Наталья Ковалева - Елена Рерих. Путь к Посвящению
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Елена Рерих. Путь к Посвящению"
Описание и краткое содержание "Елена Рерих. Путь к Посвящению" читать бесплатно онлайн.
Эта книга представляет собой документальное исследование самого малоизученного периода жизни Е.И. Рерих – первой половине ее жизни, времени начала сотрудничества Рерихов с Адептами Шамбалы. Особое внимание уделено в этой книге процессу психодуховного самосовершенствования, пройденного Еленой Рерих под руководством Учителя М., развитию свойственных ей ясновидения, яснослышания и других высших способностей, а также многочисленным феноменальным явлениям, сопровождавшим общение Рерихов с их духовными Учителями.
Было очевидно, что период невольного отшельничества Рерихов подходил к концу. Это было связано не столько с тем, что здоровье Николая Константиновича наконец окрепло и он мог вернуться к своей прежней активной деятельности, сколько с внешними, политическими обстоятельствами. В 1918 году началась Гражданская война, и в мае этого же года граница между Россией и Финляндией была закрыта. Сердоболь оказался отрезанным от Питера финским фронтом и окончательно превратился в Сортавалу. Вернуться в Петроград можно было только после стабилизации политического положения, а когда она наступит, никому не было ведомо. Рерихов беспокоила и еще одна проблема. Повинуясь таинственному Зову своего Наставника и своим давним стремлениям, они мечтали о поездке в Индию. Но Индия в то время была колонией Великобритании, англичане же, всегда и везде опасавшиеся политических противников и шпионов, весьма прохладно относились к желанию граждан России посещать их восточные владения. Рерихи небезосновательно полагали, что если они захотят посетить Индию после возвращения на родину, теперь уже в Советскую Россию, то, как советских подданных, их вообще не пустят в Индию. Оставалось лишь одно – посетить Индию до возвращения в Петербург. Кратчайший же путь в Индию был через Англию – только в Лондоне Рерихи могли получить разрешение на посещение этой страны. Но в 1918 году у художника просто не было средств на поездку в Лондон. Их еще предстояло найти.
Тем временем обстоятельства неуклонно усложнялись. Становилось ясно, что из Сортавалы надо было уезжать: финские власти весьма неодобрительно относились к русским, осевшим в приграничной полосе, и выселяли всех, у кого не было постоянной работы и собственного жилья.
В 1918 году Рерихи оставляют Сортавалу и переезжают на время в Выборг. Выборгский период жизни Рерихов был, вероятно, одним из самых трудных в их жизни по неопределенности и безденежью. Об этом времени кратко написал в своем очерке Вс. Иванов, почитатель таланта Рериха и один из его биографов: «В Выборге 1918 года наш художник один. Без денег. Без друзей» [197] .
К счастью, в этом же 1918 году Николай Константинович получил предложение из Швеции заняться судьбой картин «русского отдела» Балтийской выставки [198] 1914 года, после которой в Швеции остались картины русских художников. Война смешала все планы устроителей выставки; они боялись за судьбу картин – отправлять их домой в Россию сушей, через Финляндию, было проблематично; морем – опасно, т. к. ценный груз могли перехватить или потопить немцы. Решили ждать окончания войны, а пока, чтобы прояснить судьбу этих картин, профессор Оскар Бьорк пригласил Николая Константиновича посетить Стокгольм. Рерих воспользовался этим обстоятельством и договорился об организации в Стокгольме своей выставки. К тридцати своим картинам, остававшимся после Балтийской выставки в Швеции с 1914 года, Рерих добавил полотна, созданные им в последние годы в Карелии. Выставка открылась в ноябре 1918 года и имела ошеломляющий успех. Многие картины художника были куплены музеями и владельцами частных коллекций. Имя Рериха замелькало на страницах европейских газет. Этот успех открыл Рериху двери выставочных залов и в других городах. Судьба благоприятствовала ему – о его выставке узнал находившийся в Стокгольме Сергей Дягилев, который предложил ему принять участие в постановке оперы «Князь Игорь» не где-нибудь, а в Лондоне! Дягилев работал в то время с известным английским театральным постановщиком Вичамом. По его рекомендации Вичам выразил готовность передать Рериху всю художественную работу по постановке оперы, а также заказать художнику декорации и для других русских спектаклей. Желанная цель была как никогда близка! Однако в Англии Рерихи оказались не сразу. Для переезда всей семьи в Лондон требовались средства, и с этой целью Николай Константинович организовал свою выставку в Гельсингфорсе (или, по-современному, Хельсинки); она прошла с большим успехом.
После этого художник поспешил в Выборг, где оставались Елена Ивановна и мальчики. Наконец в конце марта 1919 года Рерихи покинули Финляндию и направились в Лондон, по пути посетив Копенгаген, где также успешно прошла его выставка.
Летом 1919 года они достигли берегов Британии.Часть вторая. Путь Озарения (Лондон – Нью-Йорк, 1919–1920)
Глава 9. Лондон. 1919–1920
Дом на Квинсгэттерас
В Лондоне Рерихи поселяются в доме № 25 на Квинсгэттерас (Gueens Gathe Terrace) в Кенингстоне – районе, расположенном рядом с Гайд-парком. В этом парке когда-то Елена Петровна Блаватская впервые встретила своего таинственного Учителя, Махатму М., на земном плане, как реального человека…
Позднее в одной из своих статей Н.К. Рерих вспоминал о лондонском периоде жизни: «Из Лондона пишут, что ходят посмотреть на дом Квинс Гэт Террас, 25.
Особенный дом. Много кто туда приходил. Рабиндранат Тагор приходил. Добрые были беседы. Приходили Чаттерджи, Калидас Наг… Приходили Харше, Гордон Боттомлей, Уэллс, Брэнгвин, Хагберг Райт, Дягилев, леди Дин Поль, хорошие сербы… многие были» [199] .
Жизнь Рерихов в Лондоне, как, впрочем, везде и всегда, была насыщена разнообразной деятельностью. Николай Константинович создавал декорации и эскизы костюмов для оперных спектаклей в Ковент-Гарден. В частности, он занимался художественным оформлением опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Садко». Сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, в Лондоне продолжили свое обучение.
Юрий, с гимназических лет интересующийся Востоком, решил связать свою жизнь с востоковедением и поступил на индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, где начал изучать санскрит и иранский язык под руководством известного востоковеда Д. Росса. Он закончил два курса университета до отъезда семьи Рерихов из Англии в США.
Святослав обучался на подготовительном отделении Лондонского университета и помимо этого брал частные уроки, намереваясь поступать на архитектурное отделение Королевской Академии искусств. Помимо этого юноша еще самостоятельно занимался живописью и скульптурой, а также помогал Николаю Константиновичу в создании эскизов костюмов и декораций к оперным спектаклям. Елена Ивановна, как всегда, заботилась обо всей семье, помогала в работе мужу и, конечно, много читала.
Проходящие с неизменным успехом выставки и работа в театре вместе с Дягилевым сделали Рериха известным в Англии. Николай Константинович общался со многими выдающимися культурными деятелями Британии тех лет; среди его добрых знакомых были Герберт Уэллс, Джон Голсуорси и другие.
В 1920 году Рерихов посетил в их доме на Квинсгэттерас приехавший в Англию Рабиндранат Тагор. Встреча с ним произвела на всю семью Рерихов большое впечатление. «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской на Квинсгэттерас в Лондоне в 1920 году, – писал Рерих в одной из своих работ. – Тагор услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия панно “Сны Востока”. Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца» [200] .
Николай Константинович встречался с Тагором не однажды. Он рассказал индийскому поэту о своей мечте побывать в Индии. Тагор поддержал желание Николая Константиновича, пригласил его к себе в гости. Впоследствии в своих интервью американской прессе Тагор не раз восхищенно отзывался об искусстве Рериха. С 1921 года публикации о Рерихе стали появляться и в индийской печати – скорее всего, не без участия Тагора.
В 1919 году Николай Константинович познакомился со своим будущим секретарем, Владимиром Анатольевичем Шибаевым. Рерих встретился с ним в одном из издательств, куда обратился в поисках человека, владеющего машинописью. Шибаев оказался единомышленником Рерихов; он был членом Теософского общества, известным в кругах английских теософов. Благодаря ему Рерихи узнали немало нового о духовных Учителях Востока, которыми так интересовались, и о теософском движении.
О своем знакомстве с Рерихами В. Шибаев впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Н.К. зашел в издательство на Флийт-стрит, где я работал тогда, спросить, не знают ли там кого-нибудь, кто мог бы срочно перепечатать на русской машинке его новую книгу “Цветы Мории”. Я был рад это сделать, познакомившись при этом с глубоко своеобразными идеями этих стихов. <…> Я сразу же был привлечен к Рериху как писателю-мыслителю. И потому, конечно, с величайшим удовольствием принял любезное приглашение посетить его выставку в Goupil Gallery в мае 1920 года. <…> Я сразу же был до такой степени пленен как искусством его красок, так и широтой и глубиной мысли, что решил всем сердцем посвятить себя его работе <…> За выставкой последовало приглашение побывать у Рерихов дома, и я познакомился с Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом» [201] .
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Елена Рерих. Путь к Посвящению"
Книги похожие на "Елена Рерих. Путь к Посвящению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Ковалева - Елена Рерих. Путь к Посвящению"
Отзывы читателей о книге "Елена Рерих. Путь к Посвящению", комментарии и мнения людей о произведении.