Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
I. Действительность всеобщего суда непререкаемо засвидетельствована в тех же самых свидетельствах св. Писания и св. Предания, в которых засвидетельствована действительность второго пришествия Господа и воскресение мертвых: ибо одно с другим связано неразрывно. Так —
1) Христос Спаситель ясно учил: Отец не судит никомуже, но весь суд даде Сынови… Область даде ему и суд творити, яко Сын человечь есть, не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5, 22. 27–29). И в другое время: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Матф. 16, 27; снес. 7, 21–23; 11, 22. 24; 12, 35. 41. 42; 13, 37–43; 19, 28–30; 24, 30; 25, 31–46).
2) Св. Апостолы проповедывали не с меньшею ясностию: (Бог) уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предъустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых (Деян. 17, 31). Се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их (Иуд. 14. 15). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор, 5, 10; снес. Рим. 2, 5–7; 14, 10; 1 Кор. 4, 5; Еф. 6, 8; Кол. 3, 24. 25; 2 Сол. 1, 6–10; 2 Тим. 4, 1; Апок. 20, 11–15).
3) Св. Церковь всегда содержала и исповедывала эту истину, как одну из главнейших. В символе так–называемом Апостольском говорится: «(верую во Христ а) вознесшегося на небеса, откуда приидет Он судить живых и мертвых»; в символе Никеоцареградском: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым»; в символе Афанасиевом: «приидет судити живых и мертвых, егоже пришествием вси человецы воскреснут с телесы своими, и воздадут о своих делех ответ». То же повторяют в своих писаниях св. Отцы и учители Церкви; Поликарп [2001], Иустин [2002], Тертуллиан [2003], Киприан [2004], Кирилл иерусалимский [2005], Иоанн Златоуст [2006] и другие [2007].
II. Образ всеобщего суда, начертанный в Слове Божием, представляет нам:
1) Судию, седящего на престоле славы: егда приидет Сын человеческий в славе своей, и вси святии Ангели с ним: тогда сядет на престоле славы своея (Матф. 25, 31).
2) Исполнителей воли Его и как бы соучастников в суде. Исполнителями воли Его будут Ангелы: и послет Ангелы своя с трубным гласом велиим, и соберут избранные его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Матф. 24, 31), и соберут от царствия его вся соблазны, и творящих беззаконие (— 13, 41), и отлучат злые от среды праведных (— 49). Соучастииками в суде будут Святые, по крайней мере, совершеннейшие из Святых, каковы св. Апостолы: аминь глаголю вам, сказал Христос ученикам своим, яко вы шедшие по мне. в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Матф. 19. 28). Не весте ли, вопрошал св. Павел Коринфян, яко святии мірови имут судити (1 Кор. 6, 2) [2008].
3) Подсудимых. На суд предстанут; а) все люди, живые и мертвые: и соберутся пред ним вси языцы (Матф. 25, 32), — пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении его и царствии его (2 Тим. 4,1): яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым (Деян. 10, 42); б) праведные и злые: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10; снес. Иоан. 5, 29; Рим. 2, 6. 7) [2009]; в) не только все люди, но и падшие духи, которых, по свидетельству Апостола, Бог не пощаде, но пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти (2 Петр. 2, 4; снес. Иуд. 6).
4) Предмет суда. Предметом суда будут — а) не только дела человеческие: так как Господь воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2, 6; снес. 2 Кор. 5, 10; Иуд. 15) [2010]; б) но и слова: глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нам слово в день судный (Матф. 12, 36); в) и самые сокровенные помышления: ибо приидет Господь, иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога (1 Кор. 4, 5; снес. Апок. 2, 23) [2011].
5) Разлучение праведных от грешных. И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю (Матф. 25, 32. 33).
6) Произнесение Судиею приговора тем и другим. Тогда речет царь сущим одесную его: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25, 34). … Тогда речет и сущим ошуюю его: идите от мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (— 41).
Св. Отцы и учители Церкви признавали это изображение всеобщего суда несомненно истинным, и оставили на него свои толкования [2012]; но нередко замечали, что оно не должно быть понимаемо во всех своих подробностях буквально и человекообразно. «Писание, говорит св. Василий великий, представляет сие олицетворенно, не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы, или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость, и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою–то несказанною силою, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: ныне объидоша их совети их; противу лицу ми быша (Осии, 7, 1). И книги, упоминаемые у Даниила (— 7, 10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергается наказанию» [2013]. «Не должно думать, что пришествие Господа будет местное и плотское, но надобно ожидать Его во славе отчей вдруг в целой вселенной» [2014]. «Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию и следствия Божия суда, неизреченною силою, во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собою, и во владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы соделанного им» [2015].
III. По представленному изображению суда, имеющего быть при кончине міра, можно заключать и о свойствах этого суда. Он, очевидно, будет —
1) Всеобщий: потому что будет простираться на всех людей, живых и мертвых, добрых и злых, на самих даже ангелов падших: тогда имать Господь судити вселенней (Деян. 17, 31) [2016].
2) Торжественный и открытый: потому что Судия явится во всей славе своей со всеми святыми Ангелами, и произведет суд пред лицем целого міра, небесного, земного и преисподнего [2017].
3) Строгий и страшный: потому что совершится по всей правде Божией, и только одной правде; то будет день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5) [2018].
4) Решительный и последний: потому что неизменно определит на всю вечность участь каждого из подсудимых (Матф. 25, 46).
§ 266.
Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина міра.
В тот же последний день, в который совершится последний суд Божий над всем міром, последует и кончина міра.
I. В св. Писании ясно показаны: а) действительность или достоверность этого будущего события; б) его сущность и образ, и в) тесная связь со всеобщим судом.
1) Действительность. Что существующий мір будет иметь конец, это — а) предсказал еще в ветхом завете Псалмопевец, взывая к Богу: в началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса; та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я (Пс. 101, 26. 27); б) засвидетельствовал в новом завете сам Христос Спаситель, когда говорил: небо и земля мимоидет (Матф. 24, 35; снес. 5, 18), и дал обетование ученикам своим: се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). Что конец міра последует именно в тот день, в который совершится и всеобщий суд, это видно: а) из слов Спасителя в притче о семени: жатва кончина века есть, а жатели Ангели суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего…, изыдут Ангели, и отлучат злые от среды праведных (Матф. 13, 39. 40. 49; снес. 24, 29); б) из слов св. апостола Петра: нынешняя небеса и земля темже словом сокровенна суть, огню блюдома из день суда и погибели нечестивых человек (2 Петр. 3, 7).
1) Сущность и образ. Кончина міра будет состоять не в том, будто он совершенно разрушится и уничтожится, а в том, что он только изменится и обновится посредством огня. Та погибнут, сказал Псалмопевец о нынешнем небе и земле; но далее объяснил свою мысль: яко риза обетшают и изменятся (Пс. 101, 26. 27). И св. Петр, сказав, что нынешние небеса и земля огню блюдутся на день суда, продолжает: приидет же день Господен, яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и, яже на ней, дела сгорят; и еще: егоже ради небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются (2 Петр. 3, 10. 12); — но непосредственно затем присовокупляет: нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем, в нихже правда живет (— 13). Св. Иоанн Богослов, действительно, и видел в откровении небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша (Апок. 21, 1).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.