Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейские пророки и библейские пророчества"
Описание и краткое содержание "Библейские пророки и библейские пророчества" читать бесплатно онлайн.
Содержащиеся в Библии пророчества во все времена привлекали внимание людей, на них веками спекулировала церковь в целях укрепления своего влияния. Что касается верующих, то часто в качестве самого убедительного доказательства существования бога они приводят «сбывшиеся» пророчества. Из книги кандидата исторических наук М. И. Рижского читатель узнает, кто такие библейские пророки и что представляют собой на самом деле их пророчества.
Рассчитана на преподавателей, студентов и всех, кого интересуют вопросы истории религии и атеизма.
Итак, «вавилонская блудница» почти названа по имени, это Рим, который угнетал и развратил весь мир и рекою лил кровь христианских мучеников. А зверь — это Нерон, которого считают мертвым, но который, как думали тогда многие, и в том числе автор Откровения, вовсе не умер. В то время на острове Цитне в Эгейском море объявился самозванец Лженерон. Слух об этом широко распространился, и многие с ужасом ожидали его возвращения в Рим. Этого не произошло. Самозванец был схвачен и казнен наместником Малой Азии Кальпурнием Аспренатом. Погибший был по счету пятым императором Рима. Пять «пали», т. е. умерли. После смерти Нерона на короткое время (с 9 июня 68 г. по 15 января 69 г.) императором стал Гальба, шестой по счету. Это о нем, значит, написано «один есть». Седьмой, который «еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть», — это Отон, правивший с января по 16 апреля 69 г. Стало быть, «восьмой из числа семи», «зверь, который был и которого нет», — это Нерон, который на самом деле не умер, а где-то скрывается и вернется, но «в погибель». Ибо близится день кары господней над «вавилонской блудницей» — Римом и над «зверем» — Нероном.
Падение Рима, этого страшного врага христиан, вызывает великую радость на небе. Там звучат хоры небожителей, славящих могущество бога и возглашающих ему «аллилуйю».
И вот на небесной сцене снова появляется агнец, на этот раз в грозном и наводящем страх облике. Он облачен в одежду, обагренную кровью. Христос сам восседает на белом коне, и за ним следует небесное воинство, тоже на белых конях и в белых одеждах. Из уст Христа «исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным… На одежде и на бедре его написано имя: «Царь царей и господь господствующих» (19:11–16). Против него выступают «зверь» и подчиненные ему цари земные с их воинством. Но Христос побеждает. «Зверь» схвачен, и с ним лжепророк, и оба живые брошены в огненное озеро, горящее серой. А их войска убиты мечом, исходящим из уст Христа, и птицы уже питаются их трупами.
Расправой со «зверем» и лжепророком дело не кончается. Следует новое «видение». С неба спускается ангел, который держит в руках ключ от бездны и большую цепь. Ангел хватает дракона-сатану, заковывает его в цепи, бросает в бездну и накладывает на нее печать. Там дьявол должен находиться тысячу лет (20:1–3). Наступает тысячелетнее царство божье.
Но сначала должен произойти страшный суд. Иоанн видит «престолы и сидящих на них, которым дано было судить». Перед судьями предстают «души обезглавленных за свидетельство Иисуса». Они ожили и будут царствовать с Христом тысячу лет. Это первое воскресение, которое коснется только избранных.
В «видении» Иоанн узнает также, что произойдет в более отдаленном будущем, когда пройдет тысяча лет. Сатана будет освобожден из заключения и снова начнет творить зло. Он побудит «народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога»[79], и они осадят «город возлюбленный», т. е. Иерусалим. Но спадет огонь с неба и пожрет их. А дьявол вторично будет брошен в то же огненное озеро, где уже находятся зверь и лжепророк, и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (20:7—10).
Тогда состоится страшный суд уже для всех умерших во все времена, «малых и великих». На этот раз судить будет сам бог, сидящий на великом белом престоле. Перед Иоанном проходят картины будущего. Раскрываются книги судеб и книга жизни, и «судимы были мертвые по написанному в книгах». «Тогда море отдало мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (20:11–13). А те, которые не были записаны в книге жизни, были сброшены в огненное озеро. Они, таким образом, претерпели вторую смерть. Но в то же озеро были брошены также смерть и ад. Теперь уже не будет смерти. Зло побеждено. Наступает царство вечной жизни и вечного блаженства на новой земле и под новым небом, «ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (21:1) (новая земля и новое небо уже были в Книге пророка Исаии, 65:17; 66:22). С неба спущен новый Иерусалим. Ангел показывает Иоанну этот новый город (описание Нового Иерусалима — это подражание Иезекиилю (Иез. гл. 40, 42, 48), — стены его выложены из драгоценных камней. В них будет двенадцать ворот, каждые из которых одна огромная жемчужина и т. п., и на воротах написаны имена 12 колен израилевых. Далее следуют столь же фантастические описания священного города, в котором не будет нужды в светильниках, ибо не будет ночи. Через город будет протекать река жизни, на улицах будут расти чудесные деревья жизни, листья которых и плоды послужат «для исцеления народов». А войдут в этот город «только те, которые написаны у агнца в книге жизни», стало быть, которые остались верными Христу. В этом городе будут установлены престолы для бога и агнца, и «рабы его», т. е. христиане, которые населят этот новый Иерусалим, будут служить агнцу «и узрят лице его, и имя его будет на челах их» (22:3–4).
В заключение ангел от имени бога возвещает Иоанну: «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей… Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро и возмездие мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его».
Книга заканчивается страстным призывом автора: «Ей, гряди, господи Иисусе!»
Прощальные слова ангела: «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» были, в сущности, объяснением того, почему Иоанн выпустил эту книгу.
Нет сомнений, что книга производила сильное впечатление на читавших ее. Множество подробностей в ней, неясных для нынешнего читателя, для современников автора книги были вполне понятными. Им казалось, что все приметы подтверждают написанное в книге. На их памяти происходили землетрясения и затмения, нашествия саранчи и голодные годы, кровопролитные войны и междоусобицы.
Не только иудеи и христиане, но и язычники видели в этом знамения, предвещающие еще более великие бедствия. А иудеи и христиане прямо утверждали, что это знамения скорого наступления «дня Яхве», т. е. конца света и пришествия мессии (иудеи), второго пришествия Христа (христиане). При этом ссылались и на древние пророчества, например на описание «дня господня» у Иоиля (2:10–11), у Исаии и других пророков. А христиане приписывали подобные же пророчества Иисусу Христу. В евангелиях рассказывается, что когда ученики Христа стали допытываться у своего учителя: «…Скажи нам… какой признак твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им:…Услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя мое; и тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга…» (Мф. 24:3—10).
Все, казалось древним читателям книги Откровения, христианам — современникам ее автора, подтверждает истинность пророчества о близком наступлении второго пришествия Христа и дня страшного суда, когда им стократ воздастся за их страдания, за верность Христу, а их гонители будут обречены на самые страшные вечные муки в озере горящей серы. И кто знает, сколько христиан в эти годы шли на мученическую смерть с радостной надеждой на скорое воскресение. Книга Откровения, несомненно, сыграла немалую роль в судьбе новой религии.
Время создания Откровения Иоанна может быть определено достаточно точно. Автор говорит о шести римских императорах, из которых в момент написания книги правил шестой по счету, т. е. Гальба. Как уже было сказано, Гальба, пришедший к власти вскоре после смерти Нерона, 9 июня 68 г., удержался на престоле меньше года: 15 января 69 г. он был убит взбунтовавшейся преторианской гвардией, после чего императором на короткое время стал Отон (покончил жизнь самоубийством 16 апреля 69 г.). Значит, книга писалась в основном именно в эти месяцы.
Но кто был ее автором? Кто такой Иоанн?
Автор сам назвал себя: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово божие и за свидетельство Иисуса Христа». Церковь понимает это в том смысле, что автором был апостол Иоанн, любимейший ученик Иисуса, написавший четвертое евангелие и три вошедшие в канон Нового завета послания Иоанна.
Однако еще в древности христианский автор, ученый-филолог III в. Дионисий Александрийский показал, что все эти сочинения не могли быть написаны одним лицом. Слишком велико различие и в стиле, и в языке, и в идеях. Все они написаны на греческом языке, но язык Откровения не только ближе к позднему, вульгаризованному варианту греческого языка, так называемому «койнэ», но и содержит множество грамматических ошибок и гебраизмов, что существенно отличает его как от языка Евангелия от Иоанна, так и от посланий Иоанна, написанных несравненно более литературным и чистым греческим языком.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейские пророки и библейские пророчества"
Книги похожие на "Библейские пророки и библейские пророчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моисей Рижский - Библейские пророки и библейские пророчества"
Отзывы читателей о книге "Библейские пророки и библейские пророчества", комментарии и мнения людей о произведении.