002. – С. 575.}. Эстетические чувства отражают восприятие прекрасного в социальной и природной действительности, в искусстве.

Чувство в своеобразной форме выполняет и познавательную функцию, которая, как утверждает С. Л. Рубинштейн, на высших уровнях приобретает осознанно объективированный характер. Он подчеркивает: познавательный аспект и эстетические эмоции на всем протяжении своего развития образуют противоречивое единство. На ранних стадиях (в детстве) предметно-познавательные и аффективные моменты слиты, дифференцируясь по мере развития, они начинают поочередно доминировать: «сначала эмоции полонят познание», затем «чувство, которое прежде подчиняло познание, которое затем отделилось от него, начинает следовать за познанием»{Там же. – С. 576.}. Именно поэтому решающее значение в развитии познавательных чувств на этапе дошкольного детства может иметь формирование интереса к многообразию природных явлений и разнообразию их свойств, характеристик, взаимосвязей.

Моральные чувства – еще один аспект развития эмоциональной сферы личности ребенка. Например, способность сочувствовать, сопереживать целиком основывается на умении понимать состояние другого, она связана со знанием нормы этого состояния и отклонений от нее. Именно поэтому важным аспектом является возможность осознания чувств. Переживание (прекрасного, интересного, трагического) может происходить при разной степени сознательности: «осознать свое чувство – значит не просто испытать его как переживание, а соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое направляется»{Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., М., Харьков, Минск, 2002. – С. 572.}.

В осознании чувств немалую роль играет деятельность. Эмоция вообще зарождается из соотношения (положительного или отрицательного) результатов действия к потребности, которая является его мотивом. Взаимосвязь эмоций и деятельности двусторонняя: деятельность сама по себе сопровождается какими-либо чувствами, с другой стороны, эмоциональное состояние может мобилизовать человека на деятельность. Очень важным является переживание удовольствия от деятельности, в одних случаях оно связано с ее ходом, в других – с результатом (достижением цели). С. Л. Рубинштейн пишет: «Маленький ребенок, не способный предвидеть результат своих действий, не может и заранее, с самого начала испытать эмоциональный эффект от последующего результата»{Там же. – С. 561.}, его эмоции в деятельности, как правило, связаны с ее ходом.

Данное положение особенно важно для обсуждаемой проблемы: разные виды деятельности при определенных условиях становятся методами экологического воспитания дошкольников. Именно деятельность формирует чувства ребенка, которые ложатся в основу его отношения к природе.

Исследования, выполненные под руководством А. В. Запорожца (Т. А. Хризман, А. Д. Кошелева, Л. А. Абрамян и др.), демонстрируют интенсивное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка в период дошкольного детства под влиянием социальных условий и воспитания. Исследователи детей раннего возраста отмечают, что эмоциональные реакции, например, эстетического характера (на звук, цвет) наблюдаются рано. Более интенсивно они развиваются в период 3 – 5 лет, но далее, как отмечается в исследовании И. В. Житной{Житная И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-на Дону, 1997.}, при недостаточно хорошей организации педагогического процесса у детей снижается способность воспринимать прекрасное. Данным исследованием выявлены условия, обеспечивающие развитие эстетических эмоций у пятилетних детей. К ним относятся: организация художественно-эстетической деятельности, обеспечивающей активную позицию ребенка в интегрированном познании живописи и музыки; отбор содержания художественно-эстетических видов деятельности, наполненных ценностями красоты, добра, любви и выступающих средством развития эмоций; организация предметно-пространственной среды, воздействующей на эмоции ребенка и его художественное творчество.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система экологического воспитания дошкольников"

Книги похожие на "Система экологического воспитания дошкольников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Николаева

Светлана Николаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников"

Отзывы читателей о книге "Система экологического воспитания дошкольников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.