Александр Широкорад - Персия — Иран. Империя на Востоке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Персия — Иран. Империя на Востоке"
Описание и краткое содержание "Персия — Иран. Империя на Востоке" читать бесплатно онлайн.
Иран — самое древнее из ныне существующих государств. Торговые связи Руси и Персии не прерывались более тысячи лет. А для русских людей Персия была сказочной страной. И в самом деле, Персия — это не Запад, но и не Восток. Это — особый мир. Ну а политическая и экономическая роль Ирана в современном мире растет из года в год.
В представленной книге автор попытался популярно рассказать о непростых отношениях России с нашим великим южным соседом.
Организуя защиту морских коммуникаций, американское командование сочетало два метода: конвоирование судов и оборону района судоходства. Для удобства управления силами Персидский залив был разделен на три зоны — северную, центральную и восточную, и за каждой зоной закреплены свои силы. В районе постоянно велась воздушная разведка, осуществлявшаяся палубной авиацией и самолетами системы АВАКС, действовавшими с авиабазы Эр-Рияд (Саудовская Аравия).
Конвоирование танкеров начиналось в портах погрузки (разгрузки) и велось до выхода их из Персидского залива в Оманский залив. Конвои обычно были небольшими — 2—3 танкера и столько же кораблей охранения. На отдельных участках конвои прикрывались палубной авиацией. Авианосцы с охранением маневрировали в Аравийском море.
В миноопасных районах организовывалась противоминная оборона, для чего в зону Персидского залива американцы доставили 8 вертолетов-тральщиков RH-53D, 4 катера-тральщика типа MSB и 6 океанских тральщиков типа «Агрессив». В ордер включали по два тральщика, которые располагались на траверзных курсовых углах головного корабля (судна) и производили поиск мин с помощью гидроакустических станций. В наиболее опасных районах осуществлялась проводка судов за тралами. В этом случае тральщики с тралами следовали впереди в сомкнутом строю уступа.
Тыловое обеспечение ВМС США в Персидском заливе осуществлялось с привлечением специальных плавучих баз, представляющих собой крупнотоннажные баржи-секции. Две такие плавбазы были установлены в 30 милях к западу и к югу от острова Фарси. На каждой из них находились до двухсот морских пехотинцев и обслуживающий персонал, по два вертолета, резервуары с топливом, запасы материальных средств и т.д. Баржи являлись также временными пунктами базирования для тральщиков и катеров подразделений десантно-диверсионных групп.
Произошло несколько боевых столкновений кораблей американского флота с ВМС Ирана. Так, 22 сентября 1987 г. американский вертолет с фрегата «Джаррет» обстрелял ракетами иранский транспорт «Иран-Алжир», вызвав пожар на корабле, при тушении которого 4 члена экипажа погибли. 19 октября 1987 г. американские эсминцы «Кидд», «Лефтуич», «Янг» и «Хоэл» обстреляли иранские нефтедобывающие платформы, выпустив по ним около тысячи снарядов. Действия эсминцев прикрывали палубные самолеты. 3 июля 1988 г. американский крейсер «Винсеннес» выпустил две зенитные ракеты «Стандарт-2» по пролетавшему мимо на дистанции 17 км пассажирскому иранскому самолету А-300, совершавшему регулярный рейс из Бендер-Аббаса в Дубай. Самолет был сбит, все 298 человек на его борту, включая 117 женщин и детей, погибли. В 1996 г. США согласились выплатить семьям погибших пассажиров компенсацию в 61 млн. долларов, но отказались компенсировать стоимость самого самолета.
За все время войны подтвержденные потери ВМС Ирана составили: два фрегата типа PF-103 («Миланиян» и «Кахнамуи»), два тральщика: базовый «Симорг» и рейдовый «Харисчи», два ракетных катера типа «Комбатант 2» («Пейкан» и «Джоушан»), один большой патрульный катер типа «Кейван», один катер на воздушной подушке типа ВН-7 и 72 боевых катера водоизмещением менее 50 т (в том числе и катера КСИР). Из вспомогательных судов иранских ВМС за годы войны были уничтожены в море или у причалов танкер «Хормоз», водолей «Ленге», плавказарма «Рафаэль», транспорт «Иран-Алжир», буксир «Бахманшир» и бывшая шахская яхта «Киш».
Около 70% всех иранских боевых кораблей и катеров водоизмещением более 50 т были потеряны от действий иракской авиации. Корабли ВМС США нанесли повреждения двум иранским фрегатам — «Саханд» и «Саблан», потопили ракетой катер «Джоушан» и транспорт «Иран-Алжир», а также уничтожили несколько катеров КСИР. Для уничтожения иранских кораблей ВМС США использовали ракетные комплексы «Гарпун», корабельную артиллерию среднего калибра, противокорабельные ракеты и авиабомбы с лазерной системой наведения с самолетов палубной авиации. Против катеров КСИР и транспорта «Иран-Алжир» применялись также огневые средства бортовых вертолетов.
В течение 8 лет войны Иран потерял в общей сложности 36% своих кораблей основного класса (вместе с выведенными из строя фрегатами типа «Саам»), 16% ракетных катеров, 40% тральщиков, 14% патрульных катеров водоизмещением более 50 т, около 7% судов на воздушной подушке, около 30% вспомогательных судов ВМС (без зафрахтованных).
Ирак в ходе войны потерял пять ракетных катеров (два «Оса 1» и три «Оса 2») из двенадцати, что составило 40%; шесть торпедных катеров типа Р6 из двенадцати (50%); пять патрульных катеров типа РВ-90 из девяти (56%); один танкодесантный корабль типа «Полночный» из четырех и несколько боевых катеров водоизмещением менее 50 т и вспомогательных судов. Ни одного тральщика иракские ВМС не потеряли, поскольку они мало применялись в ходе войны, так как Иран практически не использовал минные постановки против иракских судов в северной части Персидского залива.
Иранские береговые батареи, расположенные в районах пролива Хор-Абдаллах, рейдовых причалов Мин-эль-Бакр и Хор-эль-Амая, а также на реке Шатт-аль-Апраб нанесли наибольшие потери иракским кораблям. Один ракетный катер типа «Оса» (проекта 205) был потоплен в районе нефтяной платформы «Ноуруз» (северная часть Персидского залива) при ее освобождении иранскими кораблями в первый период войны.
Однако в ходе войны Иранские ВМС постоянно пополнялись и усиливались. Иран продолжал получать заказанные еще при шахе корабли и суда обеспечения. В 1981 г. Франция передала Ирану три оставшиеся из двенадцати заказанных ракетных катеров типа «Комбатант 2» («Нейзе», «Табарзин» и «Ханджар»), а в 1984 г. из Великобритании прибыл универсальный транспорт снабжения «Харк». В 1985 г. англичане поставили два танкодесантных корабля «Тонб» и «Лаван». Кроме того, уже в годы войны Иран заказал в Корее три и в Пакистане четыре танкодесантных корабля. Официально они строились для торгового флота и благополучно вошли в состав ВМС Ирана. Таким же образом Иран заказал три танкодесантных корабля в Дании, построенные там по гражданскому проекту. Командование иранских ВМС широко использовало суда, зафрахтованные у иранских судоходных компаний и частных лиц. Они находили применение в качестве патрульных кораблей, для доставки боеприпасов и других грузов, для смены гарнизонов островов и нефтяных сооружений, а также для проведения минных постановок. В состав ВМС были переданы транспорты «Иран-Алжир» и «Иран-Аср», а также малотоннажные суда.
Как уже говорилось, начале 1987 г. было создано морское крыло КСИР, что значительно усилило позиции Ирана в Персидском заливе. В Китае и Северной Корее для этих катеров были закуплены береговые противокорабельные ракетные комплексы «Силкуорм». А из Швеции прибыли 50 быстроходных катеров типа «Богаммер».
Уже в декабре 1980 г. Ирак попытался достигнуть паритета с Ираном в военно-морских вооружениях, и заказал итальянской фирме «Каниери навале риунити» четыре фрегата типа «Лупо», шесть корветов (малых ракетных кораблей) типа «Ассад» и транспорт снабжения типа «Стромболи». Но итальянское правительство из-за войны наложило эмбарго на передачу этих кораблей, построенных в 1982—1985 гг. Несколько лет они простояли в порту Муджиано. Однако и после окончания войны Иран помешал Ираку получить эти корабли, пригрозив пресечь силой любую попытку прохода иракских кораблей через Ормузский пролив. В итоге Ирак так и не получил эти корабли. А с августа 1990 г. решающую роль в их судьбе играл уже новый кризис в Персидском заливе.
Помимо боевых кораблей, заказанных в Италии, и танкодесантных кораблей, построенных для Ирака в Дании, Ирак в 1983 г. добился поставки из Югославии девяти больших патрульных катеров типа РВ-90 водоизмещением 90 т, вооруженных 40-мм установками «Бофорс» и 22-мм автоматами «Эрликон». Это были самые современные катера в иракских ВМС, они активно использовались в северной части Персидского залива. Пять из них в ходе боевых действий были потеряны. Кроме того, Ирак заказал в Великобритании и получил шесть судов на воздушной подушке типа «Винчестер» SR.N6, построенных в 1981 г. Эти катера доставили морем в иорданский порт Акаба, а оттуда — наземным транспортом в Басру. Однако участие этих катеров в боевых действиях во время ирано-иракской войны не отмечено.
По данным ООН, с сентября 1980 г. до наступления перемирия (август 1988 г.) в зоне Персидского залива было атаковано и повреждено около 400 судов, суммарный тоннаж которых составил более 30 млн. брт.
К лету 1988 г. в боевых действиях между Ираном и Ираком сложилась патовая ситуация — на суше шла позиционная война практически вдоль довоенных границ. В такой ситуации в июле 1988 г. обе стороны согласились принять условия резолюции № 598 Совета Безопасности ООН о прекращении огня. На этом все боевые действия закончились.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Персия — Иран. Империя на Востоке"
Книги похожие на "Персия — Иран. Империя на Востоке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Персия — Иран. Империя на Востоке"
Отзывы читателей о книге "Персия — Иран. Империя на Востоке", комментарии и мнения людей о произведении.