» » » Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников


Авторские права

Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников

Здесь можно купить и скачать "Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников
Рейтинг:
Название:
Система экологического воспитания дошкольников
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система экологического воспитания дошкольников"

Описание и краткое содержание "Система экологического воспитания дошкольников" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлено теоретическое (философское, естественно-научное и психолого-педагогическое) обоснование методики экологического воспитания дошкольников.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов и колледжей.






Позиции авторов статьи являются действительно передовыми, так как не совпадают с более устоявшимся в сфере образования направлением, которое рассматривает значение окружающей среды для человека. Западный человек сосредоточен на себе, на своем благополучии, поэтому его беспокоит окружающая среда, которая в настоящее время интенсивно загрязняется, лишь в том аспекте, что она ухудшает его физическое и психическое самочувствие. Сложился термин Enviromental education – образование в области окружающей среды и многие образовательные программы посвящены именно этому аспекту.

Одной из первых в России на двух языках (английском и русском) появилась программа Джуди Фридман{Фридман Д. Джелли Джем – друг людей и природы. – СПб., 1992.}, предназначенная для внешкольного обучения учащихся начальной и средней школы. Смешной толстяк Джелли Джем с короткими лапами и заячьими ушами, придуманный автором книги, помогает детям понять, что такое окружающая среда, как важно, чтобы растения, животные и люди имели в достатке чистые воду, воздух и землю. Джелли Джем – то грустный, то веселый – предлагает детям проделать опыты с водой, задуматься над проблемой мусора, которого так много вокруг. Знакомит детей с переработкой отходов, с повторным использованием вещей, предлагает не приобретать некачественные игрушки, так как они быстро ломаются и от них возрастает объем мусора. Подробно знакомит детей с качествами питьевой воды и с тем, как от деятельности человека вода загрязняется разными химическими соединениями. Советует экономить воду: быстро мыться под душем, напевая короткую песенку, провести наблюдения и подсчет воды в литрах – сколько ее тратится за два дня. Джелли Джем разбирает процесс загрязнения воздуха, советует не курить и не находиться в помещении, где курят. Беспокоится он также и о шумовом загрязнении окружающей среды. Обсуждает проблему нефти и бензина – их расход надо сократить, советует меньше пользоваться распылителями. Заканчивается обсуждение проблемы финансами – очистка загрязнения стоит больших денег.

Широкое распространение в США получила программа Мауры О\'Коннор «Свет жизни»{О\'Коннор М. Свет жизни: Руководство к учебному курсу по экологии для школьников и студентов / Перевод и адаптация курсов АОПП. – Пущино, 1993.}, которая в 1993 году усилиями российских экологов появилась в нашей стране. В США ее поддержало Национальное одюбоновское общество, которое уже более века занимается защитой дикой природы на американском континенте.

«Свет жизни» – это подробно разработанная технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Набор занятий носит межпредметный характер. Они расширяют представления, развивают умения детей, полученные на уроках природоведения, родного языка, математики, изобразительного искусства. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды. Курс состоит из четырех частей: для детей 6-9, 10-12, 13-15 и 16-18 лет.

Первая книга, рассчитанная на школьников начальных классов, предлагает занятия, которые могут заинтересовать детей явлениями окружающей среды в городе, вызвать у них радость от общения с окружающим миром, приблизить к растениям и животным. Проблемы экологии, связанные с загрязнением и разрушением природных систем, намеренно исключены из этой части курса. Автор убежден, что детство – это радостная пора открытий в окружающем мире – многообразия проявлений, их красоты и ритма. Обсуждение серьезных экологических проблем включено автором в последнюю часть курса в расчете на то, что развитое мышление и сознание старшеклассников даст им возможность понять сложные и противоречивые явления взаимодействия человека с природой. Автор считает, что у молодых людей на базе усвоенного в предыдущие годы материала возможно формирование экологической этики, руководствуясь которой они будут чувствовать ответственность за использование ресурсов Земли, найдут способы гармоничного взаимодействия с природой.

Курс для начальной школы включает шесть глав – 46 занятий, в общей сложности рассчитанных на четыре года обучения. Первая глава – это исследование окрестностей района с помощью разных видов деятельности и органов чувств. Дети, изображая инопланетян, отправляются в путешествие по окрестности, обследуют ее, набираются впечатлений, которые затем отражают в рисунках. Школьники узнают, что в ближайшем пространстве имеются промышленные зоны, жилые кварталы и места отдыха. Они становятся исследователями природы и обсуждают, о ком можно заботиться.

Вторая глава – это подробное знакомство с миром растений. Дети узнают, что такое пейзаж, как интересно рассматривать растения под микроскопом; что зеленые растения являются поставщиками кислорода, которым дышат все люди. Узнают, что деревья бывают высокие и низкие, толстые и тонкие, веселые и грустные, если у них сломаны ветки. Школьники ведут настенный календарь «Растем вместе с природой», «перевоплощаются» в деревья и, прочувствовав через медитацию это состояние, сочиняют рассказ «Если бы я был деревом…».

Знакомству детей с прыгающими, летающими и поющими посвящена третья глава. Школьники рассматривают птичьи перья и следы на снегу, «перевоплощаются» в птиц, подкармливают их в зимнее время, конструируют гусиную стаю из бумаги. Дети также знакомятся с насекомыми – маленькими соседями по планете, исследуют их повадки, образ жизни.

В четвертую главу включен материал, который знакомит школьников с потребностями человека и животных в укрытии, пище, воде и воздухе. Дети учатся различать потребности человека и его желания, которые не всегда надо удовлетворять. Узнают, что земля и солнце обеспечивают все основные потребности людей и животных; что люди разных профессий сотрудничают, чтобы обеспечить друг друга товарами и услугами.

Школьники знакомятся с энергией (глава 5), ее проявлениями (свет, тепло, движение), узнают, что основными источниками энергии являются солнце и ископаемое топливо, что энергию надо экономить. Следующая глава посвящена гармонии человека с природой. Дети узнают, что надо действовать по аналогии с природой: экономить бумагу, воду и др., использовать вещи вторично, перерабатывать отходы. Постигают идею: в природе нет отходов, она все использует, она красива и уравновешенна, человеку надо брать с нее пример. Заложенные в начальной школе представления о мире Маура О\'Коннор развивает в учащихся на всех последующих ступенях. Старшеклассники узнают, что равновесие между природой и обществом – это и есть устойчивое развитие человечества на Земле. «Свет жизни» формирует в молодом поколении экологическую этику, которая не допустит «ядерной зимы» или других способов уничтожения планеты.

В зарубежных странах важное место в сфере экологического образования занимают национальные парки. Их служащие проводят работу с школьниками, населением, которое их посещает.

В США существует программа «Юный рейнджер», предназначенная для детей 5 – 12 лет{Экологическое просвещение и особо охраняемые территории. – М., 1999.}. Во время школьных каникул дети, получив нагрудные знаки «Юного рейнджера», выполняют индивидуальные или групповые задания, которые предусматривают разную интересную деятельность в парке: работу с картой-схемой, знакомство с охраняемыми объектами, уборку мусора и расчистку завалов, помощь животным, оказавшимся в беде. Задания, как правило, представлены в специальных тетрадях или буклетах, в которых также имеется интересный познавательный материал для школьников: кроссворды, рисунки-загадки, незаконченные предложения и тексты. Работа школьников завершается докладом директору национального парка, в котором представлен отчет о проделанных мероприятиях и предложения по улучшению обслуживания парка. Детей награждают по разным номинациям, отмечают тех, кто уже не первый раз выполняет задания «Юного рейнджера».

Европейские государства не менее активно, чем США, занимаются образованием в окружающей среде. В Великобритании оно осуществляется в рамках общенациональной программы обучения, но испытывает трудности. Howson J.{Howson J. Environmental education – Where now? // Forum for promoting 3 – 9 comprehensive education. – 1993. – Vol. 35. – № 2.} критикует постановку экологического обучения: учителя недостаточно подготовлены к преподаванию экологических аспектов и не имеют времени на образование в рамках насыщенной программы обучения. Автор считает, что у многих учителей существует отсталый взгляд на экологическое образование как на соединение аспектов из многих областей знаний (науки об окружающей среде, сельскохозяйственных наук, исследований проблем города и др.). Отсюда проистекает большое разнообразие практических мероприятий – это и благо, и препятствие. Автор утверждает, что для развития понимания экологического образования необходимо установить связи между действиями людей и их результатами, которые наблюдаются в мире. В школе экологическое образование должно идти наравне с другими предметами: дети имеют право и должны знать, что нужно делать, чтобы защитить окружающую среду и свое будущее. Экологическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система экологического воспитания дошкольников"

Книги похожие на "Система экологического воспитания дошкольников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Николаева

Светлана Николаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Николаева - Система экологического воспитания дошкольников"

Отзывы читателей о книге "Система экологического воспитания дошкольников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.