Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
5. Невыразимо сладостно будет блаженство праведников на небеси: они внидут в радость Господа своего, и этой радости никтоже возмет от них во веки веков. Для такого ли высочайшего и нескончаемого блаженства не отвергнуться от міра и всех дел его, не посвятить себя всецело на служение Богу, не решиться на все подвиги и труды, какие предписывает нам св. вера?
О, если бы мы чаще и внимательнее размышляли о том великом дне (Деян. 2, 20), — дне гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2, 5), которым окончится некогда все домостроительство нашего спасения! Если бы живее и раздельнее представляли те бесконечные блага, которые уготованы праведникам на небеси, и те вечные мучения, которые ожидают грешников во аде! Сколько побуждений мы находили бы для себя удерживаться от грехов и подвизаться во благочестии!
Даруй же нам, Господи, всем всегда живую и неумолкающую память Твоего будущего, славного пришествия, Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного мздовоздаяния праведникам и грешникам, — да, при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит. 2, 12), и таким образом достигнем, наконец, и вечно блаженной жизни на небеси, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков.
Примечания
1
Например: Единому премудрому Богу и Спасу нашему, Иисусом Христом Господем нашим, слава и величие, держава и власть прежде всего века, и ныне, и вo вся веки (Иуд. 25). Павел посланник Иисус Христов, по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего (1 Тим. 1, 1). Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (— 2, 3. 4). Егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но no своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Еюже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3, 4–6). И в книгах церковных: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли…; милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Св. Духу…» (возглас. на Литии). Или: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Св. Духу…» (возглас. по 6–й песни канона).
2
Например: Отец посла Сына Спасителя мiру (1 Иоан. 4, 14). Благодать, милость, мир от Бога Отца, и Господа Иисуса Христа, Спаса нашего (Тит. 1, 4; снес. 2, 13; 3, 6). А так же: «Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего…» (Служебн. л. 128 на обор. М. 1817). «Господи Боже, всех Творче и Владыко…, не презревый человека…,но спасительным вочеловечением единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога Спаса нашего И. Христа сего паки взыскавый и спасый и к себе возведый…» (Требн. л. 247, М. 1836).
3
См. выше § 90: о следствиях падения наших прародителей.
4
«Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивительной жертвы. Как же возможет сделать это за другого? А что же бы мог он приобрести в сам веке, столько стоящее, чтобы оно служило достаточным заменом за душу, по природе драгоценную, потому что она создана по образу Творца своего?… Брат не может искупить брата своего, и каждый человек — сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника: потому что и сам повинен греху» (св. Васил. вел. Бесед. на Пс. 48, в Тв. св. Отц. V, 358. 359 и след.).
5
Правосл. Испов. кафол. и Ап. Церкви восточн. ч. 1, отв. на вопр. 20; Васил. вел. о Св. Духе гл. 16, в Тв. св. Отц. VII, 289–290; Григор. богосл. слов. на Пятидесятн., там же VΙ, 16; Кирилл. иерус. оглас. поуч. XVII, п. 2, стр. 373; Иоанн. Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. II, гл. 3, стр. 56.
6
«Надлежало быть одному из двух, говорит св. Прокл константинопольский, — или всем, вследствие приговора, подвергнуться смерти, потому что все согрешили; или принести, взамен, такую цену, за которую всякое осуждение было бы отменено. Но человек не мог спасти себя: потому что он–то и подлежал долгу за грех. Не мог спасти рода человеческого и Ангел: потому что был недостаточен к такой цене (ήπόρει γάρ τοιούτου λύτρου). Итак надлежало, чтобы безгрешный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» (In laud. S. Virg. Orat. 1).
7
«Какая тварь могла быть воссоединена с Творцом чрез тварь же? Или какая помощь могла быть оказана подобным от подобных, которые сами нуждаются в той же помощи? И след. как Слово, если бы оно было творение, могло бы разрешить приговор Божий и отпустить грех, когда это принадлежит собственно Богу, по слову Пророка: кто Бог, якоже ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия (Мих. 7, 18)?… Как же могло случиться, чтобы твари освободили нас от грехов?» (Св. Афанас. вел. contr. Arian. orat. 11, n. 67). См. также далее примеч. 34 и самый текст, к которому оно относится.
8
«Никакая часть творения не могла послужить спасению творения, когда и сама нуждалась в спасении» (св. Афанас. contr. Arian. Orat. 11, n. 69). «После того, как чрез преступление люди подверглись порче природы и лишились благодати, чему другому надлежало быть, или кто потребен был для восстановления их, как не Бог–Слово, создавший в начале все из ничего?» (De incarnat. Verbi Dei n. 7).
9
См. выше — § 93: о следствиях прародительского греха в нас.
10
Бесед. XLVI.
11
Точн. Изл. прав. веры кн. III, гл. 1, стр. 136–137.
12
«Сын Божий благоволит стать и именоваться и сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо Он человеколюбив), чтобы невместимому соделаться вместимым… Для сего соединяется несоединяемое: не только Бог с рождением во времени, ум с плотию, довременное с временем, неочертимое с мерою, но и рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное с страданием, бессмертное с тленным» (слов. на св. светы явл. Господь., в Тв. св. Отц. IIІ, 263).
13
Ужели таковыя попечения о нас (Божии) приводят наше помышление к чему либо низкому? Или, напротив того, производят в нас удивление к великому могуществу и вместе к человеколюбию Спасающего, потому что Он и благоволил спострадати немощем нашим, и возмог снизойти до самой нашей немощи? Ибо превосходство крепости доказывают не столько небо, и земля, и обширность морей, и животные, живущие в водах и на суше, и растения, в звезды, и воздух, и времена года, и разнообразное украшение вселенной, сколько то, что невместимый Бог мог чрез плоть бесстрастно вступить в борьбу с смертию, чтобы собственным своим страданием даровать им бесстрастие» (о Св. Духе гл. 8, в Тв. св. Отц. VII, 257).
14
«Что естество всамощное могло снизойти до слабости человеческой природы, — это более показывает силу Божию, нежели многочисленные и изумительные чудеса, ибо творить что либо великое и превосходное как бы естественно всемогуществу Божию. Нисшествие же к тому, что презренно и уничиженно, есть некоторый преизбыток всемогущества, не находящего себе никаких преград даже в сверхъестественном» (Catech. сар. 24).
15
Tertull. contr. Marcion. 11, с. 3; Augustin. de civit. Dei X, c. 29; Leo M. de Nat. Serm. 1, et de Pass. Serm. III.
16
Contr. Arian. Orat. II, n. 68. И вслед за тем св. Отец развивает мысль, что, если бы Бог, по могуществу своему, одним словом разрешил клятву и простил людям грехи, то это, конечно, показало бы могущество Его, не было бы вредно людям. Они из этого научились бы грешить и вскоре пали бы снова: тогда опять надлежало бы их прощать, и не было бы конца таким прощениям, — а люди все становились бы хуже и хуже. Всегда согрешая, они всегда имели бы нужду в прощении, и никогда не были бы освобождены от грехов и их пагубных следствий.
17
Слов. 19, в Тв. св. Отц. II, 158. Св. Григорий нисский также утверждает, что Бог мог бы спасти нас одним своим изволением и словом (Orat. Саtech. сар. XV).
18
De Trinit. XIII, с. 13. В другом месте он же говорит: sunt stulti, qui dicunt: non poterat aliter Sapientia Dei homines liberare, nisi susciperet hominem, et nasceretur ex foemina, et a peccatoribus omnia illa pateretur?… Quibus dicimus: poterat omnino; sed si aliter faceret, similiter vestrae stultitiae displiceret (De agon. Christian. cap. 11).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.