» » » М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь


Авторские права

М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Здесь можно скачать бесплатно "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Республика, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь
Рейтинг:
Название:
Религии народов современной России. Словарь
Автор:
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-250-01818-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"

Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.



Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.

Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.






Советская власть поддерживала позицию и деятельность обновленцев в этот период, используя их в борьбе против возглавляемой Тихоном «реакционной» иерархии. К 1923 им было передано ок. 2/3 храмов. Более половины епископата РПЦ оказалось вынужденным признать обновленческое руководство. Однако обновленцы не смогли надолго удержать завоеванные позиции. Возвращение Патриарха Тихона к руководству церковью в июне 1923, его заявления о лояльности в отношении советской власти, осуждение Священным Синодом живоцерковников как нарушителей канонических норм и внутрицерк. дисциплины вызвали отлив духовенства из обновленческих групп. Рядовые же верующие в своем большинстве восприняли богослужебные и канонические реформы обновленцев как «порчу веры». В силу этих обстоятельств теряли интерес к обновленцам и власти. В период репрессий 30-х гг. были случаи арестов и среди обновленческого духовенства.

Обновленчество перв. трети 20 в. имело противоречивые последствия. Его соц. и политич. ориентации получили развитие в богословских разработках, особенно в связи с участием РПЦ в экуменич. и миротворческом движениях в послевоенный период («Богословие социального служения», «Богословие мира», «Богословие революции» и т. д.). Безуспешные же попытки радикальных преобразований в канонической и богослужебной сферах, предпринятые без учета степени конфес. консерватизма основной массы духовенства и мирян, надолго дискредитировали саму идею обновления. Лишь в кон. 80 нач. 90-х гг. в условиях общего подъема религ. жизни в России наблюдается возрождение либерально-реформаторской тенденции, гл. обр. в среде молодой, светски образованной, но довольно малочисленной группы духовенства (наиболее известные среди них священники А. Борисов, Г. Кочетков, протоиерей И. Свиридов, игумен И. Павлов и др.) и серьезно интересующихся церковно-богословскими вопросами мирян.

Вновь поднимаются темы русификации языка богослужения, перевода церк. календаря на «новый стиль»; ведется также речь о нек-рых изменениях в богослужебной практике и внутреннем устройстве храма (чтение Священного писания, обратившись в сторону молящихся; допущение к проповеди членов клира и богословски подготовленных мирян; крещение взрослых в присутствии членов общины; отказ от глухой перегородки с иконостасом, отделяющей духовенство в алтаре от молящихся в остальной части храма и др.), о необходимости введения принятых Собором 1917–1918, но не осуществленных норм внутрицерк. жизни и управления. Цель предлагаемых преобразований в том, чтобы помочь верующим преодолеть внешнее, ритуально-обрядовое восприятие христ-ва, усвоить его существо (христоцентричность), стать верующими не по традиции, а по сознательному убеждению. Сторонники обновления выступают за диалог с др. христ. церквами, против конфес. нетерпимости, претензии православной церкви на обладание всей полнотой истины. При этом хотя они и упрекают церк. руководство в нежелании проводить назревшие реформы, однако не становятся по отношению к нему в оппозицию, признают для себя обязательным соблюдение требований церк. дисциплины. Тем не менее правосл. традиционалисты усматривают в идеях и действиях нынешних реформаторов преемственность с обновленцами 20-х гг. и указывают на опасную тенденцию в сторону протестантизма («протестантизм «восточного обряда») и католицизма («криптокатолики»), грозящую подорвать догматич. основу православия и единство церкви. Священноначалие, не отвергая в принципе возможность реформирования нек-рых сторон жизни церкви, считает, однако, что оно будет уместным лишь при условии, что не вызовет отторжения у основной массы клира и мирян, не причинит ущерба целостности церкви.

Ю.П. Зуев


Образование и религии. В образовательном пространстве России сложились два подхода к религии, отраженные в концепциях государственной муниципальной школы и негосударственной (религиозной) школы. Оба подхода определены рядом законодательных и распорядительных документов постсоветского периода, в т. ч. Законом «о свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 (п. 2, ст. 4 и ст. 5), Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июня 1992 (ст. 1, 2, 12, 14), статьями Конституции Российской Федерации и др.

Согласно этим документам, образование в государственной муниципальной школе носит светский характер, что предполагает соблюдение таких принципов, выработанных гос-вами светского типа и адаптированных к условиям развития российской школы, как невмешательство церкви в систему государственного образования; недопустимость конфес. обучения и воспитания в государственных учебных заведениях и воспитательных учреждениях, а также недопустимость со стороны государственной системы образования формирования заведомо отрицательного отношения к религии.

Сегодня, когда молодежь испытывает многообразные и часто противоположные мировоззренческие воздействия, российская светская школа ориентируется на мировоззренческий плюрализм, предоставляет учащимся право на свободу в выборе своей мировоззренческой позиции.

Светский характер российской государственной системы образования не исключает возможности изучения религии в ее учебных и воспитательных учреждениях, поскольку огромный пласт культурного наследия не может быть освоен молодыми поколениями с достаточной глубиной без знания религии, органично связанной с такими компонентами культуры, как мораль, искусство, бытовые этнические традиции народов. Однако следует подчеркнуть, что знания о религии, получаемые в государственной системе образования, должны носить информационный характер, преподавание истории религий не ставит целью формирование у учащихся религ. мировоззрения. Религиоведческое образование рассматривается как компонент гуманитарного образования и осуществляется в культурологическом аспекте. Религия рассматривается как часть культуры и осознается как феномен, оказавший значительное влияние на развитие культурных традиций, образ жизни и ментальность народов, исповедующих ту или иную религию. И хотя религиоведческое образование не включено в обязательный образовательный стандарт, религия изучается как в контексте различных общеобразовательных предметов, так и специально. В средних школах и профессиональных учебных заведениях на факультативных занятиях в курсах «История религий», «Религии народов мира», «Религия и культура»; в вузах в рамках религиоведческих дисциплин «История религии», «Основы религиоведческих знаний» и т. д. Учащиеся получают знания об осн. религиях мира (христ-ве, исламе, буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме и т. д.), в т. ч. сведения об особенностях их вероучений, мифологии, символике, культе, св. книгах, этических нормах и учениях, а также об истории и географии их распространения.

Система светского образования функционирует в нашей стране относительно недавно. В дореволюц. время религия (православие) составляла часть государственной системы, образование и воспитание осуществлялись на ее основе. Юридически все учебные заведения считались православными. В строгом смысле не было светским и образование, сложившееся после 1917, хотя декретом и были провозглашены принцип свободы совести, отделение школы от церкви. На практике принцип светскости трактовался как утверждение атеизма. Система образования была ориентирована на воспитание молодых поколений в духе критического непримиримого отношения к религии. Поэтому в силу ограниченности опыта принцип раздельности светского и религ. образования реализуется со значительными трудностями, остается много нерешенных проблем юридического, управленческого, научного порядка.

В нашей стране, как показали исследования, проведенные в последние годы, больше половины населения относит себя к числу верующих. Из них православными назвали себя 75 % опрошенных, мусульманами — 18 %, последователями др. религий — 7 %. Уважая права ребенка и родителей на свободу вероисповеданий, закон предоставляет право на религ. образование, конфес. обучение и воспитание. Оно осуществляется в системе негосударственного образования: в духовных учебных заведениях, готовящих религ. кадры, школах для мирян при религ. объединениях, а также факультативно в любых дошкольных и учебных заведениях и орг-циях — по желанию граждан представителями религ. объединений с зарегистрированным уставом. На территории России созданы и функционируют 52 правосл. учебных заведения, 102 мусульманских, 2 —римско-катол., 2 — буддистских, 3 — иудейских. Увеличивается число учебных и воспитательных учреждений для мирян. Так, система правосл. образования включает школы, возрождающие русское классическое образование, учебные заведения типа реальных школ, церковно-приходские училища, гуманитарные церк. лицеи, где образование базируется на следующих принципах: сообщение учащимся знаний о Боге, воспитание любви к Богу; воспитание нравственного сознания учащихся, воцерковление учащихся, развитие их культуры, формирование духовной и светской образованности, что подразумевает образование как в сфере гуманитарного, так и естественно-научного знания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"

Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Мчедлов

М Мчедлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"

Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.