» » » » Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II


Авторские права

Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Типография Р. Голике, год 1883. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II
Рейтинг:
Название:
Православно-догматическое богословие. Том II
Издательство:
Типография Р. Голике
Жанр:
Год:
1883
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"

Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.



ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛOBIE


МАКАРІЯ,

МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.


ТОМЪ II.


ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.


С.–ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Р. Голике, Невскій, 106.

1883.






§ 264.

б) Воскресевие мертвых и изменение живых.

В тот же последний день (Иоан. 6, 40, 44) и в то же самое время, как будет совершаться с небеси славное нисшествие Господа на землю, окруженного небожителями, Он послет пред собою ангелы своя с трубным гласом велиим (Матф. 24, 31), и мертвии услышат глас Сына Божия (Иоан. 5, 25): яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставишии… изменимся (1 Сол. 4,16. 17; 1 Кор. 15, 52).

I. Что воскресение мертвых действительно будет, —

1) Эта истина известна была еще в Церкви ветхозаветной (Деян. 23, 6; 24. 5). Посреди тяжких страданий праведный Иов утешал себя мыслию: вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити, кожу мою, терпящую сия (Иов. 19, 25). Благочестивые братья Маккавейские, вкусившие мученическую смерть от Антиоха, также утешали и подкрепляли себя словами: Царь міра, умерших нас своих ради законов, воскресит нас в воскресение живота вечнаго (2 Макк. 7, 9; снес. 11, 14). Иуда Маккавей послал во Иерусалим богатую жертву за грехи падших на брани своих единоверцев, предобре и благочестие творя, о воскресении помышляя (— 12, 43). Марфа, сестра Лазаря, когда Господь Иисус сказал ей воскреснет брат твой, отвечала: вем, яко воскреснет в воскрешение, и последний день (Иоан. 11, 23. 24).

2) Эту истину со всею ясностию засвидетельствовал и подтвердил сам Христос Спаситель, когда в ответ Марфе заметил: аз есмь воскресение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет (— 25), и еще прежде, когда пред всеми иудеями двукратно возвестил: аминь аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и потом: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5, 25. 28. 29).

3) Эту истину проповедывали св. Апостолы. Петр и Иоанн, вскоре по вступлении их на апостольскую проповедь, заключены были иудеями в темницу, за еже, как повествует св. Лука, учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых (Деян. 4, 2). Апостол Павел свидетельствовал о себе, что он упование имеет на Бога, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником (Деян. 24, 15; снес. 17, 18. 32; 23, 6). В другом месте тот же Апостол относит истину воскресения мертвых к коренным истинам Христиан–ства (Евр. 6, 2), а в третьем выражается еще сильнее, указывая на тесную связь еe с истиною воскресения Христова и со всею вообще проповедию Евангельскою: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть: и аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают. Аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша (1 Кор. 15, 12–17).

4) Эту истину всегда содержала и преподавала св. Церковь, как одну из главнейших, в самым своих символах [1957]; исповедывали св. мученики, идя на вольную смерть [1958]; защищали апологеты Христианства против язычников и еретиков [1959]; раскрывали пастыри и учители, нередко даже в нарочитых сочинениях [1960], называя ее истиною существенною в христианской вере и основною [1961].

II. Возможность воскресение мертвых также не должна подлежать сомнению.

1) Христос Спаситель указывал на эту возможность и словом и делом. Словом, когда саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых, сказал: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы, т. е. могущества Божия (Матф. 22, 29), и еще ближе, когда, изъясняя плоды таинства Евхаристии, засвидетельствовал: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нам. Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя, и той жив будет мене ради (Иоан. 6, 54–57). Делом, когда действительно воскрешал мертвых еще во дни служения своего на земле (Лук. 7, 14; 8, 49; Иоан. 11, 44), воскресил в минуты смерти своей, невидимою силою, телеса многих Святых во Иерусалиме (Матф. 27, 52. 53), ц наконец воскрес сам (1 Кор. 15, 20 и др.).

2) Апостолы, в объяснение той же возможности воскресения мертвых, указывали: а) на всемогущество Бога Отца: Бог и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою своею (1 Кор. 6, 14);

б) на отношение к нам Сына Божия: Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть… Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (— 16, 20. 22), иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его, по действу, еже возмогати ему и покорити себе всяческая (Фил. 3, 21); в) на отношение к нам Духа Святого животворящего: аще Дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим. 8, 11); г) на символы воскресения в природе: речет некто: како востанут мертвии; коим же телом приидут; безумне, ты еже сееши не оживет, аще, не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. 15, 35–38).

3) Св. Отцы и учители Церкви, побуждаемые возражениями язычников и еретиков, старались с особенною подробностию раскрывать возможность воскресения мертвых. Для этой цели:

а) Объясняли ту мысль, что в мiре вообще ничто не уничтожается и не исчезает, а все остается целым во власти и деснице Вседержителя [1962]; что наши тела теряют бытие чрез смерть только для нас, а не для Бога, который совершенно знает все, даже малейшие, частицы каждого умершего тела, хотя бы они рассеялись повсюду и соединились с другими телами, и всегда силен воссоединить эти частицы в прежний организм [1963].

б) Припоминали разные чудесные исцеления болезней, о которых повествуется в библии [1964], разные воскрешения мертвых [1965], и особенно воскресение самого Господа Иисуса [1966].

в) Обращались ко внешней природе и приискивали в ней образы и подобия воскресения, каковы: прозябение растений из семени, брошенного в землю и сгнившего [1967], ежегодное обновление природы [1968], обновление дня [1969], пробуждение от сна [1970] и под.

г) Говорили о силе и действенности Христианских таинств: крещения, в котором мы всецело, и душою и телом, возрождаемся для жизни вечной [1971]; миропомазания, в котором не только душа наша, но и тело запечатлеваются несокрушимою печатью Св. Духа, Господа животворящего [1972]; евхаристии, в которой как душа, так равно и тело наше, питаются животворящим телом и кровию самого Жизнодавца и приискренне соединяются с Ним [1973].

д) В частности, в ответ на то возражение, что воскресение мертвых для нас непостижимо, указывали на другие, не менее непостижимые для нас, предметы, каковы: рождение каждого человека [1974], первоначальное образование тела человеческого из персти земной [1975], сотворение міра из ничего [1976] и под.

ІII. На основании Слова Божия, вслед за св. Отцами Церкви, можем рассуждать о самой необходимости воскресения мертвых.

1) Слово Божие учит, что Сын Божий приходил на землю с целью спасти нас от греха и от всех следствий греха (Матф. 18, 11; Тит. 2, 14; Евр. 2, 14. 15), и что Он приобрел для нас своими заслугами даже более, нежели сколько потеряли мы во Адаме (Рим. 5, 15. 17). Но одно из гибельнейших следствий греха есть смерть; оброцы греха смерть (Рим. 6, 23); одна из величайших наших потерь во Адаме — потеря жизни даже по телу (Быт. 3, 17). Итак, по самому cуществу Христианства необходимо, чтобы, якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси некогда ожили (1 Кор. 15, 22), чтобы не только был побежден первый наш враг — диавол, но упразднился и последний враг — смерть (1 Кор. 15, 26). Иначе цель пришествия Христова на землю, цель всего Христианства не будет достигнута вполне: человек спасется не весь, враги его будут не все побеждены, во Христе мы получим менее, нежели сколько потеряли во Адаме.

2) Св. Отцы и учители Церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божия и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след., по справедливости должно участвовать и в еe вечных наградах или наказаниях [1977]. Премудрость: ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения; след., премудрость Божия не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не, соединилось с нею для составления полного человека [1978].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"

Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Макарий Булгаков

Макарий Булгаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"

Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.