Василий Сергеев - Янычары

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Янычары"
Описание и краткое содержание "Янычары" читать бесплатно онлайн.
С глубокой древности Балканы, Кавказ и многие другие регионы мира являются зоной контакта христианской и мусульманской культур, – контакта, складывавшегося на субстрате древних, доисламских и дохристианских культов. В одни исторические этохи он был мирным, в иные – переходил в вооруженный конфликт. Каждое прикосновение к этой зоне сегодня выглядит, как разматывание пропитанных засохшей кровью бинтов на незаживающей ране, и может быть болезненно воспринято как одной, так и другой сторонами. Но во имя мирного разрешения геополитических, этнических, конфессиональных и многих других спорных вопросов кто-то должен начать этот диалог...
Начало XIV тысячелетия нашей эры. Османской империи еще нет. Второй султан династии – Орхан ибн Осман – только начал собирать ее из разрозненных бейликов. Его вазир – Чандарлы Хайр уд-Дин формирует «новое войско» – корпус янычар. В центре внимания книги – судьба одного из янычар, Абдаллаха ал-Хаддада...
Хазарский хакан принял ислам. Он перенес свою столицу в устье Волги; здесь она называлась сначала Хамлидж (Хамлых ), затем – Итиль...
Дешт-и-Кыпчак
– Эти войны шли столетие за столетием; нужно ли перечислять все сражения и битвы, можно ли – и как – измерить кровь, пролитую обеими сторонами?
– Зачем ты это мне говоришь?
– Чтобы ты понял: лобовой атакой войну выиграть нельзя. Никак и никогда. Даже если атака длится столетия.
– Но зачем тогда вообще нужна была эта война? На сотни лет пресеклась торговля, вместо домов строились крепости, вместо плугов ковались мечи...
– Не хазары ее начали! Но смотри: отразив все набеги с юга, они, ослабленные ими, не выдержали вторжения с востока... И сейчас вот уж скоро сто лет, как на наших землях хозяйничают монголы!
– Разве Хазарию разгромили не русы Свят-уд-Слава за два с половиной века до монголов?
– Поистине, Семендер был так разорен воинами Свят-уд-Слава, что «в любом из садов и виноградников не осталось на милостыню для бедных... не стало ни винограда, ни изюма»... Но это был всего лишь налет – не завоевание. Хазария осталась, как самоуправляющиеся территории на Тереке, Сулаке, Кубани и в Крыму; остались и контролировавшие торговлю с Закавказьем и Византией хазарские крепости. Произошел передел «хазарского наследства»: Алания присоединила Терско-Кумские степи и Черные Земли, на берегах Черного моря создали свои государства зихи и касоги. Иудаизм на Итиле исчез, уступив место исламу; впрочем, он остался в горах Кавказа и Крыма. Сократилась торговля, что погубило многие торговые эмпории в IV веке хиджры... Но земли эти продолжали цвести: на западном берегу Каспия усилился эмир Дербента.
И вот «...в год барана благословенный взгляд [каана Угэдэя] остановился на том, чтобы из царевичей Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан сообща с другими царевичами и многочисленным войском отправились в область кипчаков, русских, будар, маджар, башгирд, асов, Судак и те края для завоевания таковых; и они занялись приготовлением [к этому походу]». Преемник Чингисхана, его третий сын, великий хан Угэдэй, подтвердил решение курултая 1235 г.: довести борьбу с половцами до конца, «обратить победоносный меч на голову вождей русских и ясских за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления». Исполнителем решения должен был стать Бату-хан, улус которого находился в непосредственной близости от названных земель. Его войска были укреплены туменами 14 ханов-чингизидов. Весною бечин-иле , а по нашему в месяце джумади II 633 г. хиджры монголы выступили в поход...
***
...Весной 1237 г. монгольское войско разбило половцев и аланов на правобережье Нижней Волги. В дельте Волги погиб «храбрейший» из половецких вождей – Бачман , а войска хана Котяна отступили на Донской рубеж. Летом 1238 г. Бату-хан, вернувшись из Руси, соединился с южной армией, разгромив половецкие орды в устье Волги.
«В ногай-иле (год собаки) 635 г. хиджры Менгу-каан и Кадан пошли походом на черкесов и зимою убили государя тамошнего по имени Тукара. Шибан, Бучек и Бури отправились походом в страну Мерим из племени чинчакан, и взяли Таткару. Беркэ отправился в поход на кипчаков и взял [в плен] Арджумака, Куранбаса и Капарана, военачальников Беркути».
Оставшиеся в живых половцы хана Котяна отдались под покровительство венгерского короля. Бэла IV предоставил 40 тысячам кыпчаков для расселения территории между Дунаем и Тиссой, в долинах р. Темеш, Марош и Кереш. Впрочем, венгерские магнаты вскоре убили хана (в г. Пеште). Узнав об этом, часть половцев ушла на Балканы и далее, в Никею, где поступили на службу к императору Иоанну III Ватацу. Другая часть половцев, принявших католичество (таково было условие Бэлы), пополнила ряды мелкого венгерского дворянства.
После кыпчаков и зихов пришел черед алан. В кака-иле, то есть год свиньи, 636 г. хиджры , «Гуюк-хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас и зимой, после осады, продолжавшейся 1 месяц и 15 дней, взяли его».
Одновременно экспедиционный корпус Букдая, пошедший путем, проторенным для монголов Субудаем и Джэбэ, захватил территории нынешнего Азербайджана. Весной 1239 г., «назначив войско для похода, они поручили его Букдаю и послали его к Темир-Кахалка с тем, чтобы он занял и область Авир» . По утверждению Гильома Рубрука, «...татары разрушили верхушки башен и бойницы стен Дербента, сравняв башни со стеною»; это его утверждение не соответствует действительности.
Захватив Дербентский проход, монголы предпринимают ряд экспедиций в глубь горных ущелий. Одна из них началась осенью 1239 г., когда «между эмирами Гумика и султанами Хайдака разбилось зеркало согласия». По перевальной дороге, ведущей к верховьям р. Казикумухское Койсу, монголы вторглись в Лакз, а в начале апреля 1240 г. взяли Гумик. Возможно, о продолжении этого похода сообщает грузинская хроника «Картлис Цховреба»: «предводитель монголов Ала Тимур по Белоканской дороге вступил в Гундзети , царь гундзов преградил ему путь, но монголы победили, прошли гундзскую страну и пришли к монгольскому хакану». Событие точно не датировано, есть лишь указание, что это случилось «при [грузинском] царе Давиде» (1223-1269 гг.).
Горы стали оплотом и прибежищем для алан. Плано Карпнни замечает, что на Северном Кавказе есть земли, «доселе еще не подчиненные им [монголам]» отмечает длившуюся 12 лет оборону аланами Дарьяла. Гильом Рубрук указывает, что к 1254 г. в горных ущельях еще оставались очаги сопротивления монголам: «аланы на этих горах все еще не покорены». Сохранилась и аланская епархия с центром в Нижнеархызском городище. Среди непокоренных народов он отмечает также адыгов, зикхов , черкесов и лесгов: «некие сарацины, именуемые лесгами, равным образом не подчинены татарам». Однако «Гуюк-хан и Менгу-каан осенью кулкуна-иль, года мыши , по приказанию каана, вернулись, и в год быка, 638 г. расположились в своих ордах». Высокогорье не слишком интересовало монголов; разбираться с непокорными, ушедшими туда, они предоставили их единоплеменникам, жившим на плоскости...
Арктания
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля!
Ф.Тютчев– Так монголы выкинули нас из нашей земли сюда, за море, взяв за шкирку, как котят. Сюда, где и так тесно. Как нам вернуться домой? Туда, где остались наши земли. Наши степи. Наши реки... Я уже показывал тебе, как бессмыслен «лобовой штурм». Но как же тогда?
– Это – «развивающий вопрос»?
– Считай, что да!
– А сроки?
– Думай, пока не придумаешь...
– Учитель, но ведь и авары, то есть савиры, тоже пришли в те края, правда, намного раньше монголов, но все же...
– Многие так думают, но это неправильно!
Смотри: с глубокой древности тюрки поклоняются «турк ыдук Йер-Су», («Священная тюркская Земля-Вода»). На Алтае говорят «Гери-су», у хакасов – Шерсуг, в Семиречье – Жер-Суу, но все это одно и то же, священный брак Земли и Воды, в котором был порожден мир, важнейшее, наряду с Тенгри и его катун Хумай, божество счастья и плодородия, которому мы, тюрки, поклонялись до ислама, пребывая в джахилийе. Сейчас Хумай стала у нас сказочной птицей, приносящей счастье, но Йер-Су иногда отождествляется с ней: тамга, соответствующую этому понятию, похожа на контур трехглавой горной вершины, и ее можно увидеть в царской тиаре Хумай – венце с тремя зубцами-лепестками. Местопребыванием Хумай считалась «трехрогая» гора Белуха на Алтае, а здесь, на Кавказе – Беш-Даг; у этой горы хоть и пять вершин, но с любого места степи их видно только три...
Ну, а теперь переставь корни в слове йер-су!
– Суб-йер, – произнес Абдаллах, ничего еще не понимая.
Али молча глядел на него.
– Ты ничего не слышишь? – наконец спросил он.
– А что я должен услышать?
– Да то, что суб-йер – это и есть субер, савир, а иногда просто йер, земные – это имя нашего племени! – с неожиданным раздражением, которого Абдаллах никогда доселе не замечал в нем, воскликнул Али. Абдаллах догадался, что причиной раздражения было то, что мысль эта была слишком дорога ему, – и не упрекнул в душе своего учителя.
– Как? – не понял Абдаллах. В его голове мгновенно пронеслось то, что рассказывал ему Старик о йерах, йериях, ариях, Земных, но ведь он думал тогда, что речь идет о каких-то богах глубокой древности. Старик говорил о греках и индусах, франках и персах, даже арабах, разошедшихся по всему миру из какого-то священного центра, но Абдаллаху и в голову не приходило, что речь может вот так конкретно идти о сегодняшнем дне... И что место, где находился этот священный центр, может быть точно определено: вот эта гора, вот эта река...
– Как? – повторил за ним Али. – А вот так. Сейчас я попробую рассказать все по порядку.
Слово суб-йер известно не менее трех тысяч лет! Наши мудрецы установили, что в глубочайшей древности, когда йерриты (хурриты) ворвались с севера, из-за Кавказских гор, в Междуречье и создали там государство Митанни , «...шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту» . Может быть, само слово Шумер восходит к «суб-йер» ...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Янычары"
Книги похожие на "Янычары" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Сергеев - Янычары"
Отзывы читателей о книге "Янычары", комментарии и мнения людей о произведении.