» » » Элла Добровольская - Ярославль Тутаев


Авторские права

Элла Добровольская - Ярославль Тутаев

Здесь можно скачать бесплатно "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1971. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элла Добровольская - Ярославль Тутаев
Рейтинг:
Название:
Ярославль Тутаев
Издательство:
Искусство
Год:
1971
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ярославль Тутаев"

Описание и краткое содержание "Ярославль Тутаев" читать бесплатно онлайн.



В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.

Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля — это своеобразный музей, «экспонаты» которого — великолепные архитектурные сооружения — поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и поймы Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени; явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой 950-летней истории Ярославля.

В 50 км выше Ярославля берега Волги резко меняют свои очертания. До этого чуть всхолмленные и пологие; они поднимаются почти на сорокаметровую высоту. Здесь вдоль обоих прибрежных скатов привольно раскинулся город Тутаев, в прошлом Романов-Борисоглебск. Его неповторимый облик неотделим от необъятных волжских просторов. Это один из самых поэтичных и запоминающихся заповедных уголков среднерусского пейзажа. Многочисленные памятники зодчества этого небольшого древнерусского города вписали одну из самых ярких страниц в историю ярославского искусства XVII в.






105. Бывш. духовная консистория. 1815.


По замыслу автора генерального плана 1778 г. главная административная Ильинская (ныне Советская) площадь была объединена с Плацпарадной площадью в единый архитектурно-пространственный организм. Сюда вошли сооружения XVII–XIX вв., составившие первоклассный ансамбль. С запада Ильинская площадь была застроена в 1788 г. по проекту Левенгагена.

Композиционным центром периметральной застройки этой площади служил дворец наместника (против западного фасада церкви Ильи Пророка). Это было протяженное двухэтажное здание на высоком цокольном этаже. Его средняя часть была акцентирована шестиколонным портиком с аттиком, углы — полуротондами с балконами. Два корпуса присутственных мест, поставленные по его сторонам, имели те же членения фасадов, но с более скромным декором.


106. Фрагмент фасада жилого дома на Советской пл. (дом Сорокиной). 1816


107. Бывш. Епархиальное училище. 1818


В своем первоначальном виде комплекс просуществовал недолго. Плохое качество строительных работ привело к быстрому разрушению построек. Дворец был в 1797 г. разобран и на его месте в 1823 г. выстроены по проекту П. Панькова два симметричных павильона Мытного двора, в конце XIX в. замененные ныне сохранившимся безликим двухэтажным зданием.

Корпуса присутственных мест уцелели благодаря капитальному ремонту (скорее, перестройке). Северное крыло при этом подвергалось наибольшим изменениям; в 1820-х гг. по проекту архитектора Панькова к нему был пристроен восьмиколонный портик. Верно найденное пространственное соотношение этих сооружений по отношению к площади и ее композиционному центру — церкви Ильи Пророка значительно повышает их архитектурно-художественную и градостроительную ценность. В своей первоначальной непритязательной и скромной обработке фасады присутственных мест (лучше сохранившиеся на южном корпусе) оказываются нейтральным фоном для живописных и пластичных объемов церкви Ильи Пророка.

Восточная сторона площади длительное время оставалась незастроенной. Сюда выходил старый сад, принадлежавший генерал-губернатору. В 1816 г. здесь был выстроен небольшой двухэтажный особняк, известный в литературе (по имени последнего владельца) как дом Сорокиной. Его главный фасад, решенный в строгих классических формах, имеет трехчастное членение. Более парадная центральная часть значительно шире и выше боковых; она увенчана невысоким аттиком с изысканным лепным фризом. Над окнами помещены хорошо прорисованные лепные украшения (маскароны и орнаментальные венки). Возможно, что перед нами фрагмент неосуществленного проекта застройки всей восточной стороны Ильинской площади, выполненного рукой одаренного и опытного зодчего (илл. 106).

Иной характер носит архитектура усадьбы, принадлежавшей городскому голове Матвеевскому (Советская пл., 16), выстроенной между 1790 и 1809 гг.

Вместе с соседней церковью Косьмы и Дамиана XVII в., к сожалению, в настоящее время полуразобранной и перестроенной, и стоящим далее домом Вахрамеева усадьба Матвеевского составляла восточный фронт застройки некогда обширной открытой Плацпарадной площади, обращенной сейчас на разросшийся тенистый бульвар. Расположение усадьбы в пространственном комплексе центральных, административной Ильинской и Плацпарадной площадей, а также близость величественных богато украшенных древних храмов определили характер ее архитектурного решения. Несмотря на значительные размеры усадьбы и представительность ее заказчика, зодчий сознательно создал здесь очень скромную, подчиненную окружению, скупо декорированную композицию. В ансамбль входят двухэтажный дом с мезонином и два двухэтажных флигеля, обращенные главными фасадами на Плацпарадную площадь. Стройный четырехколонный портик с капителями, близкими ионическому ордеру, скромные замковые камни и сандрики над окнами, металлический козырек над входом исчерпывают декор центрального здания. Красивые легкие арки ворот на массивных пилонах с полукруглыми нишами объединяют главный дом с флигелями в единый протяженный ряд застройки (илл. 108). Фасады флигелей имеют в общей композиции традиционное подчиненное значение, но каждый из них решен как вполне законченное сооружение с собственным симметричным построением. Это лишает весь ансамбль ярко выраженной центричности и парадности, которая подчеркивала бы неуместное здесь, в административном центре города, самостоятельное значение архитектуры жилого комплекса.


108. Жилой дом на Советской пл. (усадьба Матвеевского). 1790–1809


На противоположном углу квартала высится другой интересный памятник жилой архитектуры — большой трехэтажный особняк, в XIX в. принадлежавший известным ярославским меценатам Вахрамеевым (Советская пл., 10). Плоскости его фасадов расчленены ризалитами с чуть выступающими крепованными пилястрами, а на скругленных углах увенчаны слегка нависающими криволинейными фронтонами. Более широкий средний ризалит главного фасада завершен фронтоном треугольной формы. Круглые окна украшены красивыми лепными пальмовыми ветвями. Вся эта композиция в сочетании со своеобразными обрамлениями окон придает нарядному особняку необычный для ярославских сооружений барочный характер. Здание принадлежит к числу наиболее впечатляющих и богато украшенных жилых домов второй половины XVIII в. История его строительства пока неизвестна, как неизвестна и степень его переделок во время ремонта 1872 г. В интерьерах сохранилось несколько первоначальных помещений. В одной из комнат второго этажа имеется роспись XVIII — начала XIX в. К сожалению, закрытая поздним подвесным потолком, она недоступна для обозрения.


109. Жилой дом на ул. Ушинского (флигель бывш. усадьбы). XIX в.


Кварталы между радиальными магистралями, ведущими от центральной площади к Угличской и Власьевской воротным башням, в 1780-1790-х гг. были застроены торговыми рядами, отдельные двухэтажные блоки которых сохранились на улице ныне Большой Октябрьской (илл. 102).

К концу XVIII в. основные градостроительные задачи по оформлению нового городского центра были уже решены. На мощеных улицах и площадях рядом с прекрасными древними храмами и вокруг них выросли каменные административные, торговые здания, многие жилые дома, архитектура которых вызывала восхищение современников. Новый, XIX век Ярославль встречал как один из самых больших и красивых губернских городов России.

Очередной подъем городского строительства начался после Отечественной войны 1812 г. В Ярославле возводятся учебные заведения, театр, казармы, мосты, церкви. На средства частных лиц и особенно купечества строятся новые торговые ряды и многочисленные особняки.

Одним из первых сооружений этого периода является Гостиный двор, выстроенный в 1814–1818 гг. на месте срытых валов старого Земляного города XVII в., на участке между Угличской и Власьевской башнями (Первомайская ул., 6). Планировочное решение нового ансамбля свидетельствует о явном стремлении его автора продолжить развитие градостроительных идей генерального плана 1778 г. Композиционный центр Гостиного двора — ротонда, увенчанная плоским куполом, с развитым глубоким шестиколонным портиком, замкнула перспективу магистрали, шедшей тогда от Ильинской площади (средний луч, проложенный после разборки дворца наместника; ныне к ней выходит Депутатская ул.). Два протяженных корпуса торговых линий располагались по сторонам ротонды. Сохранилась только часть северного корпуса, выходящая ныне на Первомайскую улицу. Его оформляет нарядная колоннада галереи упрощенного ионического ордера; своеобразный ритм их широкого шага придает зданию стройность и изящество, характерные скорее для паркового павильона, чем для торгового здания. Немногочисленные детали и профили (маскароны, капители, белокаменные базы колонн) несомненно выполнены по чертежам умелого мастера. Не выяснено, кто был автором этого одного из лучших провинциальных ансамблей классицизма начала XIX в. (илл. 101).


110. Решетка на Волжской набережной. 1825–1835


111. Решетка у дома на ул. Циммервальда. XIX в.


Автора ярославского Гостиного двора следует, видимо, искать среди ближайшего окружения Карла Росси, руководившего в эти годы работой по застройке Твери и составлявшего проекты зданий для многих городов Тверского наместничества, в состав которого тогда входил Ярославль. В частности, фасады некоторых ярославских особняков 1815–1820 гг. напоминают его известные проекты для Мологи, а также Рыбинска, где до сих пор сохранилось близкое к проекту Карло Росси здание биржи. Фасады бывшего Епархиального училища (1818 г., угол ул. Республиканской и Большой Октябрьской) близки более поздним петербургским постройкам этого прославленного русского зодчего. Массивный рустованный стилобат несет ряды широко расставленных колонн коринфского ордера, поддерживающих своеобразно декорированный аттик (излюбленный мотив последующего этапа творчества Росси). Композиционное решение углового криволинейного восьмиколонного портика поразительно совпадает с аналогичным решением в здании Сената и Синода в Петербурге (илл. 107).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ярославль Тутаев"

Книги похожие на "Ярославль Тутаев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элла Добровольская

Элла Добровольская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев"

Отзывы читателей о книге "Ярославль Тутаев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.