» » » » Григорий Богослов - О себе самом и о епископах


Авторские права

Григорий Богослов - О себе самом и о епископах

Здесь можно скачать бесплатно "Григорий Богослов - О себе самом и о епископах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Григорий Богослов - О себе самом и о епископах
Рейтинг:
Название:
О себе самом и о епископах
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О себе самом и о епископах"

Описание и краткое содержание "О себе самом и о епископах" читать бесплатно онлайн.



Обличения Григория в адрес недостойных клириков звучат как пророческое предупреждение всем будущим поколениям священнослужителей. В XI веке с подобными обличениями к епископам и священникам своего времени обращался Симеон Новый Богослов, явно находившийся под влиянием Григория. До тех пор, пока в Церкви остаются архипастыри, недостойные своего призвания, слово Григория сохраняет свою актуальность.






125 Это знает счастливый город Рим[17] — здесь я, главным

образом, имею в виду тех, кто в нем первенствует.

Эти люди неожиданно удостоили меня некоей чести[18],

а лучше у них иметь хоть немного славы,

чем быть первым по чести среди всех остальных:

130 в самом деле, они намного могущественнее всех!

Когда я был у них, я был в почете,

и даже сейчас, когда я удалился, они осуждают дурных.

Ведь они не могли сделать ничего, кроме этого,

да и сам я не просил их ничего делать. «О город, город!»

135 (если воскликнуть в духе трагедии[19]).

Но добропорядочные и благовоспитанные[20] мои сопастыри,

лопаясь от зависти (вы знаете Фрасонидов[21]:

неотесанность не переносит культуры),

взяли себе в союзники мою телесную немощь, являющуюся спутником трудов моих,

140 которую надлежит почтить всякому,

кто хотя бы немного поработал для Бога;

они, кроме того, ссылались на то, что я не стремлюсь к власти столь великого престола,

в то время как окружающий мир разрывался в борьбе[22].

Итак, по наущению демона выдвинув это обвинение,

145 возлюбленные охотно выслали меня оттуда,

выбросив, как выбрасывают какой-нибудь лишний груз из отягощенного корабля.

Ведь в глазах дурных я был грузом, поскольку имел разумные мысли.

Затем они возденут руки, как если бы были чисты,

и предложат Богу «от сердца» очистительные дары,

150 освятят также народ таинственными словами.

Это те самые люди, которые с помощью коварства изгнали меня оттуда[23]

(хотя и не совсем против моей воли, ибо для меня было бы великим позором

быть одним из тех, кто продает веру[24]).

Из них одни, являясь потомками сборщиков податей,

155 не о чем другом не думают кроме незаконных приписок[25];

{123} другие явились из меняльной лавки, после денежного обмена,

третьи — от сохи, опаленные солнцем,

четвертые — от своей каждодневной кирки и мотыги,

иные же пришли, оставив флот или войско,

160 еще дыша корабельным трюмом или с клеймами на теле[26],

Они вообразили себя кормчими и предводителями народа

и не хотят уступить даже в малом.

В то время как другие еще кузнечную копоть

не смыли полностью с тела,

165 достойные подвергнуться бичеванию или быть сосланными на мельницу[27].

Если перед тем как принести дань своим господам, им удается

сделать небольшой перерыв в работе,

то они тотчас же зазнаются и обольщают некоторых из народа

либо убеждением, либо принуждением.

170 Они стремятся вверх, как скарабеи к небу,

катя шар, только сделанный уже не из навоза[28],

и не опуская голову к земле как раньше:

они думают, что имеют власть над небом,

хотя болтают всякий вздор и даже не могут сосчитать,

175 сколько у них рук или ног.

Но разве все это не великое зло, недостойное епископского сана,

о дражайший?! Не будем мыслить упрощенно

и о столь великом [деле] судить дурно

(хотя мне-то больше нравится униженное положение):

180 епископство, в самом деле, не есть нечто наихудшее. [Напротив,] совершенно необходимо,

чтобы [епископом] был избран кто-нибудь из лучших: я лично избираю

самого лучшего; если же не самого лучшего, то, во всяком случае, не наихудшего[29]

(если, конечно, мое мнение следует принимать во внимание).

И [это важно] особенно сейчас, когда болтливость бушует подобно шторму

185 и проникает в великие города и собрания[30].

{125} И если они пребывают [в истинной вере] непоколебимо, то это для них великая польза,

а если не пребывают — вред преизбыточествующий.

Поэтому-то и должны быть тобой избираемы лучшие люди:

ведь едва ли кому-нибудь из людей средних способностей,

190 даже если бы он и ревностно поборолся, довелось бы одолеть лучших людей.

Это мнение судьи, в высшей степени далекого ото лжи.

Но мне предстанут мытари и рыбаки,

бывшие евангелистами. Ведь они, немощные в красноречии,

весь мир словно сетью уловили своим простым словом

195 и даже мудрецов поймали в свои рыбацкие сети,

чтобы таким образом чудо Слова стало еще более [очевидным].

Причем этого мнения придерживаются многие, против которых обращена моя краткая, но предельно ясная речь[31].

Дай мне веру одного из апостолов,

200 [дай силу] не иметь денег, дорожной сумы

и посоха; быть полураздетым, не иметь сандалий,

жить одним днем, быть богатым только надеждой[32];

быть неискусным в словесном мастерстве;

быть тем, о ком нельзя подумать, что он скорее льстит, [чем говорит правду];

205 [дай силу] не углубляться в исследование чуждых учений.

Пусть явится кто-нибудь, обладающий такими достоинствами, и я приму все:

не имеющего дара слова, позорного, незнатного, волопаса.

Ведь [праведный] образ жизни покрывает [внешние] недостатки.

Будь ты одним из таковых и, хотя бы ты был ловцом лягушек[33],

210 тогда мы вознесем[34] тебя к ангельским хорам!

Так покажи мне хотя бы что-нибудь одно! Но разве ты очищаешь от демонов?

изгоняешь проказу? мертвого воскрешаешь из гроба?

разве ты сможешь прекратить паралич?

Подай руку страждущему и прекрати болезнь!

215 Только так ты сможешь убедить меня пренебречь знанием[35].

{127} Если же нечто состоит из двух частей —

похвального и достойного порицания,

а ты берешь в расчет только первое, тогда как другое охотно обходишь молчанием,

то ты весьма коварно искажаешь истинный образ вещи.

220 Матфей был мытарем, но он удостоился уважения

не как мытарь, но как человек, исполненный Духа.

Петр был главой учеников, но он был «Петром»[36]

не как рыбак, но в силу того, что он был наполнен рвением.

Его образ жизни убеждает меня чтить и рыболовную сеть.

225 Но я отвернусь от тебя, даже если ты будешь прикрываться чем-нибудь благочестивым[37]:

все это суть лишь западня и ловушка.

Ты подобен живописцу, который изображает прекрасные

формы, покрытые растерзанной и пораженной проказой кожей:

или изображай всю красоту, или не изображай ничего!

230 Но и то скажи: можно ли назвать невежественными тех,

кто составил такие [важные] учения и писания[38],

в которых мы с трудом уразумеваем лишь немногое из их глубокого смысла

(хотя мы с детства научены искусству слова)

для объяснения которых в свою очередь написано столько книг и предприняты такие труды,

235 что все наполнено блестящими произведениями, являющимися плодом скрупулезной работы,

написанными на всех языках и отличающихся научным талантом,

имеющими своим плодом возвышенное толкование [этих трудов[39]]?

Как бы им (апостолам — А.Я.) удалось убедить царей, города и собрания,

обвинявшие их и обладавшие великой силой красноречия,

240 [когда они оказывались] перед судьями и в театрах?

Как бы им удалось убедить мудрецов, юристов, высокомерных Эллинов

(когда они выступали перед народом и были искусны в красноречии)

и обличить их публично,

{129} если бы они не были причастны к той культуре[40], в знании которой ты им отказываешь.

245 Может быть, ты скажешь о силе Духа,

и это будет справедливо, но обрати внимание на то, что из этого следует:

ты-то разве не причастен Духу? и, само собой,

ты очень гордишься этим. Почему же ты лишаешь культуры (λόγος)

тех, кто стремится к ней? Но ты, конечно, напрасно

250 приписываешь это[41] природе Духа

и праведникам: свойство Первого — вдыхать Слово (λόγος),

праведники же Им вдохновляются, и поэтому они являются мудрыми[42].

Таким образом, ты запутался в своих же словах,

о, ты, усердно говорящий именно

255 то, о чем лучше не болтать, но что должно скрывать внутри себя.

Я знаю, что дух противников безгласен[43]:

лучше, чтобы он молчал, чем говорил дурное.

Отверзи уста, Слово Божие, тех,

кто говорит правильно, и отяготи уста тех,

260 кто извергает, хрипя, шипение аспидов

и изливает из сердца братоубийственный яд.

Вот таков и ты: какой

еще может быть речь невежды? Какова же истина

и как лучше мыслить, я кратко расскажу.

265 Были некогда люди, выдающиеся, как никто другой,

но совершенно[44] несведущие в изящной словесности[45].

Ведь дело обстоит вот как: всякая наша речь двояка —

она состоит из слов и смысла; первые подобны внешней


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О себе самом и о епископах"

Книги похожие на "О себе самом и о епископах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Богослов

Григорий Богослов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Богослов - О себе самом и о епископах"

Отзывы читателей о книге "О себе самом и о епископах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.