Айзек Азимов - Путеводитель по Библии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель по Библии"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по Библии" читать бесплатно онлайн.
Книга Азимова — настоящий путеводитель подревней земле, на которой более двух тысяч лет назад произошло событие, изменившее ход всемирной истории. Вы узнаете о Палестине времен Маккавеев и границах владений Ирода Великого. Пройдете путем Христа и апостолов в их земном служении. Азимов касается исторической географии и этнографии, не оставляя без внимания основные библейские сюжеты, идеи, образы и эпизоды, которые так органично вплелись в существование как отдельной личности, так и всего рода человеческого.
Оформление художника Я.Л. Галеевой
3 Цар., 6: 1. …в четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу.
Несомненно, Хирам был весьма практичен и хорошо понимал, что величественные замыслы его соседа могут принести пользу Тиру, ибо он станет снабжать Соломона необходимой древесиной и рабочей силой, назначив собственную цену, притом немалую:
3 Цар., 5: 7. Когда услышал Хирам слова Соломона, очень обрадовался…
В самой строительной программе нет ничего негативного. Она оживляет экономику страны, предоставляет работу населению, способствует утверждению национальной гордости. Но, к сожалению, соблазн бывает чересчур велик, и Соломон, подобно многим другим монархам (например, египетскому фараону Рамсесу II или французскому королю Людовику XIV), зашел слишком далеко.
Прежде всего, строительство храма означало неумеренное использование принудительного труда:
3 Цар., 5: 13–14. И обложил царь Соломон повинностию весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан…
В Исправленном стандартном переводе этот стих переведен так: «И обложил царь Соломон повинностью принудительного труда весь Израиль».
Несколько позже Библия утверждает, что принудительные строительные работы выполнялись не сынами Израилевыми, а лишь остатками хананеян, которые были таким образом порабощены — так осуществилось проклятие Хама.
3 Цар., 9: 22. Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками…
Однако это звучит скорее как оправдание перед сетованиями израильтян, порвавшими с династией Давида. Скорее всего, для строительства использовали все возможные источники, формируя партии рабочих как из хананеев, так и из израильтян[75]. То же можно сказать и о налогах, которые — Соломон следил за этим — исправно взимались.
О том, насколько Соломон переоценил силы, осуществляя свои строительные замыслы, свидетельствует факт, что он мог не выплачивать Хираму накопившиеся долги деньгами или товарами, а передавал ему во владение земли. Когда строительство было закончено,
3 Цар., 9: 11…царь Соломой дал Хираму двадцать городов…
Переданные таким образом города были частью земельных владений, принадлежавших колену Неффалима в Израиле, что явилось еще одним оскорблением для Израиля, увеличивающим его счет к династии Давида.
Возведение храма — факт настолько важный для авторов Библии, что они не только приводят конкретные даты его постройки, относящиеся к периоду царствования Соломона, но и рассматривают его в широком диапазоне израильской истории:
3 Цар., 6: 1. В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской… начал он [Соломон] строить храм Господу.
Но дата эта неверна. 1449 г. до н. э. (за четыреста восемьдесят лет до начала строительства храма) — это разгар завоевательного правления Тутмоса III, самого победоносного египетского фараона. Исход из Египта тогда был невозможен.
Авторы Библии нередко проявляют глубокий интерес к числам; и действительно, в древнегреческий и древнеримский периоды возникло почти мистическое учение о числах. Оно называлось «гематрия» (искаженное греческое слово «геометрия») и существовало далеко не только среди евреев. Числа обладают особой притягательностью, и их мистические связи и комбинации обнаруживаются во многих культурах. Даже рациональные греки не избежали этого, и великий философ Пифагор основал школу, которая занималась одновременно математическими трудами и мистикой чисел.
Период в четыреста восемьдесят лет мог, в частности, быть предложен по подсчетам разных судей, правивших последовательно, а не одновременно; и эта точная цифра могла возникнуть потому, что 480 — это 12 умноженное на 40. Сорок лет могло считаться сроком жизни одного поколения, а число 12 имеет мистическое значение, указывающее на количество колен Израилевых (или количество знаков зодиака). Этим самым авторы Библии говорят, что храм был построен после Исхода двенадцатью поколениями евреев.
Однако четыреста восемьдесят лет — это почти вдвое больше самого вероятного срока. Если вести отсчет от 1211 г. до н. э., со времени смерти Мернептаха, выходит, что храм начал строиться через 242 года после Исхода.
Семь лет продолжалось строительство, а после его завершения в 962 г. до н. э. храм был освящен и в нем поместили ковчег завета. Соломон построил также себе дворец, и еще один — для своей жены, дочери египетского фараона, и, кроме того, возвел укрепления в разных городах.
При описании храмовой утвари внимание привлекает один предмет, представляющий собой некий математический курьез. Он выполнен тирским мастером по обработке металла:
3 Цар., 7: 23. И сделал литое море, в десять локтей от одного края до другого… и шнурок в тридцать локтей охватывал его вокруг.
Для чего именно предназначалось «литое море», не установлено, хотя, скорее всего, это был сосуд для воды, используемый при проведении различных ритуалов[76].
Интересная особенность: верхний его край по форме, видимо, представлял круг диаметром в десять локтей и длиной окружности в тридцать локтей. Но это невозможно, ибо отношение окружности к диаметру (в математике оно называется «пи») здесь представляется как 30:10, или цифрой 3, тогда как настоящее значение «пи» — бесконечная дробь, начинающаяся с 3,14159… Если диаметр «литого моря» действительно был в десять локтей, тогда его окружность должна была составлять около тридцати одного с половиной локтя.
Это, конечно, объясняется тем, что авторы Библии не были математиками и не особо интересовались этой наукой, а приводили приблизительные числа. И все же тот, кто абсолютно уверен в непогрешимости каждого библейского слова (и кто немного знает математику), может поразиться сообщению, что значение «пи» равно З[77].
Офир
Соломон воспользовался помощью Хирама также и при создании флота. Хирам послал ему тирских моряков, которые в то время были лучшими в мире «корабельщиками, знающими море». Теперь Соломон мог вести морскую торговлю:
3 Цар., 9: 28. И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота… и привезли царю Соломону.
Где мог находиться Офир — совершенно неизвестно, но загадка его местонахождения никогда не переставала привлекать исследователей Библии, хотя бы из-за шедшей о нем славы богатейшей земли. Существует не так много мест, богатых подобными источниками золота, к тому же золото Офира считалось настолько чистым и высокопробным, что выражение «золото Офира» стало таким же крылатым, как «ливанский кедр», «галаадский бальзам» и «быки Васана».
Так, Иов, восхваляя более всего премудрость и утверждая, что ей нет цены, произносит:
Иов, 28: 16. Не оценивается она золотом Офирским…
Один явный намек, касающийся местонахождения Офира, дается за два стиха до этого первого упоминания о нем и связан с морской торговлей Соломона.
3 Цар., 9: 26. Царь Соломон построил флот в Ецион-Гебере, что у Елафа, на берегу Красного моря, в земле Едома.
Ецион-Гебер (Ецион-Гавер) и Елоф (Елаф) находятся у северной оконечности залива Акаба. Когда возник современный независимый Израиль, Елаф был отстроен заново и вновь является государственным портом Красного моря.
Можно согласиться с тем, что Офир находился где-то далеко за Красным морем. И все же вопрос остается открытым. Через Красное море лежал путь в Индию; а позже считали, что Офир мог располагаться и гораздо дальше, в местах, которые славились своим богатством и изобилием, — далеко на Востоке или даже в Перу.
Однако корабли в X в. до н. э. не были приспособлены для длительного океанского плавания. Чем ближе находился Офир от Израиля, тем вероятнее было его местонахождение.
Офир и Фарсис
Еще одно место, которое авторы Библии описывают как источник чистого золота, — это Хавила. Ее местонахождение также неизвестно, но некоторые ученые считают, что Хавила располагалась где-то в южной Аравии, и вполне можно допустить, что Офир тоже находился там, — возможно, на месте нынешнего королевства Йемен. Это наиболее вероятно, так как после упоминания об Офире следует сообщение еще об одном царстве, которое, скорее всего, находилось в тех же землях[78].
Сава
Проникновение Израиля на юг вызвало ответный визит правившей там царицы:
3 Цар., 10: 1. Царица Савская, услышав о славе Соломона… пришла испытать его загадками.
Местонахождение Савы, несомненно, окутано тайной. В юго-западной Аравии, там, где сейчас находится Йемен, существовало царство, известное арабам как Сава, а древним грекам и римлянам — как Савея. Можно почти не сомневаться, что это и была библейская Сава. И возможно, Офир являлся частью этого царства, ибо царица его изображается весьма богатой:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по Библии"
Книги похожие на "Путеводитель по Библии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айзек Азимов - Путеводитель по Библии"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по Библии", комментарии и мнения людей о произведении.