Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейские пророки и библейские пророчества"
Описание и краткое содержание "Библейские пророки и библейские пророчества" читать бесплатно онлайн.
Содержащиеся в Библии пророчества во все времена привлекали внимание людей, на них веками спекулировала церковь в целях укрепления своего влияния. Что касается верующих, то часто в качестве самого убедительного доказательства существования бога они приводят «сбывшиеся» пророчества. Из книги кандидата исторических наук М. И. Рижского читатель узнает, кто такие библейские пророки и что представляют собой на самом деле их пророчества.
Рассчитана на преподавателей, студентов и всех, кого интересуют вопросы истории религии и атеизма.
Трудно сказать, какая доля правды была в этих слухах. Современник пожара Плиний и позднейшие римские историки Светоний и Дион Кассий[73] считают вину Нерона в этом пожаре вполне достоверным фактом. Во всяком случае, основания для этих слухов были. Нерон, сообщает Светоний, в детстве любил играть в пожар, а став императором, носился с планами перестройки Рима, мечтая присвоить новому городу название Нерополис.
Тот же Тацит сообщает, что Нерон после пожара предпринял некоторые меры, чтобы помочь погорельцам. В Рим было доставлено продовольствие, были возведены временные жилища. «Но щедроты принцепса… — пишет Тацит, — не могли пресечь бесчестившую его молву, что пожар был устроен по его приказанию». А Нерон был чрезвычайно заинтересован в своей популярности. «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами… И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же все эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона»[74].
Христианство возникло еще совсем недавно, каких-то четверть века тому назад, и, однако, ко времени Нерона оно уже получило значительное распространение. Христианские общины появились далеко за пределами Иудеи в городах Малой Азии, в Греции, в Италии и в самом Риме. Христиане в большинстве своем были выходцами из народных низов, и уже одно это выглядело подозрительным в глазах римских властей. Но своим поведением христиане еще больше усугубляли эти подозрения. Одним из проявлений благонадежности подданного Римской империи была обязанность хотя бы раз в году принести жертву в храме, в котором стояли статуи обожествленного императора и богини Ромы — олицетворения Рима. Христиане всячески старались уклониться от этого. Их религия никак не позволяла им поклоняться языческим богам и приносить жертвы. Они даже не желали присутствовать при языческих жертвоприношениях. Для многих их культ казался варварским изуверством, а сами христиане — злодеями, способными на всякие мерзости (1 Пет. 2:12, 15; 3:16; 2 Пет. 2:12)[75]. Объявленные Нероном гонения на христиан (фактически христиане были объявлены вне закона) перенеслись в провинцию. Повсюду христиане подвергались преследованиям, пыткам, мучениям. И многие из них шли на эти мучения, ради веры в Христа безропотно принимая смерть.
Но были, несомненно, среди христиан и такие, что готовы были отречься от Христа, лишь бы сохранить свою жизнь и имущество, и многие колебались. И вот в эти годы среди христиан греческих городов Малой Азии стало переходить из рук в руки недавно появившееся сочинение — книга, написанная на греческом языке и получившая впоследствии греческое название «Апокалипсис», что означает «Откровение», потому что оно начиналось словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре. И он показал, послав оное через ангела своего рабу своему Иоанну» (Откр. 1:1).
Иоанн, от имени которого написана Книга Откровения, возвещает своим единоверцам великую и утешительную весть: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (1:3). Нужно продержаться еще совсем немного, не отступиться от христовой веры, и скоро наступит конец всем страданиям и устоявшие получат великую награду. Эту тайну Иоанну, сообщалось в Откровении, поведал сам Иисус Христос через своего ангела, и тогда же было велено Иоанну от бога: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» (1:11). Иоанну в ряде «видений» было показано — ив этом состояло «откровение», — «чему надлежит быть вскоре», а именно: что скоро наступит конец света, но перед этим должно произоити много чудесного и страшного. Вот что было открыто Иоанну и вот чем он счел нужным поделиться со своими единоверцами.
Иоанн при этом поступил так же, как двумя веками до него автор Книги пророка Даниила, — он сочинил пророчество о конце света, но, в отличие от своего предшественника, он и не подумал приписывать свое сочинение какому-нибудь древнему мудрецу или пророку, а смело и откровенно выступил под своим собственным именем — Иоанн.
Иоанн сообщает о себе, что он находился на острове Патмосе (есть такой небольшой островок в Эгейском море), где он оказался «за слово божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1:9). Однажды в воскресный день Иоанн «был в духе» (обычное выражение для состояния экстаза), и вот перед ним разверзлось небо, и он увидел семь золотых светильников (это мистическое число 7, так же как его половина З 1/2, постоянно фигурирует у древних пророков. Автору Откровения оно особенно полюбилось и в дальнейшем еще не раз встретится в его книге) и посреди светильников — «подобного сыну человеческому». Далее следует фантастическое описание образа «сына человеческого» — Иисуса Христа: «Глава его и волосы — белы, как белая волна, как снег; и очи его, как пламень огненный; и ноги его подобны халколивану[76] как раскаленные в печи; и голос его, как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд, и из уст его выходил острый с обеих сторон меч; и лице его, как солнце, сияющее в силе своей» (1:13–16). Иоанн, увидев этого «подобного сыну человеческому», «пал как мертвый» к ногам его. Но тот успокоил Иоанна. «Не бойся; я есмь первый и последний, и живый; и был мертв; и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (1:17–19).
В 4-й и 5-й главах автор продолжает повествовать о своих видениях. Он снова «был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был сидящий». Из дальнейшего изложения выясняется, что «сидящий» на престоле был сам бог. А «посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят господь бог вседержитель, который был, есть и грядет».
Вокруг престола бога тоже на престолах сидели двадцать четыре старца. Перед престолом бога горели семь огненных светильников, которые «суть семь духов божиих». А в правой руке у бога была книга, «написанная внутри и отвне» и запечатанная семью печатями.
В приведенном описании этих видений Иоанна почти все детали заимствованы из Иезекииля (главы 1 и 10) и Даниила (7:3–9). Четыре чудесных животных, «исполненных очей спереди и сзади», в 4-й главе Откровения, конечно, с некоторыми изменениями, перекочевали туда из Книги Иезекииля, а шесть крыл у каждого животного — из Книги Исаии, как и славословие «свят, свят» (Ис. 6:3) и отнесенное к богу определение «я первый и я последний» (Ис. 44:6; 48:12). Автор Откровения только добавил к последнему выражению его греческий парафраз: «Я есмь альфа и омега» (первая и последняя буквы греческого алфавита) (1:8).
Между тем один из старцев, сидевших на престолах вокруг бога, сообщает Иоанну, что ныне «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». И тут Иоанн увидел, что к престолу подходит «агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов божиих, посланных во всю землю». Агнец — это излюбленный христианами образ Иисуса Христа, который считался притом потомком царя Давида; рог же у древних евреев считался символом могущества.
Итак, агнец-Христос берет из рук бога таинственную книгу судеб, и это символизирует воцарение Христа, который отныне принимает всю полноту власти. Двадцать четыре старца и четыре животных поют песнь в честь агнца: «Достоин ты взять книгу и снять с нее печати, ибо ты был заклан, и кровию своею искупил нас богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками богу нашему; и мы будем царствовать на земле». Эти же слова повторяют «тьмы тем» животных и ангелов и старцев, которые также оказались вокруг престола бога. Теперь агнец будет снимать семь печатей. Наступает великая драма конца света.
В 6-й главе книги Откровения Иоанна агнец снимает первую из семи печатей. Появляется белый конь и на нем всадник с луком в руке. По снятии второй печати выступает всадник теперь уже на рыжем коне с большим мечом в руке. Этому всаднику «дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга». Христос снимает третью печать, и выезжает всадник на вороном коне. Всадник держит в руке меру, и голос в небе ему повелевает: «Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий»[77]. Снимается четвертая печать — «и вот конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним». Этих коней четырех мастей Иоанн тоже не сам придумал, он вычитал про них из Книги пророка Захарии (Зах. 1:7—17; 6:1–5). И они там символизируют четыре духа небесных, «которые предстоят пред господом всей земли» (Зах. 6:5). У Иоанна — это провозвестники великих бедствий, которые предшествуют концу света и знаменуют близкое его наступление. Небесная трагедия рисуется в потрясающих картинах, которые на тех, кто читал книгу в 60-х гг. I в. н. э., должны были производить очень сильное впечатление, ибо они вполне соответствовали реальным бедствиям, поразившим Римскую империю в это десятилетие. Последние годы правления Нерона были годами бесконечных войн. Пылали восстания в Иудее и в Галлии, один за другим восстали против Нерона ряд римских наместников, претендуя на императорский престол. Голод неоднократно потрясал Рим. В 65 г. Италию поразила страшная чума. В Италии, Греции, Малой Азии, на всем восточном побережье Средиземного моря произошли разрушительные землетрясения. Всадник на бледном коне — смерть — пожинал обильный урожай.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейские пророки и библейские пророчества"
Книги похожие на "Библейские пророки и библейские пророчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества"
Отзывы читателей о книге "Библейские пророки и библейские пророчества", комментарии и мнения людей о произведении.