Айзек Азимов - Путеводитель по Библии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель по Библии"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по Библии" читать бесплатно онлайн.
Книга Азимова — настоящий путеводитель подревней земле, на которой более двух тысяч лет назад произошло событие, изменившее ход всемирной истории. Вы узнаете о Палестине времен Маккавеев и границах владений Ирода Великого. Пройдете путем Христа и апостолов в их земном служении. Азимов касается исторической географии и этнографии, не оставляя без внимания основные библейские сюжеты, идеи, образы и эпизоды, которые так органично вплелись в существование как отдельной личности, так и всего рода человеческого.
Оформление художника Я.Л. Галеевой
Суд., 15: 11. …люди из Иудеи… сказали Самсону: Разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами?
Ядром израильского сопротивления филистимлянам были обитавшие в центре страны колена Рахиль, возглавляемые коленом Ефрема. Они ослабли в войне против хананеев из Заиорданья, которую возглавил Иеффай, поэтому для филистимлян сейчас наступило подходящее время перейти в наступление. Для великой, возможно, решающей битвы было назначено место:
1 Цар., 4: 1. …И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну… а Филистимляне расположились при Афеке.
Местонахождение Афека не определено, но, похоже, есть основания считать, что город Антипатрида, упоминаемый в Новом Завете, был возведен на его месте. Следовательно, Афек находился между восточной границей территории Ефрема (возможно, милях в пяти севернее Рамафаима — родного города Самуила) и северными рубежами филистимской территории (около двадцати пяти миль к северу от Екрона — самого северного города из союза филистимских городов).
Потерпев поражение в первой битве, израильтяне решили исправить положение. Убежденные в том, что физическое присутствие Бога среди воинов обеспечит победу, они принесли ковчег завета в свой лагерь. Филистимляне ужаснулись, узнав, что в стан к израильтянам пришел их сильный Бог. Они собрались с силами и приготовились отчаянно сражаться.
В последовавшем затем крупном сражении израильтяне были наголову разбиты. Два сына Илии, которые принесли из Силома ковчег завета, погибли, а сам ковчег захватили филистимляне. Когда весть об этом достигла старого Илии, первосвященник тут же скончался.
Эта битва, которая могла произойти около 1080 г. до н. э., определила конец Силома как религиозного центра — менее чем через столетие после его создания Иисусом Навином, разместившим в этом городе свой главный штаб.
Фактическая гибель Силома в Библии не описывается: из-за важности Иерусалима как главного религиозного центра упоминания о более древних святилищах в ней сведены до минимума.
И все же в библейском тексте есть один намек: угрожая царю Иудейскому гибелью, пророк Иеремия говорит устами Бога:
Иер. 26: 6. То с домом сим Я сделаю то же, что — с Силомом…
Вполне вероятно, что, выиграв сражение, филистимляне вторглись глубоко на территорию израильтян и разрушили Силом. После этого приблизительно за полстолетия власть филистимлян распространилась на весь Ханаан, которым они более или менее свободно владели. Период с 1080-го по 1030 г. до н. э. можно считать вершиной могущества филистимлян.
Кириафиарим (Кириаф-Иарим)
Силом погиб, но ковчег завета остался — хотя и во вражеских руках. Авторы Библии не позволили себе упустить ковчег из виду (в конце концов он стал величайшей святыней Иерусалима), и они посвятили две главы тому, чтобы проследить его путь по филистимской земле.
Филистимляне, убежденные, что ковчег завета представляет собой физическое присутствие Бога их врагов, испытывали перед ним благоговейный страх и были уверены, что все несчастья, постигшие их после того, как они забрали эту чужую святыню, происходят из-за гнева этого Бога. Вначале беды обрушились на Ашдод, куда принесли ковчег. Затем его отправили в Геф, который пострадал таким же образом, а потом — в Екрон. Жители Екрона с негодованием отвергли его.
Ковчег завета оставался у филистимлян в течение семи месяцев, а затем было решено отправить его подальше от филистимской земли. Он благополучно покинул Филистию и попал в землю Иуды, которая находилась под жестким контролем филистимлян. Первая остановка произошла в Бет-Шемеше (Вефсамисе), который также пострадал от гнева Господа. Тогда ковчег отослали еще дальше, в тот город, где он и остался на два десятилетия:
1 Цар., 7: 1–2. И пришли жители Кириафиарима, и взяли ковчег Господа… С того дня, как остался ковчег в Кириафиариме, прошло много времени… И обратился весь дом Израилев к Господу.
Кириаф-Иарим (Кириафиарим) обычно отождествляют с городом, находившимся приблизительно в десяти милях к северо-западу от Иерусалима. Это был самый отдаленный край области, непосредственно контролируемой филистимлянами. Другими словами, филистимляне, насколько смогли, удалили ковчег от своих населенных центров, причем на такое расстояние, чтобы ефремлянам не удалось снова завладеть им. Но ефремляне и не сделали этого. Когда ковчег завета вновь стал объектом государственного культа, обладать им стали жители Иудеи.
Массифа
Сопротивление, которое колена Рахиль могли оказать после поражения при Афеке, концентрируется вокруг личности Самуила. Еще с детских лет Самуил служил в храме в Силоме, который впоследствии разрушили филистимляне, а позже он стал первосвященником, судьей и великим пророком. Он не отступил перед опасностью и в нужный момент решил собрать народ, чтобы помолиться и принести покаянную жертву.
1 Цар., 7: 5. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу…
Массифа уже упоминалась в связи с событиями, последовавшими после насилия в Гиве. Если рассказ в Книге Судей вымышлен, то упоминание в нем о Массифе как о месте сбора всех колен Израилевых могло быть основано на более исторически достоверной ситуации, связанной с Самуилом, когда он призвал всех разобщенных израильтян собраться в этом городе.
Сейчас на месте Массифы расположена деревня, известная арабам как Неби-Самвел («пророк Самуил»), и именно здесь, по преданию, находится его могила.
Далее Библия сообщает, что филистимляне потерпели при Самуиле крупное поражение и были разгромлены так, что их нападения на Израиль прекратились. Однако это сомнительно. Чем же тогда объясняется, что Саул отчаянно сражался с филистимлянами в последующие годы? Скорее всего, в этом утверждении проявляется антимонархический характер некоторых записей священников, включенных в Первую книгу Царств (а также и в Книгу Судей), и подвиги Саула и Давида отнесены к более ранним временам и отданы первосвященнику Самуилу. Географические пределы влияния Самуила, возможно, более точно предстают в следующей картине:
1 Цар., 7: 16. Из года в год он [Самуил] ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах.
Галгал — это не тот город, что упоминался в связи с переходом Иисуса Навина через Иордан. Считается, что это другой населенный пункт с таким же названием, расположенный примерно посередине между родным городом Самуила Рамой (Рамафаим-Цофимом) и разрушенным Силомом. Вефиль находился в десяти милях к югу от Галгала, а Массифа — в восьми милях юго-западней Вефиля.
Нетрудно представить себе эту протянувшуюся на двадцать миль полосу холмистой местности, принадлежащую Ефрему и Вениамину, которые героически отстаивали почти проигранное дело Израиля и вели более или менее успешную партизанскую войну против филистимлян.
Саул
Как бы успешны ни были действия Самуила, положение оставалось неудовлетворительным. Он лишь удерживал ситуацию, чтобы она не стала хуже, и никаких признаков улучшения не наблюдалось. Необходимо было не просто отражать нападения филистимлян, а победить их. Поэтому, особенно когда Самуил уже состарился, у израильтян все больше назревала потребность в царе. И этот момент наступил — прошло уже полстолетия со времени бедствия, случившегося при Афеке.
Самуил, как изображается в Библии, настраивал народ против монархии, описывая в мрачных красках, какое бремя они взвалят на себя. Здесь опять же проявляется антимонархическая настроенность самого благочестивого историка, составлявшего Библию. Но, несмотря на свое негативное отношение к царской власти, Самуил принялся искать подходящую кандидатуру для царя. И он нашел ее в облике молодого вениамитянина:
1 Цар., 9: 1–2. Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис… У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый…
Саул, очевидно, находился в стороне от насущных проблем, он не участвовал в партизанской борьбе против филистимлян и даже, как выяснилось, не знал Самуила.
Саул встретился с Самуилом, когда он со своим слугой бродил по холмам в поисках трех пропавших ослиц его отца. Они проходили мимо города, где жил Самуил, и слуга, который слыхал о нем, но всего лишь как о чародее, предложил обратиться к этому «прозорливцу» за помощью. За серебяную монету Самуил мог сказать, где находятся ослицы.
Однако у пророка на уме было нечто более важное. Увидев Саула, он понял, что перед ним человек, о котором ему недавно было откровение, — будущий царь Израиля, спаситель от филистимлян. Саул предстал перед ним очень высоким красивым юношей, и Самуил не сомневался, что он станет именно тем царем, вокруг которого объединится весь народ. Возможно, у Самуила промелькнула мысль, что таким молодым человеком будет нетрудно управлять и власть фактически останется в его руках. И Самуил помазал Саула на царство:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по Библии"
Книги похожие на "Путеводитель по Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айзек Азимов - Путеводитель по Библии"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по Библии", комментарии и мнения людей о произведении.




















