» » » » Нил Сорский - Творения


Авторские права

Нил Сорский - Творения

Здесь можно скачать бесплатно "Нил Сорский - Творения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Творения
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Творения"

Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.



В собрание творений преподобного Нила Сорского вошли: предисловие и послесловие к «Соборнику» Нила Сорского, Молитва Кирилла Иерусалимского об умерших в переводе и редакции Нила Сорского, Молитва старца Нила, «Предание и устав», четыре послания и Завещание.






Отв. Не малодушествовать. "Ежели, говорит преподобный Нил, нс можешь молиться в безмолвии сердца и без помыслов, и ежели видишь, что они в уме твоем распложаются: то немалодушествуй о сем, но, ни на что не смотря, пребывай в молитве. Блаженный Григорий Синаит, совершенно зная, что не возможно нам, страстным, победить лукавые помыслы, сказал: "никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, ежели сам Бог не удержит его и не отреет помыслы. Только сильные и многопреуспевшие в духовном делании в состоянии удерживать ум и прогонять помыслы. Но и они не своею силою прогоняют их, а с Богом подвизаются в противоборствовании им, облекшись благодатию и во всеоружие Его. Ты же, продолжает блаженный Григорий, узрев нечистоту лукавых духов, т. е. помыслы, в уме твоем воздвизаемые, не ужасайся, и не смущайся. И если бы стали представляться тебе, по видимому, добрые какие-либо предметы, не обращай на них внимания; но, елико можно, удерживая дыхание и ум затворяя в сердце, вместо оружия, призывай Господа Иисуса часто и прилежно, — и все помыслы невидимо отбежат, как бы от огня, опаляясь Божественным именем Господа Иисуса".

39. Вопр. А если и за сим не отбежат: что предпринять иноку?

Отв. Если же и после сего не перестают вторгаться и стужать помыслы: то встань и помолись на них, — именно на них, и потом с твердостию продолжай первое дело, т. е. призывание имени Иисусова, с затворением ума в сердце. А о том, как совершать молитву на помыслы, скажем, с Божиею помощию, после. Когда помыслы и после молитвы на них безстудствуют и нападают, так, что невозможно охранить умом сердце: то устами начни произносить молитву, и произноси ее непрестанно, долго, крепко и терпеливо.

В случае же разслабления и изнеможения, призывай Бога на помощь, и понуждай себя, сколько есть силы, не прерывая молитвы; и все сие совершенно, Божиею помощию, отгонится и исчезнет. Когда же ум утишится и освободится из плена помыслов, тогда опять внимай сердцу и совершай молитву душевно или умно. Ибо многоразличны упражнения и труды добродетели; но все они суть токмо частности в отношении к трезвению. Сердечная же молитва есть источник всякаго добра; и как сады напаяются водою, так она напаяет душу, говорит Григорий Синаит. Блаженный сей Отец, уразумев писания всех духоносных Отцев и последуя им, повелевает всеприлежно пещися о молитве, отревая во время ея всякий помысл не только злый, но и добрым кажущийся. Ибо безмолвием называет он устранение на время всех помышлений, дабы, приемля их, как благия, не лишиться важнейшаго; безмолвие есть — Господа искать в сердце, т. е. умом блюсти сердце в молитве, и сим единым всегда быть заняту, как говорит Симеон новый Богослов".

40. Вопр. Что внушает преподобный Нил о немалой трудности в начале и о способе совершения умной молитвы?

Отв. "Дело сие, т. е. ум блюсти в сердце, устранив все помыслы, доколе не стяжется навык, весьма трудно;-трудно не только для новоначальных, но и для тех, кои, хотя долго трудились, но сладость молитвы, по действию благодати ощущаемую внутри сердца, еще не приобрели и не ощутили. И по опыту известно, сколь тяжело (жестоко) и неудобоисполнимо для немощных сие упражнение (в молитве умной). Тот же, кто обрел благодать, молится без труда и с любовию утешаясь благодатию. Когда воздействует молитва, тогда ея действие совершенно сосредоточивает ум в себе, услаждает его и от всякаго пленения разрешает, говорит Св. Григорий Синаит. Посему надлежит терпеливо пребывать в молитве, доколе возможно, отвращаясь от всех помыслов, и до времени не вставать на пение. "В терпении, говорит, да будет седение твое, по сему слову Ап. Павла: в молитве терпите (Кол. 4, 2). И не скоро вставай даже при ощущении томления болезненнаго и ослабления мысли от вопля (благопристойнаго) и плача, памятуйте пророческое слово: яко болящая, егда приближается родити, болезнует (Ис. 26, 17)". И святаго Ефрема, так научающаго: боли (т. е. переноси) болезнь болезненне, да мимо течеши т. е. избавишься от суетных болезней болезни. И Григорий Синаит повелевает, чтобы, преклонив главу и выю, мы не малое время терпели в молитве, усердно, призывая на помощь Господа Иисуса, поникнув долу и собрав ум в сердце, если токмо оно отверсто уже; и в подтверждение сего приводит он (Григорий) глагол Самаго Господа Иисуса: яко нуждно есть царство небесное, и нуждницы восхищают е (Матф. 11, 12). Под словом: нуждно и нуждницы, Господь разумеет тщание крайнее и болезненный труд".

41. Вопр. В случае крайняго изнеможения при совершении умной молитвы, что преподобный Нил внушает предпринять?

Отв. "В ответ на сие блаженный авва Нил приводит того же подвижника, т. е. Григория, который говорит: "когда ум от напряжения утомится и изнеможет, и когда тело и сердце почувствуют некую боль от усильнаго и непрерывнаго призывания Господа Иисуса; тогда примись за пение, дабы подать ему некую ослабу и упокоение. Таков (чин) устав делания духовнаго-высший, и таково наставление премудрых для всех подвижников, один ли кто пребывает или с учеником! (*) Ежели есть у тебя ученик верный, продолжает тот же Отец, то пусть он читает Псалмы; ты же сердцем внимай. Дабы не впасть в прелесть, не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений. Ибо парения (сильныя мечтания и движения) не престают быть и тогда, когда ум стоит в сердце и совершает молитву; и никто не в состоянии владычествовать над ними, кроме достигших совершенства благодатию Духа Святаго и кроме стяжавших неколеблемость (еже не парити) ума Иисусом Христом".

(*) Эти слова показывают, что блажен. Нил писал устав свой именно — для скитскаго жития, которое подвижники проводят или в одиночестве, иди в обществе одного и не более — двух учеников

42. Вопр. Что преподобный Нил говорит к сему о псалмопении?

Отв. "Сей же преподобный Григорий, — его-то слова и приводит в ответ авва Нил-собственным опытом прошедши путь духовный, повелевает и нам прилагать все тщание о молитве (умной). Псалмов же употреблять мало для прогнания уныния, прилагая и тропари покаянны без пения (безпесненно), по сему слову Лествичника: яко не воспоют сицевии: ибо довлеет им в веселие сердечная болезнь, яже о благочестии бываемая, как говорит Святый Марк, и теплота духовная, подаемая им в отраду и утешение. Велит он также присовокуплять трисвятое на всякое пение (кафисму) и аллилуия всегда, по чину древних отец: Варсонофия, Диадоха и прочих".

43. Вопр. Какое замечание приводится блажен. Нилом о наставлении Св. Златоуста относительно распределения времени иноческих упражнений?

Отв. "Что касается, говорит, до Златоустова устава, коим в духовном упражнении полагается час молиться, час читать, час петь и таким образом проводить весь день: он-добр, смотря по времени, мере и силе подвизающагося. Это пусть будет в твоей воле: или располагать себя по сему распределению Златоуста, или же неотступно держаться того, чтобы всегда пребывать в деле Божием (в умной молитве). Когда, по благодати Божией, почувствуется сладость молитвы, и когда молитва воздействует в сердце, тогда наипаче повелевает (Св. Григорий Синаит) прилежать ей. "Если, говорит, ощущаешь, что молитва действует в твоем сердце и не престает производить в нем движения, не оставляй ея и не воставай на пение (псалмов), пока, по смотрению Божиею, она не оставит тебя. Ибо так поступив, ты оставил бы Бога внутрь, сталь бы призывать Его вне себя, и спустился бы сверху вниз. Таким образом ты и молитву упустишь, и ум лишишь тишины его, тогда как безмолвие, по самому имени своему, требует, чтобы хранить его (ум) в мире и тихом спокойствии: Бог есть мир, чуждый всякаго смущения и безпокойства".

44. Вопр. Какое наставление дает преподобный Нил для тех иноков, кои в совершении умной молитвы невежествуют?

Отв. "Неведущим, говорит он, молитвы (умной), которая, по слову Лествичника, есть источник добродетелей, напаяющий их, как духовныя насаждения, подобает много проводить времени в пении, и часто сменять одно духовное упражнение другим.

Из упражнений же иныя приличествуют в безмолвии живущим, а иныя-в общежитии. То или другое, по слову премудрых, хорошо в своей мере и на своем месте. Впрочем, сказали Отцы, надлежит петь в меру, наиболее же быть заняту молитвою. Когда же найдет разленение, должно петь (псалмы), или читать о житии и подвигах Отцев. Ибо нет надобности для ладии в веслах, когда несет ее ветр и преносит чрез море страстей; но когда ладия остановится (от безветрия), тогда надобно употребить весла или даже иную меньшую ладию для перевоза".

45. Вопр. О всенощном стоянии и пении что сказует преподобный Нил? Что также об умной молитве, превосходящей их?

Отв. "Желая поспорить, некоторые указывают на Святых Отцев и на нынешних подвижников, кои совершали всенощное стояние и непрестанное пение. Таковым Св. Григорий Синаит повелевает отвечать от Писаний так: "He во всех все совершенно по недостатку тщания и по изнеможению силы; но и малое в великих не всегда мало; и великое в малых не всегда совершенно. И не все подвижники, древние и нынешние, одним и тем же путем шествовали, и не все всё до конца исполнили".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Творения"

Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нил Сорский

Нил Сорский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нил Сорский - Творения"

Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.